Суды обязали защитить красноярский ж/д вокзал
Красноярская транспортная прокуратура потребовала ОАО "РЖД" обезопасить железнодорожный вокзал краевого центра на случай незаконного вмешательства в его деятельность, в том числе путем террористических актов. Cуды края поддержали прокуратуру.
Глава ведомства потребовал от железнодорожников привлечь аккредитованное подразделение транспортной безопасности к охране вокзала, снабдить охранников переносными и ручными техническими средствами досмотра, создать контрольно-пропускной пункт и пост управления обеспечением транспортной безопасности, а также оснастить их необходимыми техническими средствами (системой контроля и управления доступом).
Проведение данных мероприятий предусмотрено Планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Вокзал на станции Красноярск", утвержденным 08.02.2016 и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта. Документом установлен трехмесячный срок выполнения мероприятий. Однако полностью план реализован не был.
По результатам проверки красноярский транспортный прокурор предъявил в Железнодорожный городской суд Красноярска иск о признании бездействия ОАО "РЖД" незаконным и об обязании ответчика реализовать предусмотренные планом меры обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Красноярск (дело № 2-138/18).
ОАО "РЖД" ссылалось на объективную невозможность реализации плана обеспечения транспортной безопасности в столь сжатые сроки ввиду таких причин как: отсутствие в Красноярском крае аккредитованных частных подразделений и аттестованных работников подразделений ведомственной охраны, которые согласно ФЗ "О транспортной безопасности" могут выполнять функции подразделения транспортной безопасности; необходимость проведения конкурсных процедур для оснащения контрольно-пропускного пункта и поста управления обеспечением транспортной безопасности; "запаздывание" нормативной базы, устанавливающей технические требования к оборудованию; необходимостью согласования финансирования предусмотренных планом мероприятий и отсутствием финансовых возможностей для осуществления плана в установленный срок.
"Для реализации всех мероприятий, направленных на реализацию плана с учетом проведения аукционов, закупок и т.д. необходимо 2 года с учетом вышеизложенного. Реализация требований Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обусловлена непосильной финансовой нагрузкой на ОАО "РЖД, а с учетом общего количества категорированных объектов на сети железных дорог, затраты компании на эти цели суммарно оцениваются в сотни миллиардов рублей. Вследствие этого, ОАО „РЖД“ не в состоянии выделять достаточное количество денежных средств для реализации всех требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах инфраструктуры в границах Красноярской железной дороги", — говорится в отзыве компании на иск.
Однако суд отклонил эти доводы, указав, что ст. 4 ФЗ "О транспортной безопасности" возлагает обязанность по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры на их собственников, а "вопросы безопасности не могут быть поставлены в зависимость от их реализации ответчиком, наличия или отсутствия финансирования". Невыполнение предусмотренных мероприятий "ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта".
Кроме того, железнодожники указали, что на дату рассмотрения дела утратил силу Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 "Об утверждении требований транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", действовавший на момент разработки плана обеспечения транспортной безопасности вокзала и проверки транспортной прокуратуры. Новые Требования обеспечения транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, предусматривают проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в отношении которых ранее уже проводилась оценка уязвимости. Тем самым изменятся сроки реализации планов транспортной безопасности.
Железнодорожный районный суд констатировал, что Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 действительно утратил силу. Новые Требования обеспечения транспортной безопасности предусматривают проведение тех же мер, что указаны в плане обеспечения безопасности вокзала на станции Красноярск. При этом ОАО "РЖД" не исполнило обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости городского вокзала и внесению в трехмесячный срок изменений в этот план, предусмотренной новыми Правилами обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, оба документа устанавливают обязанность ответчика по реализации утвержденного плана. Ст. 3 ФЗ "О транспортной безопасности" закреплен принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности, предполагающий, что "обеспечение транспортной безопасности должно осуществляться постоянно, независимо от каких-либо факторов и условий".
При таких обстоятельствах суд признал незаконным бездействие ОАО "РЖД", выразившееся в неисполнении Плана по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры "Вокзал на станции Красноярск", удовлетворил иск прокурора и обязал принять предусмотренные документом меры в срок до 1 мая 2019 года.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "РЖД" подало апелляционную жалобу в Красноярский краевой суд (дело № 33-12578/2018 209г). Исследовав материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что "суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанности по исполнению требований федерального закона и обеспечению безопасного функционирования транспортного комплекса с целью защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства". Определением от 27.08.2018 решение Железнодорожного районного суда Красноярска было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Мария Петрова