У ветеранов боевых действий появилась возможность строить жилье
Как известно, вопрос обеспечения жильем ветеранов боевых действий – тема наболевшая. Денег зачастую не хватает, очередь движется медленно, попасть в нее удалось далеко не всем нуждающимся, приобретаемые жилые помещения не приспособлены под нужды инвалидов боевых действий. Недавно принятые краевым парламентом поправки в закон "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" призваны снизить остроту этой проблемы, главным образом за счет того, что теперь жилье для ветеранов боевых действий можно будет не только приобретать, но и строить.
Действие поправок по-прежнему распространяется на ветеранов боевых действий, вставших на учет по улучшению жилищных условий до 1 января 2005 года и, естественно, сохраняющих право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с положениями краевого закона от 25 марта 2010 года № 10-4487 "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Неизменными остались и категории инвалидов и ветеранов боевых действий, имеющих право на обеспечение жильем (их полный перечень перечислен в п.п. 1-3 названного краевого закона). Однако перечень форм социальной поддержки по обеспечению их жильем значительно расширен – теперь возможно не только получение денежной выплаты на приобретение жилья в собственность, но и выделение средств на строительство индивидуального жилого дома либо участие в долевом строительстве многоквартирного дома. При этом выбор – какое приобретать жилье, квартиру или дом, покупать, строить ли его своими силами или заключить договор о строительстве с третьими лицами – принадлежит инвалидам и ветеранам боевых действий или членам их семей как получателям мер социальной поддержки.
Расширение направлений использования целевой денежной выплаты позволит не только наиболее полно обеспечить потребности инвалидов и ветеранов боевых действий в жилье, но и сэкономить бюджетные средства, тем самым ускорив продвижение очереди нуждающихся без уменьшения размера квадратуры, используемого при расчете размера социальной выплаты.
Ни для кого не секрет, что квадратный метр на стадии долевого строительства может стоить процентов на 20-30 дешевле, чем при покупке готового жилья. Существующая система защиты прав участников долевого строительства с государственной регистрацией договоров участия в строительстве защищает интересы дольщиков не только от многоразовой перепродажи одних и тех же квартир, но и от самостроя, который потом могут снести по решению суда – государственная регистрация договоров долевого участия осуществляется при наличии у регистрирующего органа разрешения на строительство дома, а оплата по договору производится после его регистрации. Таким образом, в отличие от прошлых лет, интересы инвалидов и ветеранов боевых действий как участников долевого строительства защищены довольно надежно. Кроме того, у них теперь имеется возможность получения абсолютно нового жилья.
Долевое участие инвалидов и ветеранов боевых действий в строительстве многоквартирных домов может осуществляться не только посредством заключения соответствующего договора с застройщиком, но и посредством заключения договора об уступке права требования по ранее заключенному договору долевого участия в строительстве.
Еще большей экономии можно достичь при строительстве индивидуальных жилых домов, которое согласно новой редакции краевого закона может осуществляться как самостоятельно, так и на основании договора подряда. При строительстве дома возможна экономия за счет выполнения работ самим участником строительства. Причем, в отличие от приобретения жилья, она может способствовать даже увеличению площади возводимого жилья за счет самостоятельного выполнения работ, предусмотренных сметой на строительство дома. Но, пожалуй, самым весомым преимуществом в строительстве индивидуального жилого дома можно назвать максимально возможное приспособление его под нужды и потребности владельца. Последнее особенно актуально для инвалидов боевых действий: к сожалению, городская среда краевого центра (не говоря о других городах края) весьма слабо приспособлена для полноценного удовлетворения потребностей людей с ограниченными возможностями, а при строительстве многоквартирных жилых домов их интересы учитываются минимально.
Однако при возведении собственного дома более, чем в любом другом случае, может потребоваться доплата из собственного кармана, поскольку расчет нормы предоставления в этом случае остается тем же самым — 18 квадратных метров на получателя мер социальной поддержки плюс еще от 15 до 18 квадратов на совместно проживающих с ним членов семьи, перечень которых установлен статьей 3 краевого закона. Да и то, члены семьи учитываются при определении размера социальной выплаты в случае, если обеспеченность общей площадью жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, с учетом нормы площади жилья, предоставляемой получателю, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по месту жительства получателя (так называемая учетная норма). А обеспеченность общей площадью жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, согласно закону, определяется исходя из суммы общей площади жилых помещений (долей жилых помещений), занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности гражданину-получателю и постоянно проживающим с ним его супруге (супругу), детям и родителям, а также другим родственникам, нетрудоспособным иждивенцам и в исключительных случаях иным гражданам, если они вселены в качестве членов семьи. При определении размера социальной выплаты учитывается то количество членов семьи получателя, при котором достигается учетная норма на каждого члена семьи. Собственно, эти положения закона не новы и наверняка давно уже известны всем нуждающимся ветеранам и инвалидам боевых действий.
Закон специально оговаривает, что стоимость жилого помещения, превышающего размер единовременной денежной выплаты, оплачивается гражданином-получателем из собственных средств. Отсюда не исключено, что условием предоставления денежной выплаты при строительстве или приобретении жилого помещения, превышающего по размеру предоставляемое согласно установленным законом нормам, может являться внесение такой доплаты получателем выплаты на строительство или приобретение жилья. Естественно, если стоимость жилого помещения менее размера единовременной денежной выплаты, выплата осуществляется исходя из фактической стоимости жилого помещения по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома либо договору уступки прав по такому договору, смете на строительство индивидуального жилого дома либо договору строительного подряда.
Что касается условий предоставления денежных средств на строительство жилья, то они незначительно различаются в зависимости от выбранного вида использования единовременной денежной выплаты. Общим для большинства из них является предоставление выплаты только при условии предоставления документов, подтверждающих право на получение жилья в дальнейшем: зарегистрированных в установленном законом порядке договора купли-продажи жилого помещения, договора долевого участия в строительстве либо договора уступки прав по договору долевого строительства, подписанного сторонами договора строительного подряда (при строительстве индивидуального жилого дома с привлечением подрядной организации). При этом денежные средства в безналичной форме перечисляются напрямую продавцу, застройщику либо кредитору по договору об уступке, а также подрядчику. Исключение составляет случай индивидуального строительства жилого дома собственными силами получателя средств. Здесь средства перечисляются непосредственно на счет гражданина-получателя на основании подписанной им сметы на строительство жилого дома. В обоих случаях строительства индивидуального жилого дома также требуется представить разрешение на строительство, выданное компетентным органом.
Немаловажной гарантией продвижения очереди и предоставления единовременной денежной выплаты в целях обеспечения жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, является установление четких сроков рассмотрения документов и срока, в течение которого должна быть произведена такая выплата при положительном решении вопроса. В отличие от прежней редакции краевого закона, не содержащей на этот счет никаких указаний и только туманно намекающей на зависимость таких выплат от поступления денег из федерального бюджета на эти цели, новая редакция устанавливает обязанность перечислить денежные средства не позднее 5 дней со дня поступления в Министерство социальной политики Красноярского края необходимых документов. Пожалуй, это можно назвать прорывом в решении вопроса о предоставлении жилья ветеранам боевых действий.
Мария Петрова