Красноярское УФАС рассказало, как защищало конкуренцию в 2018 году
Управление ФАС по Красноярскому краю опубликовало доклад об итогах деятельности в 2018 году. В документе подробно расписаны выявленные нарушения антимонопольщиками нарушения в области защиты конкуренции и приведены их конкретные примеры. В числе главных тенденций – стабильно высокое ограничение конкуренции властями, рост количества антиконкурентных соглашений, уменьшение случаев злоупотребления доминирующим положением.
Немного цифр
Число жалоб на ограничение конкуренции, поступающих в УФАС, на протяжении последних трех лет колеблется в пределах тысячи: в 2016-м их поступило 946, в 2017-м – 957, а в 2018-м – 947.
Их структура менялась, и в последние два года стабилизировалась. Самой "жалобной" в 2017-2018 годах стала ст. 10 закона "О защите конкуренции", запрещающая злоупотребление доминирующим положением. По ней в 2018 году поступило 461 жалоба, в 2017-м – 472. На втором месте по количеству поданных жалоб – ст. 15 антимонопольного закона о запрете антиконкурентных актов и действий органов государственной власти и муниципалитетов: 220 жалоб подано в 2018 году и двумя менее в 2017-м. Третью позицию занимают жалобы о запрете согласованных действий хозяйствующих субъектов, предусмотренном ст. 11 закона. Их в 2018 году поступило 72, в 2017- 85.
Но не каждая жалоба ведет к возбуждению дела. Общее число дел, возбужденных антимонопольным органом за три года незначительно сократилось: в 2016-м возбуждено 160 дел, в 2017-м – 140, в 2018-м – 121.
Самой применяемой оказалась статья 15 Закона "О защите конкуренции". По признакам ее нарушения антимонопольным органом в минувшем году возбуждено 30 дел, по итогам рассмотрения которых вынесено 24 предписания. По признакам ограничения конкуренции согласованными действиями (11 ст. закона "О защите конкуренции) в 2018 году возбуждено 25 дел, вынесено 5 предписаний. По ст. 10 антиконкурентного закона о запрете злоупотребления доминирующим положением возбуждено 18 дел, выдано 3 предписания.
Заминувшие три года не поступало жалоб и не возбуждалось дел только по статьям 19-21 закона "О защите конкуренции" о предоставлении государственных и муниципальных преференций.
Влияние власти ограничить
Органы госвласти и муципалитеты продолжают ограничивать конкуренцию. В 2018 году возбуждено 30 дел по ст. 15 закона "О защите конкуренции" о запрете антиконкурентных актов, соглашений и действий со стороны государственных и муниципальных органов. Выявлено 56 нарушений, выдано вдвое больше предписаний об их устранении. Для сравнения: в 2017-м возбуждено 20 дел, выявлено 54 нарушения, выдано 12 предписаний.
Незаконным антиконкурентным действиям со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и других осуществляющих их функции органов или организаций подверглись хозяйствующие субъекты, действующие таких сферах как торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, изготовление и размещение фасадной рекламы, сельское хозяйство, операции с недвижимостью, ЖКХ, строительство, пассажирские перевозки автотранспортом, продажа лекарств и медицинских изделий, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение.
Самым известным здесь стало дело о передаче муниципальному учреждению "Управление дорог и благоустройства" земельного участка в центре Красноярска в рамках подготовки к зимней Универсиаде-2019. Это повлекло досрочное расторжение договоров на размещение временных сооружений, расположенных в границах переданного земельного участка. УФАС поддержало владельцев павильонов и обязало администрацию Красноярска отменить передачу участка в границах улиц Карла Маркса – Робеспьера – Конституции СССР МКУ "УДИБ", а также отозвать все уведомления о досрочном расторжении договоров на размещение временных сооружений. Городская администрация обжаловала это предписание в Арбитражный суд Красноярского края, который признал его незаконным. Арбитраж пришел к выводу, что администрация действовала в рамках своей компетенции, а негативное влияние на конкуренцию не доказано. Третий арбитражный апелляционный суд оставил в силе принятое по делу решение. УФАС подало кассационную жалобу, но 14 марта ФАС Восточно-Сибирского округа оставил ее без удовлетворения (дело А33-10244/2018).
Еще один заметный спор – между УФАС и Законодательным Собранием – касается признания не соответствующим закону "О защите конкуренции" краевого закона "О государственной поддержке продвижения пищевых продуктов в Красноярском крае". По мнению УФАС, с которым согласились арбитражные суды трех инстанций, положения регионального закона об избирательной поддержке сельхозпроизводителей свидетельствуют об ограничении конкуренции. Несмотря на это, предупреждение краевого УФАС о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством регионального закона не исполнено. В декабре 2018 антимонопольщики вынесли решение о признании закона края противоречащим пункту
8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" и подаче иска в суд. Иск они намерены подать в первом квартале 2019 года.
Действия рассогласовать
На 60 % выросло число дел, возбужденных по признакам нарушения ст. 11 закона "О защите конкуренции" о запрете соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В 2018 году таких дел было возбуждено 25, а в 2017 – всего 15. В результате их рассмотрения выявлено 21 нарушение. 10 юридическим лицам назначен оборотный штраф. Самые большие штрафы придется уплатить АО "Красноярскнефтепродукт" — 1 241 882, 91 руб., ООО "Бастион" — 791 296 руб., АО ПИК "Офсет" - 710 282 руб. и ООО ЧОП "Темучин-Ачинск" — 708 580,14 руб.
Абсолютное большинство таких нарушений приходится на "иные соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию" — 20 дел. В качестве примера таких действий антимонопольный орган указал на заключение между управляющей компаний и расчетным центром агентского договора о начислении и приеме платежей, которым собственникам помещений необоснованно навязано внесение платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет конкретного расчетного центра. Арбитражный суд Красноярского края подтвердил законность решения УФАС.
Почти все эти нарушения допущены предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения (10 случаев) и строительного комплекса (8 случаев).
Доминанта сдает позиции
Злоупотреблять доминирующим положением стали реже. В 2018 число рассмотренных по ст. 10 закона "О защите конкуренции" сократилось на 56,1%: если в 2017-м УФАС рассмотрело 41 дело, то в 2018-м – всего 18. Выявлено 18 нарушений.
Чаще всего это нарушение выражалось в навязывании невыгодных условий договора контрагенту (7 случаев) и создании дискриминационных условий (3 случая). Так, созданием дискриминационных условий УФАС признало включение в положение о закупках товаров, работ, услуг заказчика основания для закупки у единственного поставщика, позволяющего заключать договоры/контракты с дочерними и зависимыми обществами по любым потребностям без проведения публичных процедур. По мнению антимонопольщиков это может привести к тому, что иные хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение с зависимыми и дочерними юридическими лицами заказчика.
Среди прочих нарушений — необоснованный отказ от заключения договора, создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка, включение в договор условий, породивших правовую неопределенность для контрагента, необоснованный отказ от оплаты транспортных услуг по договору, неправомерное введение ограничения электроснабжения объекта неправомерное установление факта неисправности прибора учета электрической энергии и другие. В последнем случае УФАС разъяснило, что установление сетевой организацией на границе балансовой принадлежности прибора учета не является основанием для проведения внеплановой проверки объекта контрагента и признания непригодным прибора учета электроэнергии, принадлежащего контрагенту.
Более половины всех случаев злоупотребления доминирующим положением приходится на сферы электро – и теплоснабжения – по 6 и 5 нарушений соответственно, затем в сфере железнодорожного транспорта, где зафиксировано 3 нарушения.
Источник: Доклад Красноярского УФАС по итогам 2018 года.
Мария Петрова