Восьмое заседание VII сессии парламента края: новеллы законотворчества
В ходе заключительного заседания депутаты приняли ряд законов в первом и втором чтениях. Всего рассмотрено 38 законопроектов. Вводятся муниципальные округа. Утверждено исполнение краевого бюджета за 2018 год. Застройщикам дадут землю без торгов в обмен на деньги для обманутых дольщиков. Правительство края утвердит схему размещения отходов. Медики, преподаватели, студенты и аграрии получат дополнительную поддержку. Определены основы инвестиционной политики.
В крае появятся муниципальные округа
Новый вид муниципального образования в административно-территориальной системе края появится в связи с принятием изменений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми предусмотрено создание муниципальных округов.
Согласно этому федеральному закону муниципальный округ представляет собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
"Создание муниципальных округов предполагает одноуровневую систему управления: все представительные и административные функции поселений будут переданы в административный центр округа", — пояснили в пресс-службе краевого парламента. Первый заместитель губернатора Сергей Пономаренко добавил, что поправка лишь расширяет перечень административно-территориальных единиц и дает населению более широкий выбор способов осуществления местного самоуправления; каждая территория будет самостоятельно принимать решение о модели самоуправления.
Поправка в ст. 32 Устава Красноярского края о введении муниципальных округов принята в первом чтении.
Строителям предоставят землю без торгов в обмен на деньги для обманутых дольщиков
Застройщики смогут без торгов получить земельные участки для строительства многоэтажек с общим объемом жилых повешений не менее 10000 квадратов, если помогут обманутым дольщикам. Речь идет о завершении строительства домов, для достройки которых требуется не менее 50 млн руб., и включенных в адресный перечень незавершенных строительством многоквартирных домов в соответствии с законом "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков на территории Красноярского края".
Для этого теперь можно не только передать жилые помещения общей площадью не менее 10% от своего будущего инвестиционного проекта, но и внести деньги в эквивалентном размере – "не менее 10 % от стоимости общей площади жилых помещений, строительство которых предусмотрено инвестиционным проектом".
При определении такой стоимости применяется цена одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предложенная участниками инвестиционного проекта, но не ниже средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Красноярскому краю, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на дату представления инвестиционного проекта с обосновывающими документами.
Деньги застройщиков будут передаваться в учрежденный правительством Красноярский краевой фонд жилищного строительства, который затем будет выделять дольщикам квартиры или достраивать их жилье.
Новая возможность предусмотрена поправками в закон "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае". Пока поправки приняты в первом чтении. Ко второму чтению (ориентировочно в сентябре) планируется доработать подзаконные акты, регламентирующие механизмы передачи денег и квартир.
Скорректированы правила предоставления мер соцподдержки по оплате жилья
В целый ряд краевых законов вносятся поправки, направленные на их приведение в соответствии с федеральным законодательством. Законопроект принят сразу в двух чтениях.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса меры социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилья, коммунальных услуг, тепловой энергии предоставляются в форме компенсаций, а не субсидий, как это было предусмотрено краевым законодательством. Отличие компенсации от субсидии в том, что для получения социальной выплаты ее адресату сначала придется в полном объеме оплатить услуги, а потом получить возмещение в счет их уплаты. Поправки об изменении формы предоставления мер социальной поддержки с субсидии на компенсацию вносится в закон края "О мерах социальной поддержки ветеранов", "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края" и др.
В краевых законах отразится установленный ст. 171 ЖК запрет требовать от граждан при предоставлении мер соцподдержки документы, подтверждающие уплату взносов на капитальный ремонт.
При принятии решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки будет учитываться только задолженность за оплату жилья и коммунальных услуг, подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Информацию о наличии задолженности уполномоченные органы и учреждения должны будут получать без участия граждан из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Однако в краевом законодательстве это правило начнет действовать с 1 января 2021 года, после технических доработок системы, поскольку пока эту информацию из нее получить невозможно.
Законопроект также продлевает с 1 января 2020 года действие мер социальной поддержки в форме 100 % оплаты жилого помещения, отопления и электрической энергии в пределах социальной нормы площади жилья и установленных нормативов потребления коммунальных услуг руководителям, тренерам, инструкторам-методистам муниципальных физкультурно-спортивных организаций. Для получения льготы они должны участвовать в реализации программ спортивной подготовки, работать и проживать в сельских населенных пунктах, поселках городского типа по основному месту работы.
Инвесторов поддержат системно
Сразу в двух чтениях принят проект закона "Об инвестиционной политике в Красноярском крае".
Он систематизирует действующие нормы краевого законодательства о поддержке инвестиционной деятельности, а также предусматривает новые направления стимулирования бизнеса.
Инвесторам будет оказываться финансовая, налоговая, имущественная и инфраструктурная, информационно-консультационная и организационная поддержка. Закон подробно определяет, что относится к каждой из форм господдрежки.
Закон устанавливает полномочия органов власти в области инвестиционной политики, вводит институт инвестиционных уполномоченных, определяет понятие муниципального комплексного проекта развития, специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, объектов инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности.
Поддержка инвестиционной деятельности будет осуществляться на основе принципов законности, открытости и доступности информации, а также равенства прав субъектов инвестиционной деятельности, баланса государственных интересов и бизнеса. Провозглашение равенства субъектов инвестиционной деятельности позволит малому бизнесу получить поддержку в рамках закона.
Введение института инвестиционных уполномоченных поможет эффективно сопровождать инвестиционные проекты и уменьшит бюрократическую нагрузку на бизнес. В каждом госоргане края, "осуществляющем нормативное регулирование в определенной области государственного управления" будет выделено специальное должностное лицо – инвестиционный уполномоченный. Он будет помогать инвесторам при реализации проектов. Муниципалитеты также могут назначить своих инвестиционных уполномоченных.
Комплексные инвестиционные проекты муниципалитетов позволят эффективно развивать экономику районов, а также создавать, приобретать, реконструировать необходимую для их реализации инфраструктуру за счет средств краевого или местного бюджетов.
Правительство решит, где и как утилизировать отходы
Краевое правительство получит полномочия по утверждению и корректировке территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами – документа, который содержит данные о месте образования и складирования отходов в регионе, информацию о показателях по их обезвреживанию, утилизации и размещению, о необходимых капитальных вложениях в строительство мусороперабатывающих заводов, сведения о том, как формируется плата за вывоз мусора. Практика закрепления этого полномочия за высшим исполнительным органом субъекта сложилась в 42 регионах, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирскую область.
В настоящее время полномочия по утверждению территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления не закреплены ни за одним органом исполнительной власти края. В действующей редакции статьи 5 краевого закона "О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края" закреплено полномочие министерства экологии края по утверждению, корректировке территориальных схем обращения с твердыми коммунальными отходами, а не со всеми отходами производства и потребления.
Полномочия по разработке и проведению общественного обсуждения территориальной схемы в части твердых коммунальных отходов законопроект предлагает сохранить за министерством экологии.
Законопроект "О внесении изменений в статью 6 Закона края „Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае“ и статью 5 Закона края „О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края“ принят в первом чтении.
Сельских медиков должно стать больше
Расширяется перечень медицинских работников, которые могут претендовать на предоставление единовременной компенсации при переезде на работу в сельский населенный пункт, поселок городского типа, рабочий поселок или город с населением до 50 000 человек. Для врача выплата составляет один миллион руб., для фельдшера — полмиллиона. 60 % выплаты субсидирует РФ, 40% выплачивает край.
Компенсацию планируется предоставлять медицинским работникам в возрасте до 50 лет, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении. Если у медицинского работника сохраняются обязательства по целевому обучению, выплата предоставляется при условии заключения медработником трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60%.
Поправки в закон края „О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников“ приняты в двух чтениях.
Дополнительная поддержка преподавателям и студентам
В закон „Об образовании в Красноярском крае“ вносится ряд изменений. Поправки приняты в первом чтении.
Предполагается обеспечить создание условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности, уточнить полномочия краевого министерства образования в этой области.
Предусматривается выплата компенсации педагогам, а также иным лицам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Теперь эта выплата будет положена не только за участие в аттестации в рабочее время и освобожденным на время ее проведения от основной работы, но также занятым в нерабочее время. Компенсацию планируется выплачивать за счет средств краевого бюджета, выделяемых на эти цели. Ее размер и порядок выплаты установит краевое правительство. Расширяется категория педагогов-получателей премии за работу с одаренными детьми.
Студенты очной формы обучения, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, смогут получать академические и социальные стипендии, материальную помощь вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности образовательного учреждения. Для этих целей предусмотрено возмещение затрат на выплату стипендий частным образовательным учреждениям, бюджетным и автономным учреждениям, учредителями которых являются органы исполнительной власти края. При наличии нескольких оснований для получения государственной социальной стипендии, она будет назначаться по одному из них, выбранному студентом.
Законопроектом также определен порядок компенсации муниципалитету расходов по перевозке обучающихся по основным общеобразовательным программам, если они проживают в одном, а учатся в другом районе. Средства на указанные цели предусмотрены законом о краевом бюджете.
Аграрии получат равную поддержку
Внесение принятых сразу в двух чтениях поправок в закон „О государственной поддержке продвижения пищевых продуктов в Красноярском крае“ обусловлено давним спором парламентариев с краевым УФАС, которое посчитало, что положения этого закона об избирательной поддержке сельхозпроизводителей свидетельствуют об ограничении конкуренции. В дошедшем до Верховного суда противостоянии право оказалось на стороне антимонопольщиков (дело № А33-34719/2017).
Предусмотренные законом субсидии на возмещение расходов, связанных с проведением добровольной сертификации пищевых продуктов и с оказанием услуг по их продвижению, смогут получить организации, осуществляющие деятельность в пределах края, вне зависимости от того зарегистрированы ли они на его территории или нет. В целях эффективного использования средств краевого бюджета, направленных на продвижение пищевых продуктов, прошедших добровольную сертификацию, законопроектом изменить ограничение размера предоставляемой субсидии с ежемесячного на годовой. Это обусловлено тем, что продвижение пищевых продуктов носит ярко выраженный сезонный характер.
Помимо этого поправками уточнены понятия „продвижение пищевых продуктов“, „услуги по продвижению пищевых продуктов“, „программа продвижения пищевых продуктов“, а также внесены изменения, устраняющие „расширительное и неоднозначное токование отдельных положений“ закона.
Еще больше новых законов
Кроме того, во втором чтении приняты поправки в ст. 21 и 22 уставного закона „Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае“, изменения в ст. 40 уставного закона „О порядке отзыва Губернатора Красноярского края“, а также закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, а также в сфере патронажа".
Мария Петрова