Законодательное обеспечение тотальной тишины подверглось критике КРО АЮР
С критикой остро обсуждаемого в последнее время проекта краевого "Закона о тишине" на этот раз выступило Красноярское региональное отделение Ассоциации юристов России.
Напомним, недавно законопроект подвергся критике экспертов Законодательного собрания края. Члены комитета по вопросам законности и защиты прав граждан нашли в нем неточные формулировки, усмотрели нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования, юридико-технические недостатки, а в итоге и вовсе поставили смысл принятия этого закона под сомнение.
Заключение, подготовленное Людмилой Мицкевич, одним из ведущих специалистов в области административного права, во многом созвучно ранее подготовленному парламентариями: в нем также указывается на юридико-лингвистическую неопределенность понятий закона и трудновыполнимость предъявляемых к гражданам требований.
Все это, по мнению эксперта, является коррупциогенными факторами, которые могут повлечь "чрезмерную широту пределов административного усмотрения правоприменителей при привлечении к ответственности", не говоря уже о сомнении в целесообразности "использования института административной ответственности в тех сферах общественной жизни, которые должны регулироваться нормами морали и обеспечиваться общим уровнем культуры населения".
Речь идет, во-первых, о неопределенности требований к объективной стороне состава правонарушения, оценочности понятий, через которые должен устанавливаться факт совершения действий, составляющих объективную сторону правонарушения, и, во-вторых, о трудновыполнимости выдвигаемых требований в условиях реальной жизни.
Что касается первого, то при формулировании состава нарушения вместо указания на сами действия, совершенные нарушителем, перечисляются лишь некоторые из возможных источников возникновения шума, "указано время совершения и место совершения неких абстрактных действий". Добавим, что перечень источников шума не является исчерпывающим, то есть фатически безграничен. Не компенсирует эту неопределенность и примечание к статье 1 законопроекта, "поскольку в нем просто повторяются те же самые формулировки", — резонно отмечает эксперт.
Кроме того, "нарушение тишины и покоя граждан — оценочное понятие, которое характеризует не действия правонарушителя, а состояние окружающих его людей и зависит от субъективного восприятия гражданами звуков, которые могут быть различной степени громкости. Юридико-лингвистическая определенность требует указания на громкость шума, которая должна быть измерена объективными показаниями приборов". Иными словами, наказывать предполагается не столько за то, что и как шумел, сколько за то, как сосед воспринял и оценил производимые шумы — ведь понятия "громко-тихо" у каждого могут существенно варьироваться: и если для одного нестерпимый шум причиняет громкая музыка, для второго даже звук работающей стиральной машины или случайно разбившейся тарелки может показаться невыносимым.
Наконец, критике обоснованно подверглась норма о запрете ремонта в выходные и праздничные дни (части 3-4 статьи 1 законопроекта) как устанавливающая завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права. "Общеизвестно, что ремонт и работы по обустройству квартиры, проводимые гражданами своими силами, осуществляются именно в выходные и праздничные дни, поскольку в будние дни они заняты по месту своей работы, следовательно, данные требования становятся обременительными, требующими покидать рабочие места или платить привлекаемым в будние дни работникам", — отмечается в заключении. Но, видимо, разработчиков законопроекта эта проблема не волнует: они, в отличие от представляемого ими большинства, могут позволить себе нанять ремонтников.
Наверное, многим уже хочется задать авторам нашумевшего законопроекта вопрос: а может не стоит провоцировать к "стукачеству" соседа на соседа и все "шумные" вопросы решать мирно? А то не известно, не оштрафуют ли завтра донесшего на "шумевшего" соседа и не окажется ли депутат этим соседом. Не проще ли принять тот объективный факт, что жить в условиях стерильной тишины попросту невозможно?
Пока же с полным текстом заключения можно ознакомиться здесь.