Павильоны уступят Универсиаде
Красноярским предпринимателям не удалось отстоять права на павильоны и киоски вдоль центральных городских магистралей, которые администрация города решила демонтировать к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года как портящие внешний облик Красноярска.
3 сентября Красноярский краевой суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу владельцев шестнадцати павильонов и киосков (нестационарных торговых объектов), расположенных в границах улиц Вейнбаума, К. Маркса и проспекте Красноярский рабочий (дело № 33а-13004/2018 А-012а). Обжалуемым решением Центрального районного суда восьми предпринимателям отказано в признании недействующим изменений в Постановление Администрации города Красноярска № 595 от 27.11.2012, которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
17.07.2017 Администрацией города Красноярска принято постановление № 465 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27 ноября 2012 года № 595", которым из схемы размещения нестационарных торговых объектов исключены 16 объектов, принадлежащих истцам. Этот нормативный акт предприниматели сочли несоответствующим правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушающим их право на ведение торговой деятельности. По таким основаниям истцы просили признать постановление городской администрации недействующим в части исключения их объектов из утвержденной администрацией города схемы.
31.05.2018 Центральный районный суд Красноярска в удовлетворении иска отказал. Свое решение суд мотивировал несостоятельностью ссылок истцов на противоречие оспариваемого постановления Земельному кодексу РФ, а также федеральным и региональным нормативным актам, обладающим большей юридической силой.
Довод истцов о противоречии оспариваемого постановления положениям статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса был отклонен, "поскольку вышеназванные положения Земельного кодекса РФ не содержат запрета на внесение изменений в ранее утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов".
Не нашло поддержки у суда и заявление предпринимателей об отсутствии объективной необходимости в изменении Схемы размещения нестационарных торговых объектов. Суд полагает что п. 3.2.2. "Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года" (утв. Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733), на который указали истцы, "предусматривает возможность освобождения места размещения нестационарного торгового объекта при градостроительной необходимости"; в преамбуле оспариваемого постановления прямо сказано, что оно принимается в целях оптимизации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
При этом, по мнению суда, градостроительная необходимость обусловлена изданием Правительством Красноярского края Распоряжения от 01.09.2014 г. № 635-р "Об утверждении комплексной региональной программы "Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года", согласно п. 2.3.5 которой для создания общественных пространств с современной эстетикой необходимо до 2018 года организовать снос временных сооружений и рекламных конструкций, расположенных вдоль гостевых трасс, что портит внешний облик города Красноярска.
Суд также счел оспариваемое постановление городской администрации не противоречащим ч. 6 ст. 10 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов эксплуатация которых начата до ее утверждения.
Несмотря на то, что к моменту внесения изменений в схему размещения нестационарных объектов они действительно эксплуатировались, законные основания для их размещения уже отсутствовали: еще до внесения изменений в спорное постановление, городская администрация известила собственников временных сооружений о расторжении договоров на их размещение, а иные доказательства действия этих договоров признаны судом неубедительными. Поскольку к моменту исключения объектов истцов из схемы нестационарных объектов города законных оснований для их размещения на спорных местах не имелось, положения ч. 6 ст. 10 закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в данном случае не применимы.
Вывод истцов о том, что внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов Красноярска нарушает положения ФЗ "О защите конкуренции" также был признан судом ошибочным, поскольку "решение о внесении изменений в схему принималось не в целях ограничения конкуренции, а с учетом необходимости благоустройства и инфраструктурного развития города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, что не может оцениваться как ограничение конкуренции".
Красноярский краевой суд полностью согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятое решение без изменения.
Мария Петрова