Адвоката пожурили по жалобе судьи
Совет адвокатской палаты края привлек к дисциплинарной ответственности адвоката, самовольно отказавшегося от защиты подсудимого и не явившегося в судебное заседание. Поводом для разбирательства стало сообщение судьи об отсутствии адвоката в судебном заседании, о дате которого он был извещен заблаговременно.
Адвокат был уведомлен о дате судебного заседания с участием его подзащитного почти за две недели до него. Однако в назначенную дату в суд не явился и не представил доказательств занятости в другом процессе, заседание перенести не просил. В таких действиях защитника, рассматривавший дело судья, усмотрел нарушение закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", Кодекса профессиональной этики адвокатов, и обратился в краевую палату адвокатов с требованием о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности.
Сам защитник считал, что прав своего клиента не нарушал. Он пояснил, что не смог прибыть в суд для рассмотрения им же поданной апелляционной жалобы, поскольку в день ее рассмотрения он участвовал в проведении следственных действий с участием другой его подзащитной. Дозвониться до суда и предупредить о своем предполагаемом отсутствии в процессе он не смог из-за занятости. Кроме того, за три дня до заседания его подзащитный сам отказался от защиты, соглашение об оказании юридической помощи оформлено письменно. При этом подзащитный настаивал, что "адвокат ни при каких обстоятельствах не должен являться в судебное заседание, а ходатайство об отказе от услуг защитника, он сам заявит лично". В установленный законом 5-ти суточный срок подзащитным "будет приглашен другой адвокат для защиты его интересов по соглашению и будет ходатайствовать об отложении судебного заседания на более поздний срок".
Квалификационная коллегия адвокатской палаты края сочла объяснения адвоката не состоятельными и "не опровергающими доводы, изложенные в сообщении судьи". Как следует из заключения квалификационной комиссии обязанность поставить суд в известность о причинах неявки, при условии извещения о времени и месте судебного заседания, лежит на лицах, участвующих в деле и, в том числе, на адвокате.
Поскольку адвокат так или иначе знал о дате рассмотрения дела, что следует и из его пояснений, комиссия сочла, что он обладал достаточным временным запасом чтобы уведомить суд о причинах отсутствия в предстоящем судебном заседании. Участие в тот же день в следственных действиях "не является оправданием того, что уведомить суд о неявке, не было возможности ввиду исключительной занятости". Если адвокат нашел время без ущерба для другой своей подзащитной расторгнуть соглашение об оказании юридической помощи, что требовало "достаточно продолжительных временных затрат, нежели звонок в суд об уведомлении", то позвонить в суд и сообщить о невозможности своего участия в заседании "не составляло никаких проблем".
В самостоятельном сложении с себя полномочий комиссия усмотрела грубое нарушение законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, поскольку адвокат "принял на себя функции суда и самолично, без соблюдения процессуальной процедуры отказа от защитника, освободился от участия в деле". Согласно ст. 51-52 Уголовно-процессуального кодекса вопрос об отказе от защитника разрешается судом с участием адвоката. Более того, суду предоставлено право не удовлетворять заявленное подсудимым ходатайство об отказе от защитника. Отказ от защитника может быть принят судом, если будут выяснены его причины, а участие защитника в судебном заседании фактически обеспечено судом.
Что касается категорического запрета подзащитного на участие защитника в судебном заседании, то Кодекс профессиональной этики адвоката ставит "закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя". Поэтому "никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом".
Совет Адвокатской палаты Красноярского края согласился с выводами квалификационной комиссии и назначил защитнику меру дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Мария Петрова