УФАС подвело итоги годового рекламного контроля
В Красноярском УФАС рассказали, как проверяли рекламу в 2018 году. Антимонопольщики наглядно показали, какая реклама незаконна. Одна из основных тенденций – рост числа нарушений при распространении рекламы по сетям электросвязи. Почти треть всех нарушений приходится на недостоверную рекламу. В рекламе финансовых услуг недопустим нечитаемый мелкий шрифт.
Согласно ежегодному докладу ведомства, в 2018 году Красноярское УФАС рассмотрело 257 заявлений о несоответствии рекламы законодательству. Без малого в половине случаев подтвердилась их обоснованность: возбуждено 118 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Жалуются на рекламу как граждане, так и государственные органы – Роскомнадзор, прокуратура, краевой Стройнадзор.
125 дел рассмотрено по признакам нарушения рекламного законодательства, из них по 90 делам принято решение о наличии нарушения. Выдано 72 предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе. Все они исполнены. В большинстве случаев дело обошлось требованием прекратить нарушение и административным наказанием в виде предупреждения.
Больше всего нарушений при распространении рекламы по сетям электросвязи — 40 случаев. Чаще всего это смс-рассылки. В докладе ведомства приведен такой пример. Красноярец пожаловался на получение им рекламного смс-сообщения: "Любые юридические вопросы и помощь по подключению ПАО "МРСК Сибири". Рассылка велась от имени юридической фирмы. УФАС признало рекламу незаконной, поскольку у компании "отсутствовало согласие физического лица на получение рекламы" от ее распространителя.
Ст. 18 закона "О рекламе" допускает распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Доказать наличие такого согласия должен распространитель рекламы. Он "обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием".
На втором месте нарушения в связи с недостоверностью рекламы – 22 случая. Ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" называет 20 видов "не соответствующих действительности сведений", при наличии которых реклама считается недостоверной. В их числе сведения о характеристиках товара, его цене, условиях приобретения и доставки, гарантийном обслуживании, об изготовителе и продавце товара¸ о преимуществах и выгодах приобретения товара, некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или продавцов.
Яркий пример недостоверности – реклама КПК "Сибирская КСК", где говорилось о том, что данная организация существовала во времена известного поэта Шекспира, в XVI веке, а услугами организации пользовались принцы Дании. По этому основанию недостоверной также объявлена реклама Интернет-магазина "Красноярсккрайгаз", поскольку "фактически приобретение товара с его использованием невозможно". Нарушающей п. 9 ч. 3 ст. 5 закона "О рекламе" УФАС признало рекламу с использованием изображения, имитирующего знак качества, а также текста "…в вашем городе пройдет ряд мероприятий по реализации судебного и таможенного конфиската", "в рамках социальной программы в продажу поступит…".
Третью позицию делят четыре вида нарушений. 12 нарушений связано с отсутствием в рекламе существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, что приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона "О рекламе"). В 11 случаях в рекламе лекарств, медицинской техники и услуг отсутствовало обязательное предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистами (ч. 7 ст. 24 закона "О рекламе"). Столько же нарушений допущено при распространении рекламы в радиопередачах, где был превышен ее допустимый объем (ч. 2 ст. 15 закона "О рекламе"). В частности, это имело место на "Радио Дача-Красноярск". 10 нарушений связано с ненадлежащим местом размещения рекламы алкогольной продукции (ч. 2 ст. 21 закона "О рекламе").
В меньшинстве оказались нарушения, связанные с распространением рекламы в телепрограммах и телепередачах. По частям 1, 2, 3 ст. 14 закона "О рекламе" за несоблюдение правил прерывания передач рекламой, использования "бегущей строки", объема рекламы выявлено всего 4 нарушения.
2 из них касались несоблюдения требования об обязательном предварительном указании о трансляции рекламы. При рассмотрении жалобы зрителя телеканала "ТВК" УФАС установило, что информация, распространенная в программе "Новое утро" в период с 07:18 до 07:19 и в период с 08:25 до 08:26, является рекламой, а ее показ не предварялся сообщением о трансляции рекламы. Коммерческого директора телекомпании оштрафовали на 10 000 руб. по ч. 2 ст. 14.3. КоАП.
Еще одно, досаждающее гражданам нарушение – размещение рекламной информации на оборотной стороне платежных документов. Управляющая компания ООО "Калининский" рассылало жильцам платежки с таким текстом на обороте: "…Врывайся в год соб@ки на гончих от телекома первый месяц бесплатно", далее следовала афиша выступлений популярных исполнителей. Специалист по расчетам и работе с населением управляющей компании получила предупреждение по ч. 1 ст. 14.3 КоАП.
Реклама займов на красноярских автобусах также объявлена ненадлежащей ввиду "использования слишком мелкого шрифта для изложения условий предоставления финансовой услуги". Необходимое требование к рекламе финансовых услуг – ее читабельность.
По результатам обсуждения рекламной листовки ПАО "Совкомбанк" УФАС "принято решение о допустимости использования мелкого, но при этом достаточно читабельного, размера шрифта в листовках". Рекламу финансовых услуг кредитного потребительского кооператива "СангиленАгро" ведомство сочло нарушающей ч. 3 ст. 28 закона "О рекламе": в то время как процентная ставка выделена крупным штифтом, подробные условия были напечатаны очень мелко, поэтому у потребителей не было возможности ознакомиться с ними. По тому же основанию не соответствующей закону объявлена реклама КПК "СОВЕТ", адресаты которой "могут прочитать лишь информацию о размере процентной ставки, при этом иные условия предоставления финансовых услуг потребителями не могут быть восприняты должным образом".
Не подпадающими под нарушение законодательства о рекламе в ведомстве посчитали случаи распространения в витрине галереи современного искусства "The Bad Guys" изображения обнаженного президента США Дональда Трампа, поскольку оно "использовано для оформления витрины и не является рекламой", а также рекламу на радио сети магазинов "Ретро", реализующих алкогольную продукцию, "так как объектом рекламирования в указанной рекламе являются товары, не относящиеся к алкогольной продукции". Без удовлетворения осталась и жалоба прокуратуры о размещении в рекламном издании объявления с номерами телефонов об оказании интим-услуг за деньги "ввиду недоказанности факта привлечения внимания потребителей к запрещенному виду деятельности".
Напомним, в том же докладе УФАС подробно расписало выявленные нарушения в области защиты конкуренции (См. подробнее "Красноярское УФАС рассказало, как защищало конкуренцию в 2018 году").
Мария Петрова