Топ-5 наиболее рьяных защитников авторских прав в Красноярском крае
Успешная борьба правообладателей с контрафактной продукцией, которая была немыслима еще десятилетие назад, сейчас становится не только эффективным инструментом для отстаивания своих коммерческих интересов, но и, фактически, возможностью для дополнительного обогащения. Механизм контрольных закупок отработан, суды разбирают дела быстро, а дальнейшие разбирательства только грозят ответчикам новыми расходами. Под удар чаще всего попадают мелкие предприниматели; впрочем, связываться с контрафактной продукцией не гнушаются и сетевые магазины, и государственные учреждения. Происходит это по незнанию или умышленно, но платить приходится. Право.RU/Красноярск составило топ-5 наиболее рьяных и внимательных защитников авторских прав в Красноярском крае.
НП "Эдельвейс"
Некоммерческое партнерство по защите прав на интеллектуальную собственность "Эдельвейс" уже второй год является сущим кошмаром для среднего и особенно мелкого бизнеса, традиционно тяготеющего к контрафактному товару. На сайте организации говорится, что за прошлый год партнерство подало более трех тысяч исков о защите авторских прав по всей России. Глядя на статистику организации в картотеке арбитражных дел, в это легко поверить; например, только за апрель Арбитражный суд Красноярского края зарегистрировал 25 (!) исков по обращениям партнерства. Как недавно писал Ъ, некоторые "жертвы" из числа сетевых магазинов даже заподозрили "Эдельвейс" в рейдерских атаках на бизнес.
Организация использует передовую стратегию – привлекает к контрольным закупкам специально обученных людей в регионах, что позволяет вести фактически ковровые бомбардировки торговых точек. Настоящий "хлеб" для партнерства – это китайские подделки с изображениями героев популярного мультфильма "Маша и медведь" (Право.RU/Красноярск неоднократно писало о подобных исках). Так, даже дешевая игрушка-копилка с толстощекой девочкой обернется для предпринимателя взысканием 20 тысяч рублей, а если отыщутся стикеры, носки, подушки и т.п, то финансовый урон может оказаться очень большим. Стоит ли игра свеч?
Smeshariki GmbH
Немецкая фирма, которой принадлежат авторские права на толстых круглых зверей, является, вероятно, самым активным борцом за свои бренды в нашей стране. Правообладателю, в основном, сопутствует успех; так, например, все знают о 2 млн. рублей, первоначально взысканных судом с сети гипермаркетов "Окей" за партию хлопчатобумажных носок (впрочем, разбирательство переместилось в апелляционную инстанцию, стороны провели переговоры, после чего Smeshariki GmbH приняли решение отказаться от исковых требований). Если же говорить о красноярских реалиях, то, например, торговой сети "Каравай" арбитражный суд присуждал обязанность уплатить правообладателю до 400 тысяч рублей за раз.
Мелкий бизнес от борьбы за авторское право тоже страдает – например, за набор из восьми аппликаций с Крошем и Кар-Карычем приходится платить 80 тысяч рублей (опять же, цифры, несопоставимые с вероятной выручкой). Впрочем, попавшиеся на пиратской продукции предприниматели часто апеллируют к тому, что наказывать нужно производителей товаров, поскольку сами они были не в курсе, что товар является контрафактным. Судебная практика, однако, пока что не в их пользу. Отметим, что с начала апреля в АС по обращениям правообладателя зафиксировано 12 исковых производств (за март таковых было 38).
ООО "Авторское бюро"
Давно и весьма успешно судится с любителями интернет-серфинга по страницам Гугл.Картинки и Яндекс.Картинки красноярская фирма, распоряжающаяся правами на снимки фотографа Валерия Бекешина. Основными "клиентами" правообладателя в данном случае выступают туристические фирмы, однако в списке трофеев организации есть и настоящая экзотика – например, региональное отделение Союза художников России или кондитерская фабрика "Краскон", нелегально разместившая фотографию на коробке конфет.
Однако настоящий бой пока не завершен, поскольку в суд по интеллектуальным правам ушла тяжба с "ИТ-Сервис" (входит в Объединенную компанию РУСАЛ) стоимостью в 645 тысяч рублей. Юристы ответчика в первой инстанции не сумели доказать, что работы господина Бекешина – это лишь "механическое копирование окружающей обстановки"; любопытно было бы услышать их аргументацию на данный момент. Всего же с начала года правообладатель направил в арбитраж восемь исков о защите своих прав.
Microsoft Corporation
Всемирно известный производитель компьютерного софта защищает свои права без излишнего шума, но неуклонно. В отличие от вышеупомянутых организаций, у американцев есть одно значительное преимущество – в поимке нарушителей им активно помогает прокуратура, которая время от времени наведывается на различные государственные предприятия со своими проверками. Лицензионные программные продукты стоят дорого, поэтому и взыскания всегда велики: так, в конце марта нынешнего года Камарчагский комбикормовый завод обязали выплатить 430 тысяч рублей, а в апреле года минувшего Шиноремонтный завод заключил с правообладателем мировую ценой в 210 тысяч рублей (изначально заводчанам грозило взыскание в 900 тысяч), еще годом ранее пал Красноярский комбинат железобетонных конструкций.
Отметим, что Красноярский край вообще славен своим интеллектуальным разбоем в области софта, а краевой центр вообще пару лет назад вошел в топ-3 самых "пиратских" городов России. Скачанные из сети программы находили даже в Енисейском отделении Роскомнадзора, сотрудники которого не устояли перед искушением; что же говорить о скромных заводских работниках?
"Квадро-Паблишинг"
Продюсерский центр, которому принадлежат права на фонограммы песен популярного исполнителя Стаса Михайлова, неспроста обошел в нашем списке, например, Российское авторское общество. Правообладатель на ниве отстаивания своих коммерческих интересов ведет себя напористо и агрессивно; за прошлый год организация выиграла в красноярском арбитраже около двух десятков дел по авторским правам. Вероятно, у него нет таких "достижений", как у коллег из "Си Ди Лэнд Рекордз", представляющих интересы господина Лепсверидзе и в 2012 году сумевших взыскать компенсацию с Минусинской кондитерской фабрики". Однако работа юристов "Квадро-Паблишинг" может послужить для мелкого бизнеса лучшей иллюстрацией того, насколько затратным может оказаться мнимая притягательность контрафакта. Так, в феврале нынешнего года суд взыскал 100 тысяч рублей с владельца торговой точки за единственный диск с песнями господина Михайлова. Правда, песен там было много – целых десять штук.