Лицензированная мистика: возможно ли уравнять врачей и экстрасенсов?
За последние годы репутация Государственной думы РФ как законотворческого органа серьезно пострадала, поскольку народные избранники разработали, обсудили и приняли ряд недостаточно корректных с правовой точки зрения, но при этом откровенно популистских инициатив. Большинство из таких законопроектов еще на стадии возникновения можно было воспринимать не иначе как "забавные новости", однако теперь имеющийся опыт заставляет к любым предложениям парламентариев относиться серьезно. Так, недавно электронное пространство взорвалось от обсуждений новой законодательной инициативы за авторством депутата Государственной думы РФ Ильи Пономарева. Эсер предложил внести ряд поправок в федеральное законодательство, которые поспособствовали бы принудительной легализации "оккультно-мистических услуг".
***
С полным текстом предлагаемых изменений можно ознакомиться здесь. В первую очередь предлагается дополнить ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" статьей 50.1, которая так и будет называться: "Оккультно-мистические услуги в сфере здравоохранения". Таковыми, по мнению законодателя, должны быть признаны "действия немедицинского характера, осуществляемые лицами, не обладающими соответствующими специальными медицинскими знаниями и навыками, направленные на излечение пациентов с помощью сверхъестественных способностей организма". Отдельно оговаривается, что эти услуги не должны входить в государственную программу бесплатного оказания медицинской помощи населению. Они могут оказываться пациентам исключительно под контролем профессионального медицинского работника или медицинской организации; незаконные действия влекут за собой законодательно установленную ответственность. Наконец, указывается перечень заболеваний, которые не могут становиться предметом манипуляций оккультных целителей: онкологические, венерические, инфекционные, тяжелые психические расстройства, наркомания, осложнения при беременности. Заключительный пункт заставляет заподозрить Пономарева в иезуитстве, поскольку в нем перечислены как раз те проблемы, с которыми некоторые граждане, отчаявшись найти помощь в традиционной или нетрадиционной медицине, идут к экстрасенсам.
Второй блок поправок касается закона "О рекламе". Статья 13 должна регламентировать запрет на размещение рекламы оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения на первой и последней странице печатных изданий (а также на обложке), в теле- и радиопрограммах, на объектах транспортной инфраструктуры и внешних рекламных конструкциях. Наконец, указано, что оказание вышеупомянутых услуг с нарушением установленного законом порядка приведет к штрафу в размере от 2 тысяч до 10 тысяч рублей, для чего предлагается соответствующее дополнение к КоАП РФ.
***
Казалось бы, преследуемая парламентарием цель понятна – усложнить деятельность самонареченных целителей-магов до такой степени, чтобы любая попытка оказания услуг с их стороны была квалифицирована как мошенничество, натравить на них разрешительные и контролирующие органы, начиная с СЭС и заканчивая налоговой службой. Однако, как заявил сам Пономарев: "Мой опыт общения с этой средой показывает, что у людей, которые являются серьезными экстрасенсами, как правило, какое-то медицинское образование есть, и таким образом они могут соблюсти требования этого закона. А у шарлатанов его, естественно, нет. Поэтому этот закон, естественно, направлен на резкое сокращение возможностей для всяких проходимцев". Эпитет "серьезными" в применение к слову "экстрасенсами" заставляет полагать, что депутат искренне желает уровнять мистику с медициной, одновременно по каким-то критериям просеяв необъятную массу подвизающихся на этом поприще специалистов.
Любопытно, что такие критерии, в каком-то смысле, уже имеются; скажем, дополняемая статья 50 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", посвященная народному целительству, закрепляет право выдачи таким специалистам особых дипломов комитетами здравоохранения местных органов исполнительной власти. Пару лет назад эту статью дописали, закрепив в ней необходимость наличия у целителя диплома о высшем или среднем медицинском образовании. Правда, там отдельно указано, что к "методам оздоровления, утвердившимся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья" не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. Это не лишено логики – если действия народных целителей экспертно-квалификационная комиссия врачей еще может как-то оценить и подкрепить свою оценку объективными документами вроде результатов анализов до и после воздействия, то как определять эффект от молитв и магических пассов руками? Более того, как медицинский работник, призванный контролировать процесс оказания услуги, будет оценивать протекающую на его глазах процедуру? В отделе лицензирования и государственного контроля краевого Минздрава от комментариев уклонились, однако, несомненно, были озадачены тем, что оккультизм и мистика могут быть приравнены к профессиональным медицинским услугам и тем самым оказаться в сфере их полномочий.
***
Если подходить к проблеме с другой стороны, то насколько эта законодательная инициатива оправдана с позиции профилактики правонарушений? Услугами различных мистиков и экстрасенсов пользуются, по различным оценкам, до 7% населения нашей страны. Легко представить, как граждане, обратившиеся к народному целителю за удалением камней из почек, позже подают жалобу в Росздравнадзор. Однако такие действия традиционно квалифицируются не как ущемление потребительских прав вследствие неквалифицированно оказанной услуги, а как мошенничество, после чего наказываются в соответствии с уголовным законодательством.
Есть и иные инструменты воздействия. Так, например, летом этого года Верховный суд РФ запретил деятельность одной из религиозных групп, практиковавшей и пропагандировавшей лечение по методу своего духовного лидера. "Члены религиозной группы убеждают граждан отказываться от общепринятых медицинских методов лечения", — утверждали в надзорном органе и подробно описывали практикуемые способы исцеления: смотрение на солнце незащищенными глазами, произнесение словесных формулировок и употребление специального чая. Секте вменили в вину гибель одной из подвижниц, больной сахарным диабетом, которая под давлением своих наставников отказалась от приема лекарств. Необходимо отметить, что критическую роль здесь сыграло именно наущение со стороны духовников не доверять врачам, а вовсе не лечебные практики
***
Мы попросили высказать экспертное мнение касательно спорного законопроекта специалиста по административному праву: к.ю.н., доцента кафедры конституционного, административного и муниципального права ЮИ СФУ Анну Васильеву. Приводим мнение ниже.
"Анализируемый законопроект основан на следующих идеях:
- предусмотреть разрешительный порядок реализации оккультно-мистической деятельности, направленной на излечение пациентов с помощью сверхъестественных способностей организма;
- ограничить рекламу таких услуг.
- установить административную ответственность за осуществление такой деятельности с нарушением порядка.
Насколько эти идеи реализуемы в действительности? Ответ на данный вопрос зависит от того, могут ли оккультно-мистические услуги быть предметом правового регулирования.
В проекте предлагается под оккультно-мистическими услугами в сфере здравоохранения понимать действия немедицинского характера, осуществляемые лицами, не обладающими соответствующими специальными медицинскими знаниями и навыками, направленные на излечение пациентов с помощью сверхъестественных способностей организма. Приведенное понятие не носит инструментального характера, с его помощью не представляется возможным определить, является та или иная деятельность оккультно-мистической. Содержащееся в определении понятие „сверхъестественные способности“ также не является определенным. Что такое сверхъестественные способности организма и как проверить их наличие? Представляется, что подобное определение оккультно-мистических услуг „страдает“ юридико-лингвистической неопределенностью, коррупциогенностью, поскольку используются не ясные, не устоявшиеся формулировки, термины и понятия.
Поскольку ключевое понятие законопроекта „оккультно-мистические услуги“ является с юридико-лингвистической стороны дефектным, постольку и введение разрешительного порядка осуществление такой деятельности представляется весьма спорным. Традиционно в рамках любого разрешительного порядка законодатель определяет условия, которым должно отвечать лицо, при соблюдении которых ему (лицу) может быть выдано разрешение. Такие условия чаще всего связаны с качественными и количественными характеристиками лица, позволяющими определить его готовность к осуществлению разрешительного вида деятельности (например, наличие определенного образования, стажа работы, сдачи квалификационного экзамена, наличие помещения, в котором будет осуществляться деятельность и т.д.). В анализируемом проекте таких условий не установлено (кроме формального условия подачи заинтересованным лицом заявления о выдаче разрешения и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации). Это связано с тем, что сформулировать такие условия крайне сложно, поскольку трудно определить характеристику деятельности по излечению пациентов с помощью сверхъестественных способностей. При таких условиях любой и каждый сможет получить необходимое разрешение, что не только сводит на нет сам разрешительный порядок, но и может привести к легализации деятельности недобросовестных лиц, на борьбу с которыми направлен разработанный проект, т.е. привести к прямо противоположному результату по сравнению с заявленным в Пояснительной записке.
Нельзя признать удачной предложенную формулировку состава административного правонарушения „Занятие оккультно-мистическим услугами в сфере здравоохранения с нарушением установленного порядка…“, поскольку в таком варианте состав можно назвать „резиновым“, содержащем в себе широту дискреционных полномочий при принятии решения о привлечении лица к ответственности".
***
Резюмируя все вышеизложенное, приходится вновь констатировать поспешность наших законотворцев, которые, даже руководствуясь вроде бы разумными основаниями, охотно предлагают, с одной стороны, избыточные, а, с другой стороны, некачественно проработанные инициативы – в конечном счете, только усугубляющие существующее положение дел.