Второе заседание осенней сессии краевого парламента: новые законы
Средства от штрафов за нарушение ПДД пойдут на ремонт и содержание дорог. Утверждено соглашение края с ФАС о содействии развитию конкуренции. Городскую зелень можно будет вырубить только по решению представительного органа. Уполномоченные по правам ребенка и коренных малочисленных народов смогут работать дольше. Мировым судьям в отставке выдадут удостоверения. Эти и другие законы приняты Законодательным Собранием в ходе второго заседания VI сессии.
Сразу в двух чтениях депутаты приняли поправки в краевой Закон "О дорожных фондах", по которому суммы штрафов за нарушение правил дорожного движения направляются на ремонт и содержание краевых автодорог. Это стало возможным благодаря изменениям в статью 179.4 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой источником формирования дорожных фондов субъектов РФ является доход их бюджета от денежных взысканий за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения. Изменение вступает в силу с 01.01.2019. Однако оставлять штрафы в тех муниципалитетах, где их собрали, пока невозможно. По предварительным подсчетам министерства транспорта края в следующем году с нарушителей планируется собрать 1 млрд 314 млн. рублей.
Также в первом и втором чтении сессия приняла Закон "Об утверждении заключения Соглашения о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Красноярским краем". Соглашение подписано 5 июля 2018 года во исполнение президентского указа от 21.12.2017 № 618, которым определены основные направления государственной политики по развитию конкуренции и утвержден Национальный план развития конкуренции
в Российской Федерации на 2018-2020 годы.
Документ носит рамочный характер. В нем определены основные направления и формы взаимодействия сторон "по осуществлению мероприятий, направленных на активное содействие развитию конкуренции". В рамках соглашения край совместно с УФАС разрабатывает планы мероприятий по содействию развития конкуренции или так называемые "дорожные карты" и контролирует их исполнение. Еще одно направление сотрудничества сторон – внедрение в деятельность органов исполнительной власти края антимонопольного комплаенса – системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности требованиям антимонопольного законодательства. Законопроект об антимонопольном комплаенсе разработан ФАС, а его практическое внедрение уже началось.
Координировать и обеспечивать реализацию соглашения будут краевое УФАС и Министерство экономического развития и инвестиционной политики края. Ожидается, что соглашение между органами исполнительной власти края и ФАС позволит повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов края, "в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам, субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции".
Мировые судьи в отставке получат удостоверения, подтверждающие статус отставного судьи и его принадлежность к судейскому сообществу. Удостоверение мирового судьи в отставке подписывается и выдается председателем Законодательного Собрания края. Такие поправки в краевой Закон "О мировых судьях в Красноярском крае" приняты во втором чтении. Необходимость внесения изменений связана с пробелом в краевом законодательстве: ушедшие в отставку мировые судьи обращаются в Управление судебного департамента по краю за получением удостоверений судьи в отставке, но краевое законодательство не предусматривает такой возможности. При этом согласно краевому закону, в который вносятся поправки, "мировые судьи Красноярского края обладают статусом, единым со статусом других судей в Российской Федерации". Стоимость одного удостоверения составит 155 рублей; ежегодно в отставку уходит от 5 до 10 мировых судей, сообщается в финансово-экономическом обосновании законопроекта.
Сессия приняла во втором чтении законопроект о внесении изменения в Уставный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае". Установлен единообразный подход к определению срока работы в должностях краевых омбудсменов. Согласно краевому закону одно и то же лицо не может быть назначено на должность уполномоченного более чем на два срока подряд. Для Уполномоченного по правам человека уже было предусмотрено правило, что ограничение срока замещения должности омбудсмена не учитывает период работы в той же должности до вступления в силу Федерального закона от 6 апреля 2015 года № 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека". Этот закон вступил в силу 17.04.2015. Теперь такое же правило распространится и на двух его коллег — Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в крае.
Порядок принятия решения о контроле за расходами лица, замещающего муниципальную должность, должность главы (руководителя) местной администрации по контракту, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, будет определяться указом Губернатора края, регулирующим порядок принятия аналогичного решения в отношении лиц, замещающих государственные должности края. Эти сведения должны быть представлены в течение 15 дней срок со дня получения лицом уведомления об осуществлении контроля за расходами. Соответствующие поправки к краевому Закону "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений" приняты депутатами во втором чтении.
Вводятся дополнительные основания проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе государственных гражданских служащих края. Теперь проверка достоверности этих сведений будет также проводиться на основании информации органов местного самоуправления, работников подразделений кадровых служб госорганов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностных лиц их кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Красноярского края. Краевой Закон "О внесении изменения в пункт 6 статьи 6 Закона края "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края" принят во втором чтении.
Зеленые насаждения на территории муниципальных образований края теперь можно вырубить только по решению их представительных органов. Без такого решения могут быть снесены только аварийные, сухостойные деревья, а также деревья и кустарники, нарушающие световой режим в жилых и общественных зданиях, или при предупреждении и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций. Как следует из пояснительной записки, изменения в краевой Закон "Об экологической безопасности и охране окружающей среды" должны были прежде всего защитить от массовой вырубки городскую зелень на земельных участках, предоставленных для строительства объектов зимней Универсиады. Законопроект был внесен в краевой парламент еще в мае 2016 года, однако принят втором чтении лишь к завершению строек Универсиады.
До принятия поправок городская растительность могла вырубаться без оплаты восстановительной стоимости. На строителей возлагалась лишь обязанность посадить в два раза больше деревьев той же породы и обеспечить их подкормку и полив в течение трех лет. При этом ответственность за невыполнение компенсационных мероприятий не установлена. Массовый снос зеленых насаждений по решению представительного органа муниципального образования станет "дополнительным „фильтром“ при принятии такого рода решений, так в настоящее время мнение населения не учитывается", — говорится в пояснительной записке к принятому законопроекту. Ответственность за снос городской растительности "будет стимулировать органы местного самоуправления к более четкой разработке документов, регулирующих вопрос о сносе зеленых насаждений".
Во втором чтении приняты также два законопроекта, направленные на предоставление налоговых льгот резидентам территории опережающего социально-экономического развития "Железногорск", расположенной в границах промышленного парка ЗАТО Железногорск.
Первым из них внесены изменения в краевой Закон "О налоге на имущество организаций" об освобождении резидентов ТОСЭР "Железногорск" от уплаты налога на имущество организаций организации в отношении вновь созданного и (или) приобретенного имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств после дня включения организации в реестр резидентов ТОСЭР "Железногорск". Освобождаемое от налогообложения имущество должно быть расположено на территории ТОСЭР и использоваться в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР "Железногорск". Льгота предоставляется в течение десяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором организация включена в реестр ТОСЭР "Железногорск". В целях снижения налоговых рисков, связанных с выводом выше имущества из-под налогообложения, исключается возможность применения льготного налогообложения в отношении имущества вновь приобретенного организациями-резидентами ТОСЭР "Железногорск" у взаимозависимых и (или) аффилированных лиц по отношению к ним.
Вторым законопроектом установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет края, в размере 5 процентов – в течение первых пяти налоговых периодов и в размере 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов. Организации-резиденты ТОСЭР вправе воспользоваться льготными ставками налога на прибыль начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения
об осуществлении деятельности на ТОСЭР.
Законы приняты в целях повышения инвестиционной привлекательности территории и создания условий для развития высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью. К реализации потенциальными резидентами ТОСЭР "Железногорск" предложено 20 инвестиционных проектов. Все проекты, заявленные к реализации на ТОСЭР "Железногорск", предусматривают создание новых или расширение действующих производств путем запуска новых производственных линий. За период 2018-2027 гг. в границах ТОСЭР "Железногорск" планируется привлечение более 10 млрд рублей инвестиций и создание не менее 1 300 рабочих мест. Ожидаемые дополнительные налоговые поступления в бюджет края за счет реализации новых инвестиционных проектов составят более 2 млрд рублей.
Напомним, в рамках второго заседания VI сессии Законодательным Собранием рассмотрено 60 вопросов повестки дня, среди которых — назначение мировых судей, двух вице-губернаторов края, поправки в ряд краевых законов.
Мария Петрова