Судейское сообщество призывает не ограничивать карьеру родственными связями
Органы судейского сообщества просят не раздувать "конфликт интересов", препятствующий осуществлению полномочий судьи. Зачастую под это понятие подводят трудовые отношения родственников кандидатов в судьи и действующих судей, конфликт интересов презюмируется, а не обосновывается реальными фактами. В итоге наиболее подходящие по морально-этическим и профессиональным качествам, одобренные квалификационной комиссией кандидаты, не могут получить назначение или продвинуться по службе, растет судейская нагрузка, страдает качество и доступность правосудия.
Реальная угроза
21 мая на пленарном заседании Совета судей РФ обеспокоенность проблемой расширительного толкования понятия "конфликт интересов" при назначении судей выразил его председатель Виктор Момотов.
Статья 3 закона "О статусе судей" определяет "конфликт интересов" очень широко — это ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой имеется или возможно возникновение противоречия между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан и государства, способное привести к причинению им вреда. При под этом личной заинтересованностью судьи закон понимает возможность получения судьей материальной выгоды или иного неправомерного преимущества для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.
"Конфликт интересов не должен и не может презюмироваться: его наличие должно быть подтверждено объективно существующей личной заинтересованностью судьи. О такой заинтересованности должны свидетельствовать конкретные данные, а не предположения и домыслы. Попытки возложить на судью обязанность доказать отсутствие своей личной заинтересованности означает презумпцию виновности и недобросовестности судьи", подчеркнул в своем докладе председатель общероссийского совета судей. На практике это нередко приводит к тому, что "суды по надуманным основаниям лишаются опытных и квалифицированных кадров".
Виктор Момотов отметил, что Совет судей РФ продолжит разъяснительную работу в данном направлении и будет давать необходимые заключения. По его словам, "к числу наиболее значимых из них следует отнести заключение, в котором обращено внимание на отсутствие конфликта интересов при замещении супругами двух должностей судей в одном субъекте РФ – в суде общей юрисдикции и в арбитражном суде – поскольку суды общей юрисдикции и арбитражные суды разграничены установленной процессуальным законодательством предметной компетенцией и не связаны между собою инстанционной подчиненностью".
Родственник родственнику рознь
Часто вопрос о личной заинтересованности судьи возникает по поводу его родственных связей.
По данным опубликованного 10 июня доклада председателя Совета судей Красноярского края Виктора Федоренко, в Красноярском крае с 2015 года по май 2019 года из 71 отклоненного кандидата 29 или 40,8% отклонены по причине наличия конфликта интересов.
Как правило в отказных документах, под "конфликтом интересов" указывались такие обстоятельства как рассмотрение кандидатом дел с участием организаций, в которых работают его родственники; наличие родственников, состоящих в трудовых отношениях с организациями, расположенными на территории юрисдикции федерального суда, в который рекомендован кандидат; наличие родственников, служащих в правоохранительных органах субъекта РФ.
Естественно, что судьи имеют родственников, которые занимаются юридической деятельностью, работают на государственной службе, в организациях и ведомствах, иски к которым рассматриваются на территории судебного района. Однако возможность судей влиять на рассмотрение дел с участием организаций или правоохранительных органов, в которых работают их родственники, "равно как и личная заинтересованность со стороны судьи и его родственников, объективно отсутствует". Тем не менее из-за широкого толкования понятия "конфликта интересов" такие судьи не могут быть рекомендованы на повышение.
В качестве иллюстрации председатель краевого совета судей привел "несколько особенно ярких примеров".
Причиной отказа назначения судьи Вероники Воеводкиной на вышестоящую должность стало рассмотрение ею дел, в которых в качестве стороны выступали организации, где трудились уборщицей и водителем сестра и сын ее супруга. Они не имели юридического образования не могли каким-либо образом влиять на рассмотрение судебных споров, исход дел, не участвовали в процессе подготовки исков, не обладали информацией, прямо или косвенно влияющей на обращение организаций-работодателей в суд.
Судьи Павел Колегов и Виктор Людвиковский не получили повышения, поскольку их родственники работают в правоохранительных органах (прокуратуре, следственных отделах), несмотря на то, что претенденты сами не рассматривали дел ни с участием конкретного правоохранительного органа, ни с участием родственника в качестве представителя этого правоохранительного органа.
Один из кандидатов на должность председателя районного суда Красноярского края – действующий судья Абаканского городского суда Хакасии, был отклонен в связи с тем, что его мать и брат работают в республиканской прокуратуре. Пояснение кандидата о том, что обращение с заявлением о рекомендации на вакантную судейскую должность в другом субъекте РФ вызвано стремлением окончательно урегулировать конфликт интересов, не повлияло на решение об отклонении его кандидатуры.
Судьи Игорь Медведев и Алексей Потылицын не были утверждены на должность судей краевого суда, так как у каждого из них супруга работала в организации, привлеченной к участию в рассматриваемом ими деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Организации были привлечены в целях соблюдения требований процессуального закона. Супруги кандидтатов работали на рядовых должностях, в их должностных обязанностях отсутствовали административно-распорядительные функции.
Кандидатура судьи Андрея Загребанцева дважды отклонялась "по причине одного и того же конфликта интересов". Он выражался в том, что брат кандидата на вакантную должность председателя районного суда выступал представителем коммунальной организации, являющейся стороной в спорах, рассматриваемых в этом суде. Первый отказ поступил в 2016 году, несмотря на то, что сам кандидат в рассмотрении данных дел не участвовал, и получил положительное заключение квалификационной коллегии судей, поддержанное председателем Красноярского краевого суда. А второй раз – в 2018 году, когда кандидат претендовал на должность судьи Красноярского краевого суда. Отказ в назначении состоялся по этому же основанию, несмотря на то, что брат кандидата к этому времени больше года уже не работал в коммунальной организации, и вакантная должность находилась в другом суде.
Качество правосудия важнее
Совет судей края считает широкое толкование понятия конфликта интересов неоправданным, поскольку "оно лишает суды по надуманным основаниям опытных, честных и квалифицированных кадров". "Практическими последствиями такого подхода может стать то, что судебная система будет становиться более слабой с точки зрения кадрового потенциала", — подчеркивает в своем докладе председатель краевого совета судей Виктор Федоренко.
Помимо того, "медленное заполнение вакансий на судейские должности приводит к колоссальной нагрузке действующих судей".
Нетрудно догадаться, что все это может сказаться на качестве и доступности правосудия, сроках рассмотрения дел.
"Красноярский край — второй по площади субъект Российской Федерации, на территории которого действуют 66 районных (городских) судов. Расстояние между отдельными муниципальными образованиями составляют свыше 1000 км, в связи с чем пересылка дела в другой суд для рассмотрения другим судьей при формальном толковании конфликта интересов приведет не только к затягиванию судопроизводства, но и нарушению законных прав участвующих в деле лиц, в том числе права на личное участие в рассмотрении дела. Такая ситуация представляется неоправданной при отсутствии процессуальных оснований для самоотвода или отвода судьи", — отмечает глава судейского сообщества края.
Границы конфликта
В совете судей края считают, что "реальный конфликт интересов должен быть пресечен на стадии отбора и согласования кандидатов на должность квалификационными коллегиями судей субъектов" без формального, чрезмерно расширительного подхода к его наличию.
По результатам изучения отказных материалов, в отношении судей, не прошедших кадровый фильтр Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, орган судейского сообщества края выработал следующий подход к оценке соблюдения судьями требований статьи 3 Закона "О статусе судей", направленных на предотвращение ситуации конфликта интересов. Для этого необходимо "установить отсутствие ситуаций, порождающих конфликт интересов как последствий нарушения Закона „О статусе судей“ и антикоррупционного законодательства", и ограничиться обсуждением на заседании совета судей результатов проверки по поступившей информации в случаях:
- когда судья не скрывал информацию о месте работы родственников и о делах, которые он рассматривал с участием таких организаций;
- его родственники занимают должности, исключающие возможность влиять на результаты рассмотрения дела в силу служебных компетенций;
- со стороны судьи и его родственников объективно отсутствует личная заинтересованность в исходе дела;
- пересмотр судебных актов судами вышестоящих инстанций оставил их без изменения;
- отсутствуют жалобы на действия судьи и отводов судьи по основанию конфликта интересов, негативных публикаций в средствах массовой информации.
- имеется положительное заключение квалификационной коллегии судей, констатирующее отсутствие конфликта интересов и нарушений требований законодательства о противодействии коррупции.
Мария Петрова