Горсовет взял паузу в споре о заимствовании денег красноярцев на капремонт
Вопрос о том, куда пойдут взносы жителей краевого центра, собранные ими на ремонт своих домов пока остается открытым. Депутаты Горсовета подготовили обращение о недопустимости перераспределения собранных красноярцами средств на капремонт домов в других муниципалитетах. 17 мая этот вопрос был вновь поднят на внеочередной сессии Горсовета. Однако проект обращения не утвержден, так как планируется его дальнейшее обсуждение с краевыми властями. Вопрос обещали снять и с повестки сессии Законодательного собрания, которая намечена на 23 мая.
Все в общий котел
19 апреля краевой парламент в первом чтении принял поправки к закону "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края". Их смысл в том, чтобы на возвратной основе перераспределять собранные на капремонт средства между любыми муниципалитетами края по принципу "общего котла": деньги передаются тем муниципалитетам, у которых не хватает собственных средств на выполнение программы капремонта, с условием их последующего возврата. Сейчас собранные суммы могут быть потрачены только на ремонт домов того населенного пункта, где они собраны.
В инициировавшем поправки правительстве края считают, что такое заимствование вполне целесообразно в условиях нехватки средств на капремонт в одних муниципалитетах и накопления излишков – в других. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, эта мера "позволит выполнить весь запланированный комплекс работ без привлечения средств краевого бюджета", и при том "не приведет к ухудшению положения тех территорий края, чьи средства временно будут использованы для финансирования работ на других территориях".
Заместитель министра промышленности, энергетики и ЖКХ края Евгений Гаврилов прокомментировал ситуацию так: "Это сделано для того, чтобы те муниципальные образования, которые еще не принимали участие в программе капитального ремонта, также смогли выполнить капитальный ремонт своего жилищного фонда, не дожидаясь, когда, например, двухэтажный дом накопит для этого необходимое количество средств. Я говорю о Пировском и Дзержинском районах, где расположены в среднем по 15 двухэтажных многоквартирных домов, на них еще ни разу не проводился капитальный ремонт". Если вовремя не провести в таких домах капремонт, а дожидаться накопления их жильцами нужной суммы, они станут аварийными.
"Поправка позволит нам улучшить ситуацию тех граждан, которые проживают в отдаленных муниципальных образованиях, — продолжил замминистра, — Мы понимаем, что есть территории с довольно „молодым“ жилищным фондом, где необходимость в проведении капремонта не такая высокая в сравнении с другими территориями. Возвратность обеспечивается исправными взносами жителей территорий, где ремонт домов завершен, в адрес тех, где он только предстоит".
Он также подчеркнул, что на министерстве, как органе исполнительной власти региона, "лежит ответственность по ремонту всего жилого фонда края до 2046 года в полном объеме, поэтому мы не должны разделять территории с хорошей собираемостью взносов и проводить там ремонты, а где этот показатель хромает – капремонт не выполнять".
Собирали на свое, починим – соседское?
Поправки вызвали бурный протест в Горсовете Красноярска. Порядка 60 % всех собранных средств на капремонт, а это около 10 млрд, приходится на долю жителей краевого центра. И неудивительно – ведь здесь больше всего многоэтажных домов, многие из которых – новостройки, и им не скоро потребуется капремонт. Естественно, что Красноярск правительство наметило на роль донора. В то же время программа капремонта в Красноярке постоянно недовыполняется в значительных объемах.
Городские парламентарии подготовили проект обращения к депутатам Законодательного собрания края, в котором указали на недопустимость использования денежных средств красноярцев для ремонта домов в других муниципалитетах, когда жилищный фонд краевого центра не полностью отремонтирован. Его опубликовал на своей странице в Facebook депутат Горсовета Роман Крастелев.
"Такая инициатива красноярцами не поддерживается по ряду причин: люди предполагали, что на собранные с 2015 года деньги будут отремонтированы их дома, когда придет срок. Надеяться на то, что они будут возвращены в Красноярск с ремонта домов в других городах края, по меньшей мере, опрометчиво. Но самое главное - нелогично перераспределять деньги, не отремонтировав в своем городе то, что мы должны отремонтировать. Программа капитального ремонта многоквартирных домов в Красноярске год от года не исполняется, причем не один два дома, а с запасом: из 300 домов могут сделать, например, 80. В этом году мы должны отремонтировать 950 домов", — говорит депутат.
То, что собранные красноярцами деньги освоены не полностью, не свидетельствует об "излишках", на которые уповает краевое правительство, или о том, что они лежат "мертвым грузом", а указывает на проблемы в механизмах их освоения, некачественную работу профильных организаций регионального фонда капитального ремонта; с причинами этого еще нужно разобраться, полагает Роман Крастелев. По мнению Горсовета, важнее усилить работу Регионального фонда капремонта и городской администрации, чем направлять средства на ремонт в другие муниципалитеты.
Городские парламентарии считают, что такое заимствование не выгодно и экономически: "денежные средства из других муниципальных образований, если и вернутся, то без начисления процентов за их использование". Наконец, введение системы "общего котла" приведет еще к "большему падению платежной дисциплины граждан, которые окончательно потеряют мотивацию в осуществлении платежа" за капремонт.
Взяли паузу
На внеочередной сессии 17 мая Горсвовет планировал обсудить проект обращения и направить его в Законодатиельное Собрание. Для того, чтобы еще раз оценить предлагаемые поправки, и наконец-то донести позицию Горсовета до краевых властей, к обсуждению пригласили заместителя министра промышленности, энергетики и ЖКХ края Евгения Гаврилова.
Он подтвердил, что предложенная поправка предполагает введение "принципа общего котла по субъекту" при проведении капремонта, что "позволит более эффективно расходовать использовать накопленные средства".
"В ряде муниципальных образований в ближайшее время может возникнуть дефицит, который необходимо будет покрыть из консолидированного бюджета Красноярского края. 19 субъектов уже эффективно работают по данной системе. Среди них – Московская, Новосибирская области. Мы были в Московской области, разговаривали с руководителем фонда капитального ремонта. Он говорит, что иначе работать невозможно: в одних муниципалитетах постоянно будет профицит, в других — дефицит", — пояснил чиновник.
"Этот закон не означает, что мы возьмем денежные средства и все в полном объеме перераспределим на те муниципальные образования, где существует необходимость скорейшего проведения капитального ремонта отдельных конструктивных элементов. Такого не будет", — заверил замминистра. Он также добавил, что Жилищным кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность субъекта РФ для выполнения капитального ремонта всех многоквартирных домов. "У нас стоит задача выполнить все капитальные ремонты до 2046 года на территории края в полном объеме", — сказал Евгений Гаврилов.
По его словам, в этом году изменений в финансировании капитального ремонта не будет. Перейти на "новую, более эффективную систему финансирования и организации капитального ремонта" предложено со следующего года.
Кратко обозначив позицию краевых властей, Евгений Гаврилов предложил городским парламентариям не терять времени и присоединиться к обсуждению проекта в парламенте края в ближайшее время. Чиновник заверил, что на ближайшую сессию Законодательного собрания вопрос не выносится, поскольку идет обсуждение поправки с муниципалитетами. И все же народные избранники не согласились отпустить его без выяснения волнующих вопросов.
- То есть бюджет края будет гарантом возвращения средств из других муниципальных образований в город, которые были заняты у нас? — поинтересовался Вячеслав Дюков.
- Да. Это прямая норма Жилищного кодекса о том, что субъект несет субсидиарную ответственность, это во-первых. Во-вторых, когда в первом чтении рассматривался закона депутаты Законодательного собрания предложили разработать порядок заимствования средств с одних многоквартирных домов на другие. Его уже разработали, будем обсуждать на следующей неделе. В нем также предусмотрена норма финансовой субсидиарной ответственности региона для проведения многоквартирных домов".
Затем к обсуждению подключилась Ирина Иванова:
- Есть список муниципалитетов кому так срочно необходимы деньги, прежде всего городские?
- Есть этот список муниципальных образований, более узко мы хотели бы рассмотреть на следующей неделе.
- А вы сейчас могли бы хотя бы примерно сказать?
- Там есть городские округа — Железногорск, Зеленогорск, Норильск, Назарово. Минусинский район тоже есть.
- На ваш взгляд основная причина, что у города такой а-ля профицит от того что неэффективно работают или от того что нечего ремонтировать?
- Система организации и проведения капитального ремонта, в том числе в городе Красноярске, выходит на новый уровень. В первом квартале 2019 года Красноярск на 99% справился со своей задачей. Но все итоги мы будет подводить к концу года, потому что понимаем, что план по городу Красноярску колоссален: с учетом тех работ, которые не были выполнены в предыдущие годы, в этом году нужно сделать ремонт 950 домов. Это значительная цифра. При этом все основные виды работы будут выполнены и приняты в четвертом квартале.
А дефицит из-за чего возник? Все отремонтировали и деньги закончились? Или остались неотремонтированные дома или собираемость там ниже, чем в Красноярке или других муниципалитетах? – спросил Роман Крастелев.
- В среднем собираемость по субъекту составляет порядка 85 %. Это достаточно высокий уровень на территории РФ. Есть субъекты, где уровень взносов на капитальный ремонт не превышает 50%. Дефицит возник из-за того, что жилищный фонд находится в изношенном состоянии, это первый момент. И второй момент – есть небольшие муниципальные образования, которые еще не накопили достаточного объема средств на проведение хотя бы одного вида работ.
- То есть вопрос в собираемости?
- Вопрос не в собираемости. Уровень собираемости примерно одинаковый на всей территории края.
- А что мешает обойтись без перераспределения средств. Взять деньги напрямую из бюджета?
- Сейчас на счет фонда капитального ремонта средств порядка 9 млрд рублей. И выделять дополнительные средства на проведение капитального ремонта не совсем верно.
На этом вопросы исчерпаны не были. Скорее кончилось отведенное время для их обсуждения. Проект обращения пока решили не утверждать.
"Нельзя сказать, что мы сегодня получили достаточно информации, но зато убедились в главном: правительство Красноярского края нас услышало и пригласило нас к диалогу. В процессе диалога мы можем получить для себя те ответы, которые мы не получили при рассмотрении вопроса на комиссии. Уже после этого будем принимать дальнейшее решение. Я думаю, лучше всего описать ситуацию так: мы просто взяли паузу, чтобы просто углубиться в этот вопрос", — подытожил зампредседателя Городского совета Андрей Козиков, один из инициаторов обращения.
Мария Петрова