"Попытка скрестить чижика с пыжиком": как в ЗС обсуждали законопроект о бесплатной юрпомощи
Сегодня на заседании комитета по вопросам законности и защиты прав граждан (председатель Юрий Швыткин) парламентарии вновь вернулись к рассмотрению актуального для региона законопроекта. Речь шла о проекте закона края "О бесплатной юридической помощи в Красноярском крае".
Как сообщил начальник управления Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Александр Букарин, краевой документ разработан в соответствии с федеральными.
В законопроекте прописаны категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в Красноярском крае. В частности, это инвалиды, ветераны, дети-сироты, малообеспеченные жители. При этом в сравнении с Федеральным законом этот список расширен. Первым дополнением является уже существующая в ранее действующей редакции закона категория "коренные малочисленные народы". Данная категория в Закон края включена инициативно. Дело в том, что с момента принятия проекта закона действие краевого закона прекращается, при этом ранее гарантированное коренным малочисленным народам право на получение бесплатной юридической помощи должно сохраниться. Вторая дополнительная категория граждан — женщины, воспитывающие (воспитавшие) семь и более детей и награжденные Почетным знаком Красноярского края "Материнская слава", если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав несовершеннолетних детей. Данная категория в проект закона включена с учетом заслуг вышеуказанной категории женщин и в целях защиты прав детей. "Предварительные расчеты, которые нам дали службы социальной сферы, показывают, что 600 тысяч человек в крае будут иметь право на получение бесплатной юрпомощи", — сказал Букарин.
Кроме того, разработчики законопроекта определили, кто именно, какие структуры станут участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. В их число включено государственное юридическе бюро, которое будет создано в форме государственного казенного учреждения Красноярского края. Цель – оказание населению края бесплатной юридической помощи, в том числе в труднодоступных и отдаленных районах.
К участию в государственной системе бесплатной юридической помощи в Красноярском крае планируется привлечь адвокатов – через Адвокатскую палату Красноярского края. Александр Букарин сказал: "Адвокаты, бесспорно, это готовые специалисты, но не думаю, что они будут инициативно заниматься этим видом помощи, поэтому для нас они „вспомогательны“. Только практический опыт покажет, насколько адвокаты окажутся реально включены в систему оказания бесплатной правовой помощи".
Финансирование расходов, связанных с оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь должен будет взять на себя краевой бюджет.
Расходы на оплату труда сотрудникам юридического бюро рассчитаны в исходя из установленной численности – 35 штатных единиц. Десять отделений юридических бюро планируется разместить в Красноярске. По одному в Ачинске, Канске, Минусинске, Норильске, Дудинке. В этих городах предполагается что в штате юрбюро будут два юрисконсульта. И по одному юрисконсульту должно быть в юридическом бюро, расположенных в Туре, в Богучанском районе, Лесосибирске и Мотыгинском районе.
Учитывая установку телефонных номеров, оплату подключения Интернета, абонентскую и повременную оплату телефонных разговоров, в том числе междугородних, расходы на приобретение почтовых марок и конвертов, сумма расходов по подстатье "Услуги связи", например, составит почти два миллиона рублей в год. Потребуются расходы на коммунальные услуги и содержание помещений и многое другое – водителей, командировки, необходимое для функционирования юридических бюро.
Общая сумма, необходимая на оказание бесплатной юридической помощи в Красноярском крае в год составляет 62 миллиона 684 тысячи рублей. Из них более тридцати миллионов рублей предназначено на оплату труда адвокатов и почти 32 миллиона рублей на создание и функционирование государственного бюро.
Принять нельзя, доработать
К обсуждению законопроекта на заседание комитета были приглашены представители прокуратуры края, министерства юстиции по краю, Счетной палаты, Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России, социальной защиты, уполномоченный по правам человека в крае.
Свое заключение на законопроект подготовили специалисты экспертно-правового управления законодательного Собрания края. Это заключение, взяв слово, процитировала заместитель председателя комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Марина Добровольская: "представленный законопроект нуждается в комплексной переработке и не может быть предметом рассмотрения в первом чтении". Добровольская поинтересовалась у разработчиков законопроекта, может быть, им имеет смысл отозвать документ? Начальник управления Губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Александр Букарин ответил, что это нецелесообразно. Депутат Николай Трикман поддержал коллегу Марину Добровольскую, сказав, что замечаний к законопроекту "уж слишком много". Но чиновники стояли на своем, заверяя депутатов, что они во что бы то ни стало будут дорабатывать этот законопроект, а потом "намерены вместе с депутатами обсуждать".
Председатель комитета Юрий Швыткин предложил выступить по поводу законопроекта другим участникам заседания. Как сообщили представители прокуратуры края, они увидели в законопроекте ряд нарушений федерального законодательства. "Многие нормы дублируют нормы ФЗ, но изложены они в усеченном варианте, в связи с чем получился искаженный смысл", - заявили в Прокуратуре.
В Счетной палате отметили, что в законопроекте "не предусмотрено охвата всей территории края, есть „белые зоны“. Имеются серьезные замечания в финансово-экономическом обосновании". В Минюсте сообщили: "Законопроект в том виде, в котором он есть сейчас, требует серьезной доработки".
В министерстве социальной политике высказались относительно законопроекта с тех позиций, что "как государственное бюро, оно дает людям больше гарантий в качественном получении услуги. Но будут ли адвокаты заинтересованы?"
Заместитель председателя Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России (КРО АЮР) Тамара Машкина в своем вступлении указала на существенные недоработки законопроекта, например, что в нем не закладываются принципы оплаты труда адвокатов, не установлены компетенции участников оказания бесплатной юрпомощи, не предусмотрен механизм срочного оказания бесплатной правовой помощи – в случае ЧП, наводнений, пожаров и иных бедствий. "Не уделено внимание развитию негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи. Упущено это в законе", — сказала Машкина.
Вопросы без ответов
Заместитель председателя профильного комитета Марина Добровольская, выслушав вердикты ведомств по поводу законопроекта, поинтересовалась у докладчиков: "Весь закон стоит 60 миллионов рублей, тридцать миллионов идет на оплату труда адвокатов. Достаточно этой суммы, чтобы сделать для них работу интересной"Вопрос оказался риторическим. Президента Адвокатской палаты Сергея Мальтова по причину срочной командировки в зале заседаний не было. Николай Трикман спросил:"Почему почти во всех других территориях страны закон о бесплатной юридической помощи принят уже, а у нас нет? Кто виноват?" Заслушав ответ чиновников, председатель комитета Юрий Швыткин вынужден был констатировать: "вы пытаетесь скрестить чижика с пыжиком", имея в виду, что законопроект достаточно сырой, но несмотря на все замечания, разработчики упрямо твердят, что все не так плохо и до ума его, доработав, довести рано или поздно можно.
"Не сдается наш гордый „Варяг“ и все тут!", - пошутила Добровольская, кивнув в сторону разработчиков документа.
Николай Креминский сказал, что в законопроекте вопросов больше, чем ответов. А уполномоченный по правам человека в крае Марк Денисов, наоборот, выступил в защиту законопроекта, однако посетовал, что не верит в то, что адвокаты смогут оказывать бесплатную юрпомощь. Денисов с грустью в голосе поведал, что у него по роду его работы накопилась масса фактов, где "бесплатные адвокаты наплевательски относились к своим обязанностям". За адвокатов вступилась парламентарий Марина Добровольская, довольно эмоционально поинтересовавшись у Денисова: "А за 89 рублей, которые полагались бесплатным адвокатам по прошлому закону, какие адвокаты станут работать?". Марк Денисов не нашелся, что сказать в ответ.
А штаты кто?
Тема оплаты труда юристов вновь была поднята в докладе Экспертно-правового управления Законодательного Собрания. Специалисты сообщили, что средняя зарплата юрисконсульта 11 разряда в городе Красноярске исходя из всех расчетов. Представленных в законопроекте, составит 24 тысячи рублей в месяц. "Зачем 35 штатных единиц предусмотрено? Из них всего 22 человека – это юристы, а остальные 13 человек – это обеспечивающий персонал (бухгалтера, уборщицы и т.д.). Вопрос вызывает и площадь арендуемого под государственное бюро помещения в 240 „квадратов“. В год аренда обойдется бюджету в полтора миллиона рублей! Тем более юристов в нем будет мало находится, часть же расположится в городах края…", -искренне недоумевали умозаключениям разработчиков закона специалисты экспертно-правового управления, которые, кстати, сами являются профессиональными юристами.
Заместитель председателя комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Марина Добровольская напомнила, что бюджет края крайне дефицитный, расходы краевой казны следует оптимизировать, а не раздувать штаты бюджетников. "А нам предлагают такого монстра создать!", - пожала плечами Добровольская.
Подвел итог обсуждений председатель комитета Юрий Швыткин. Он предложил такое решение: "До первого октября 2013 года с учетом поступивших замечаний и предложений законопроект „О бесплатной юридической помощи в Красноярском крае“ должен быть доработан и направлен к нам в комитет по вопросам законности и защиты прав граждан". Это предложение было единогласно одобрено.