В УФАС рассказали, как прошли закупки Универсиады
18 марта на пресс-конференции руководство краевого УФАС рассказало о предварительных итогах работы ведомства в сфере контроля за закупками в ходе подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады. Несмотря на треть нарушений, закупочная кампания была проведена на "высоком профессиональном уровне". Однако подводить окончательные итоги пока рано: основная работа еще впереди. Снесенные к Универсиаде павильоны не вернутся на улицы Красноярска.
Уникальная подготовка
Как рассказал замруководителя Красноярского УФАС Олег Харченко, особенностью проведения зимней Универсиады в Красноярске стало отсутствие "обеспечивающего" закона, устанавливающего специальные процедуры для формирования материально-технической базы мероприятия. Такие специальные законы принимались при подготовке зимней Олимпиады в Сочи и летней Универсиады 2013 года в Казани.
Для нынешней Универсиады "изначально дана посылка – закупайте в рамках действующего законодательства, никаких послаблений не будет". Поэтому все закупки проводились в рамках стандартных процедур, установленных законами 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц".
Что касается 44-ФЗ, то здесь все регламентировано достаточно жестко, да и сам "закон больше похож на инструкцию". Поэтому выявлять нарушения проще.
"По закону 223-ФЗ практически все жалобы были признаны необоснованными. Не из-за того, что не было нарушений, а из-за того, что сам по себе 223-й закон менее жесток по отношению к процедурам. Он достаточно рамочный, и там можно „поиграть фантазией“ и в положении о закупке сделать все возможные ходы для того, чтобы закупка прошла так, как необходимо заказчику", – подчеркнул замруководителя краевого УФАС.
Еще одна уникальная ситуация – создание дирекции Универсиады в форме автономной некоммерческой организации. Такие организации не подпадают под антимонопольный контроль закупок в силу закона. "Там закупки осуществлялись еще менее регламентировано, чем по 223-му закону. К нам поступило очень много заявлений в виде жалоб, и мы их не рассматривали в силу отсутствия полномочий", – отметил Олег Харченко.
Впрочем, закупки дирекции Универсиады не останутся без внимания – в ведомстве внимательно присматривались к тому, "что там происходит" и несколько дел о нарушении антимонопольного законодательства уже рассматриваются УФАС. "Здесь „terra incognito“. По закупкам, осуществляемым непосредственно АНО „Дирекция Красноярск 2019“ вся работа еще, в большей степени, впереди", — добавил он.
Нарушений достаточно, но работали хорошо
"Всего было обжаловано чуть менее 50 закупок. Но это не означает, что было около 50 жалоб. Жаловались помногу со всех концов нашей необъятной Родины. Можно сказать, что каждая третья закупка в итоге оказалась проведенной с нарушениями действующего законодательства", – сказал Олег Харченко.
По его словам, при проведении закупок Универсиады в основном допускались два типа нарушений: документация составлялась так, чтобы обеспечить возможность участия и победы заранее известных хозяйствующих субъектов либо необоснованно отклонялись заявки участников в связи с их соответствием или, напротив, не соответствием установленным требованиям. В первом случае УФАС приходилось выдавать предписания о внесении изменений в документацию, "фактически речь шла о том, чтобы проводить закупку заново".
Несмотря на это, в целом ведомство дает положительную оценку закупочной практике государственных и муниципальных органов при подготовке к Универсиаде. По мнению УФАС "закупочная составляющая XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года действительно реализована на высоком профессиональном уровне". Тому есть несколько причин.
Во-первых, в подавляющем большинстве случаев нарушения не повлекли за собой аннулирование закупок и не повлияли на сроки исполнения контрактов. Речь идет о составлении документации о закупках с нарушением установленных требований, нарушении порядка рассмотрения заявок участников.
Во-вторых, по результатам рассмотрения жалоб на поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков включено всего два юридических лица: фирма из Владимирской области, которая не поставила оборудование для медицинского центра в Деревне Универсиады, и печально известное ООО ИЦ "СпецПромПроект, устроившее коллапс на пр. Мира в 2017 году.
В третьих, не было ни одной обоснованной жалобы по статье 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, а также порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
Наконец, как следует из заявления Олега Харченко на пресс-конференции, на положительную оценку закупочной практики повлияло отсутствие законодательных преференций для исполнительных структур Универсиады.
На что жаловались
Жалобы на строительство объектов Универсиады в основном рассматривались центральным аппаратом ФАС, так как сметная стоимость объектов превышала 1 млрд. В 2016-2017-х годах цена закупок опустилось ниже миллиарда и дела по ним рассматривались уже в краевом УФАС.
Дирекция Универсиады направила в УФАС три заявления о незаконном использовании символики Универсиады. Два из них признаны необоснованными, поскольку "не любое изображение собаки воплощение U-лайки", как виделось дирекции. Тем не менее, по одному делу назначена экспертиза, оно находится будет рассмотрено в апреле, рассказал Олег Харченко.
По медицинскому кластеру УФАС прекратило два дела. Но будет рассмотрено дело по поставке операционных столов для больницы скорой помощи им. Н.С. Карповича. Пока по нему также проводится экспертиза. Были жалобы и по крытому катку "Первомайский", одно дело уже рассмотрено, — добавил он.
Жалобы в суд посыпались и на действия самого УФАС. "Нельзя сказать, что желающие поучаствовать в Универсиаде и отсеявшиеся на торгах, покинули их с удовлетворением. В настоящее время мы находимся в целой серии судебных процессов, когда обжалуются наши действия по признанию необоснованными их жалоб, в частности по поставке снегоуплотнительной техники. Один арбитражный суд мы уже выиграли. Многим хотелось подсунуть дорогостоящую технику и сейчас мы вынуждены отстаивать правомерность своих действий", — сказал замруководителя УФАС.
"Все еще впереди"
Универсиада прошла, и большинство контрактов уже исполнено. "Все понимали, что разбор полетов начнется после 12 марта. И действительно это так. Абсолютно свежее заявление в наш адрес – Управление ФСБ по Красноярскому краю на прошлой неделе направило бумагу относительно деятельности КГБУ Центр питания, — рассказал руководитель краевого УФАС Валерий Захаров. И подметил: это как раз 223-й закон, по которому, образно выражаясь, „что записали в положение о торгах, то и законно“.
ФСБ полагает, что „Центр питания“ без конкурентных процедур закупило на общую сумму 250 млн руб. продуктов, „из которых потом производилось то, чем питались спортсмены“. А механизм ухода от конкурентных процедур был „банальным до невозможности: в положении о торгах организация прописала возможность заключения контрактов с единственным поставщиком при организации любых мероприятий, связанных с Универсиадой, пояснил Валерий Захаров.
Олег Харченко добавил: не все гладко и с торгами на строительство объектов Универсиады - выяснилось, что строить пришлось не то и не так, как было указано изначально.
“Сейчас в судах уже появились иски с целью понудить заказчика заплатить сверх. Соответственно, у других участников аукционов также возникают вопросы о том, почему победители начали строить не то и в другие сроки", – пояснил руководитель краевого УФАС.
Возращения павильонов ждать не стоит
Еще один итог Универсиады – зачистка центральных улиц Красноярска от пестрых киосков и павильонов. В целях подготовки к Универсиаде Администрация Красноярска передала земли вдоль центральных улиц города, занятых временными сооружениями, муниципальному казенному учреждению "Управление дорог и благоустройства", а их владельцев обязала убрать сооружения с этих территорий.
УФАС поддержало владельцев павильонов и обязало городскую администрацию отменить передачу участка в границах улиц Карла Маркса – Робеспьера – Конституции СССР МКУ "УДИБ", а также отозвать все уведомления о досрочном расторжении договоров на размещение временных сооружений. Чиновники обжаловали предписание в Арбитражный суд Красноярского края, и тот признал его незаконным. По мнению арбитража, администрация действовала в рамках своей компетенции, а негативное влияние на конкуренцию не доказано. Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе принятое по делу решение. УФАС подало кассационную жалобу, но 14 марта ФАС Восточно-Сибирского округа оставил ее без удовлетворения (дело А33-10244/2018). Ведомство не планирует подавать жалобу в Верховный суд, так как "ситуация уже получила оценку", пояснил Право.Ru/Красноярск Олег Харченко.
Напомним, несколькими днями ранее в краевом УФАС также подвели итоги работы за 2018 год (См. "Красноярское УФАС рассказало, как защищало конкуренцию в 2018 году").
Мария Петрова