Красноярцам не придется занимать на капремонт другим муниципалитетам
Комитет Заксобрания по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству снял с рассмотрения нашумевший законопроект о перераспределении средств на капремонт между муниципалитетами. По мнению парламентариев, поправки не соответствуют Жилищному кодексу РФ. Об этом пишет на своей странице в Facebook депутат от ЛДПР Александр Глисков, член профильного парламентского комитета.
Напомним, в апреле краевой парламент в первом чтении принял законопроект о перераспределении средств на капитальный ремонт между муниципалитетами по принципу "общего котла": деньги, собранные в одних населенных пунктах, могли быть потрачены на ремонт домов в других при условии их последующего возврата. Пока средства капремонта могут быть потрачены только на ремонт домов тех населенных пунктов, где их собрали.
В краевом министерстве промышленности, энергетики и ЖКЖ посчитали, что "общий котел" поможет быстрее откапиталить дома тех территорий, где еще не накопили достаточных средств на проведение ремонта, в том числе в связи с большим удельным весом старых домов. Позаимствовать средства предлагалось там, где довольно „молодой“ жилищный фонд, а "необходимость в проведении капремонта не такая высокая в сравнении с другими территориями". Возврат денег планировалось обеспечить за счет "исправных взносов жителей территорий, где ремонт домов завершен". Такая схема проведения капремонта позволит эффективно расходовать собранные средства, не прибегая к заимствованиям из краевого бюджета.
Законодательная инициатива встретила бурный протест в Горсовете Красноярска. Поскольку более 60 % денег, собранных на капремонт, а это около 10 млрд руб. – средства жителей Красноярска, заимствовать предполагалось, главным образом, у красноярцев. При этом в самом краевом центре программа капремонта не выполняется из года в год. Городские парламентарии настаивали на недопустимости перераспределения средств на капремонт при наличии значительного числа не отремонтированных домов в самом Красноярке. В 2018 году в городе должны были отремонтировать 390 домов, а сделали всего 188.
В ходе полемики с инициаторами законопроекта, депутаты Горсовета приняли решение обратиться к коллегам из краевого парламента с предложением об ограничении перераспределения денежных средств муниципалитетов на капремонт, допустив заимствование средств у других территорий только после выполнения программы капремонта на 90 %.
Несколькими месяцами спустя, практика показала, что к сентябрю план капремонта в Красноярке выполнен всего на 20%: ремонтные работы не завершены на 400 домах, всего же в 2019 планировалось откапиталить более 950 объектов.
К тому же экспертно-правовое управление Заксобрания забраковало поправку. По мнению парламентских юристов, она противоречит Жилищному кодексу РФ.
Из краевого закона "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" планируется исключить указание на допустимость перераспределения собранных на капремонт средств "только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального района (городского округа) края". Разработчики законопроекта полагают, что это снимет установленное краевым законом ограничение на перераспределение средств капремонта между муниципалитетами, так как в нем останется только указание на возможность такого перераспределения. При этом порядок заимствования средств для проведения капремонта в других муниципалитетах будет определен краевым правительством.
В Заксобрании считают, что такое регулирование сделает заимствование средств на капремонт не соответствующим ч. 4 ст. 179 ЖК РФ. Юристы подчеркнули, что согласно указанной норме перераспределение средств, аккумулированных на счетах краевого регионального фонда капремонта, внутри и между муниципалитетами возможно, если это предусмотрено краевым законом. А согласно предложенной поправке краевой закон не содержит указания на это. Поправка предлагает урегулировать этот вопрос постановлением правительства края, то есть подзаконным актом. Кроме того, ЖК РФ не предусматривает возможности "устанавливать законом субъекта РФ полномочия высшего исполнительного органа субъекта РФ [Правительства Красноярского края] по правовому регулированию отдельного порядка использования средств собственников многоквартирных домов на капитальный ремонт других многоквартирных домов", — говорится в справке на доработанный законопроект.
В ходе заседания 23 сентября профильный комитет согласился с замечаниями юристов. "Фракция ЛДПР в городе и крае изначально выступали против этих поправок как абсолютно несправедливых. Теперь есть подтверждение, что они абсолютно незаконные. Вчера на комитете мы этот законопроект сняли с рассмотрения. Надеюсь, что чиновники из правительства проявят законопослушание и здравый смысл и поправки отзовут", — прокомментировал ситуацию депутат Александр Глисков.
Мария Петрова