Красноярское метро получит новый статус
В краевой парламент внесен законопроект об отнесении строящегося метрополитена к объектам капитального строительства. Разработчики считают, что это позволит устранить правовую неопределенность вокруг стройки. Финансовое обоснование законопроекта расписывает в какие сроки планируют построить метро, сколько для этого потребуется средств и откуда их планируется взять.
Законопроект "О развитии метрополитена в городе Красноярске" внесен в заксобрание краевым правительством 25 июня. В нем всего две статьи – одна из них закрепляет за метрополитеном статус "объекта капитального строительства регионального значения Красноярского края", а другая устанавливает срок вступления закона в силу.
Однако краткость законопроекта отнюдь не умаляет его значения. По мнению разработчиков, он призван устранить правовую неопределенность, возникшую со времен начала строительства красноярского метро. Ее создает действующее по настоящее время постановление администрации Красноярского края от 16.05.1996 № 318-п "О строительстве метрополитена в г. Красноярске". Этот документ объявляет строительство метрополитена "общекраевой стройкой, важнейшей задачей органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления г. Красноярска". Но действующее законодательство о ведении подобных строек уже оперирует другими терминами.
Статья 48.1 Градостроительного кодекса перечисляет особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, к постройке которых предъявляются повышенные требования. В их числе и так называемые "объекты инфраструктуры внеуличного транспорта", к которым относится метрополитен.
Приведение терминологии к единому знаменателю позволит предъявлять дополнительные требования при отборе подрядчика на строительство метро – наличие опыта реализации подобных проектов, оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для ведения строительства. К образованию и стажу руководства и работников компаний, строящих особо опасные и технически сложные объекты предусмотрены повышенные требования. Проектная документация и результаты и инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, подлежат обязательной государственной экспертизе.
На сегодняшний день красноярское метро – объект незавершенного строительства – линия метрополитена глубокого заложения со средней глубиной до 60 метров, проектной протяженностью 8,22 км в двухпутном исчислении, из которых реализовано около 4 км подземных выработок. В городе работает несколько видов транспорта: трамвай, автобус, троллейбус.
Активно развивается проект "Городская электричка". Он обеспечивает железнодорожную связь Красноярска и прилегающих к нему городских округов Дивногорск, Березовка, Сосновоборск.
"Для развития полноценной мультимодальной транспортной системы Красноярской агломерации необходима реорганизация существующей маршрутной сети с максимальным использованием существующей инфраструктуры метрополитена, в том числе с выходом на поверхность в центральной части города", — считают в правительстве.
Еще один повод для строительства метро – улучшение экологической обстановки путем снижения "совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
Построить красноярское метро планируется в течение пяти лет, до 2023 года.
Согласно закону о краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов на обеспечение сохранности подземных горных выработок в безопасном состоянии участка первой очереди протяженностью 5,04 км в двухпутном исчислении из краевого бюджета планируется ежегодно выделять 76,1 млн рублей. На корректировку проектно-сметной документации метро в 2019 году из федерального бюджета выделяется 1 млрд рублей, а в 2020 году еще 5 млн рублей из краевого бюджета.
Всего на реализацию проекта потребуется дополнительных 64 млрд руб. Сюда входит 1 млрд руб. на "расконсервацию подземных выработок, передислокацию горно-шахтного оборудования и возобновления строительных работ" в 2019 году. На строительно-монтажные работы в 2020 году потребуется 12 млрд рублей, в 2021 году – 15 млрд рублей, в 2022-2023 годах по 18 млрд рублей.
Мария Петрова