Заксобрание забраковало закон о помощи обманутым дольщикам
Депутаты краевого парламента отправили на доработку законопроект о предоставлении застройщикам земельных участков без торгов в обмен на обеспечение жильем обманутых дольщиков. Предложенный проект сочли неработающим и нашли в нем коррупциогенные факторы. Парламентарии намерены вернуться к его обсуждению уже через неделю.
В первом чтении законопроект о поддержке обманутых дольщиков был принят 11 июля на заключительной перед парламентскими каникулами сессии. Закон "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" уже предусматривал возможность предоставления земельных участков без торгов застройщикам, если те передадут обманутым дольщикам не менее 10 % квартир в доме, под строительство которого выделяется земля. Весной региональное министерство строительства предложило закрепить в законе возможность передачи дольщикам не только квартир, но и денег в сумме эквивалентной стоимости тех же 10 % квартир в строящемся доме.
Предполагалось, что деньги застройщиков будут передаваться не самим пострадавшим дольщикам, а в распоряжение некоммерческой организации, учрежденной правительством края, которая затем будет выделять дольщикам квартиры либо строить для них жилье. Этой организацией должен стать Красноярский краевой фонд жилищного строительства.
Законопроект вызвал критику депутатов и прокуратуры края. Парламентарии и надзорное ведомство увидели в нем коррупциогенные факторы.
В частности, высказывались опасения, что фонд может направить средства застройщиков не на достройку проблемных домов, а на решение других проблем – в его ведении находится строительство домов для переселения из ветхого жилья, а также жилья для служащих. Законопроект не предусматривает расходования полученных от застройщика денежных средств на достройку домов обманутых дольщиков, что особенно важно для них: ведь они хотят получить квартиру в том доме, в строительство которого вложили деньги, а не в любом другом. В проекте нет четкого механизма передачи денег и квартир между застройщиком фондом и дольщиками.
Парламентарии приняли проект в первом чтении при условии, что его недостатки будут устранены ко второму чтению, которое запланировано на сентябрь-октябрь. В том числе предлагалось разработать подзаконные акты, где закрепить порядок передачи денег и квартир.
17 сентября на рабочем совещании парламентариев по вопросам обманутых дольщиков выяснилось, что "найти законные основания для передачи денежных средств от инвесторов на достройку проблемных домов вряд ли получится". Об этом свидетельствует опыт соседних регионов. Поэтому замминистра строительства края Евгений Ганчуков предложил вернутся к первоначальному варианту о передаче квартир, но не самим дольщикам, а фонду. Однако никакого описания порядка такой передачи он не представил.
Кроме того, в конце июня в федеральное законодательство внесены изменения о создании в каждом субъекте РФ жилищного фонда, который будет заниматься только достройкой домов обманутых дольщиков. Средства для финансирования строительства будут привлекаться из федерального и регионального бюджетов. Краевой закон не должен идти вразрез с федеральным законодательством.
"Мы хотим помочь дольщикам, но не должны обманывать людей. Нельзя принимать неработающие законы. Замечания прокуратуры не учтены. Если мы попробуем принять этот документ, то прокуратура его опротестует, и дольщики ничего не получат", — заявил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский. Он предложил разработчикам подготовить регламент передачи квартир, использовав при этом опыт и нормативную базу действовавшей несколько лет назад программу по переселению жителей северных территорий.
Экспертно-правовое управление Законодательного собрания вновь сочло законопроект недоработанным, указав на актуальность почти всех ранее высказанных замечаний. Это касается не только порядка передачи квартир и денег.
Проектом не урегулирован вопрос соответствия требованиям к качеству передаваемого для дольщиков жилья. Цена, используемая при определении обязательств застройщика не соответствует реальным рыночным условиям. Для ее определения используется показатель, предназначенный для других целей — расчета размеров социальных выплат для приобретения жилья за счет федерального бюджета. Сохраняется неопределенность финансового планирования и организации деятельности фонда в случае передачи ему жилья в доме, который будет построен в будущем. Кроме того, эксперты сочли текст проекта сложным для понимания: в одном из абзацев насчитывается "7 причастных и деепричастных оборотов, что не способствует уяснению смысла предлагаемого дополнения и снижает качество нормативного текста".
Стало ясно, что доработки законопроекта не избежать.
Впрочем, не все парламентарии согласились с этим. "Я кстати выступал за принятие поправок. Замечания прокуратуры и экспертно-правового управления справедливы и касаются отсутствия в законе детального регулирования передачи квартир или денег, которые должны быть получены от продажи земельных участков и использованы для помощи обманутым дольщикам. Но дело в том, что в законе этой процедуры не было изначально. А поправки касаются исключительно участия в достройке краевого фонда жилищного строительства. Поэтому я считаю, что поправки вполне можно принять и в таком виде и дать уже правительству шанс применить закон на практике. Вот тогда мы и выясним экспериментальным путем, работающий он или не работающий. Если закон поможет хотя бы один дом достроить, то поправки нужно принимать", — прокомментировал ситуацию депутат Александр Глисков.
В итоге министерству строительства края поручили доработать законопроект. К его обсуждению парламентарии намерены вернуться на следующей неделе.