Сериал о жизни юридического сообщества края стартует с фильма "День нотариуса"
В Красноярске завершаются съемки первого фильма из масштабного цикла скетчей о жизни юридического сообщества края. Пилотная серия носит название "День нотариуса" и посвящена нелегким будням представителей этой уважаемой профессии; трейлер уже можно посмотреть в Интернете. Отметим, что сериал получил принципиальное одобрение Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России. "Право.RU/Красноярск" пообщалось с автором и режиссером проекта Олегом Безруких, директором ООО "ПК "Линия производства".
- Расскажите, что собой будет представлять фильм и когда можно ожидать его официальной премьеры?
- Хронометраж первой серии составляет сорок минут. На то, чтобы отснять весь материал потребовалось около двух месяцев, сейчас мы монтируем окончательную версию фильма. Первый показ непосредственно для главных инвесторов, Нотариальной палаты края, состоится уже в это воскресенье. А в понедельник будет показ для юридической тусовки, съехавшейся со всей России на ТИМ "Бирюса". По сути, это просто художественная история, но, поскольку юристы выступили спонсорами проекта, мы решили развернуть эту историю на материале юридического сообщества. Планируется, что сериал про юристов мы будем снимать до конца года, однако бюджет на столь масштабный проект еще не выделен. Для этого нам нужно будет произвести впечатление первой серией. Если она получится удачной, то надеемся, что нам каким-то образом окажут финансовую поддержку, и удастся снять по серии про каждый орган, представители которого входят в Краевое отделение Ассоциации юристов России.
- То есть, предполагаются съемки продолжительностью, как минимум, в несколько лет?
- Если снимать вот так, как мы сейчас делаем, то это естественно на много лет затянется. Но первый фильм сделан по себестоимости гораздо более затратным, чем предполагается в дальнейшем. Мы снимать будем по-другому, поскольку по ходу съемок осваиваем какие-то технологии, узнаем, что рационально, что не рационально, учимся оптимизировать эту работу. Далее – сценарно сериал, конечно, будет отличаться. В нем не будет такого количества локаций, действий и персонажей, как в этом фильме. Все будет больше похоже на классический сериал. Грубо говоря, несколько локаций, павильон, по которому перемещается съемочная группа. Нет никаких больших переездов. Формат – скетч-шоу, поскольку вряд ли мы сможем объединить все ведомства в одну линию. Это будут ситуации, которые возникли вокруг одного ведомства или вокруг одной специальности юридической.
- Кто занимался написанием сценария, и привлекали ли к этому реальных представителей нотариата?
Наша же сценарная группа и занималась. Мы вначале опросили нотариусов на предмет различных баек, которые приключились с ними в их нотариальной жизни, провели с ними интервью глубокое, часа на полтора-два. После этого наши сценаристы большую часть этих эпизодов описали в виде художественного произведения. Потом выстроили все в некую логическую последовательность в течение одного дня, поскольку рабочее название фильма пока – "День нотариуса". Конечно, он по ходу дорабатывался, кое-что пришлось подкорректировать.
- Но почему именно нотариусы? Кажется, это наиболее скучная из всех возможных юридических профессий!
Отчасти, да. Но, может быть, на контрасте это и будет интересно зрителю. Кроме того, фильм очень веселый. Качество этого юмора и его целевая аудитория – отдельный вопрос для обсуждения, пока мы не очень представляем себе, кто будет смотреть этот фильм. Но мне все-таки кажется, что его зрители — это не самая молодая часть аудитории, потому что фильм снят с акцентом на ностальгию по советским комедиям. Сделано это просто потому, что Нотариальная палата сама по себе обладает определенным вкусом, который возник в те годы, когда советский кинематограф был хорошим. Я тут беседовал с одним московским продюсером. Он говорит: "Вы, Олег, наверное, хотите снимать хорошее кино, как в СССР? Не делайте этого. Сейчас никто не смотрит хорошее кино, только плохое: надо пригласить Мишу Галустяна, и тогда будет успех". Я ответил, что, мол, все-таки не могу пока этого сделать, потому что жажда славы и денег – это, конечно, здорово, но совсем так сильно поменять свои вкусы у меня не получится. А когда мы посоветовались со своими основными инвесторами, то они тоже сказали, что им не нужен Comedy Club, не нужен молодежный треш. И мы решили — сделаем все немного консервативно, с неким определенным уровнем интеллигентности.
- Вы уже думали над тем, как "День нотариуса" будет искать своего зрителя?
Мы думали, но пока никаких конкретных договоренностей не было. Насколько знаю, юристы со своей стороны вели переговоры с одним из телеканалов. Мы планировали арендовать один из кинозалов и организовать там несколько показов. Естественно, что будет сделан тираж для всего КРО АЮР – на дисках, кроме того, проект будет выложен для просмотра на официальном сайте организации. А вот что касается извлечения прибыли из этого, можно ли на него билеты продать – это большой вопрос. Я пока даже не знаю. У меня в этом месте естественные сомнения, потому что фильм сделан не на коммерческой основе, он пока не является инструментом бизнеса. Это пока такой культурный поступок, на который пошла Нотариальная палата края, чтобы поднять этот жанр в регионе, чтобы было ощущение, что можно снимать кино, которое потом смотреть не противно. Потому что я видел несколько фильмов, которые сняты в Красноярске и Красноярском крае, и их смотреть противно. Это либо артхаус, который сделан по принципу "если не знаешь, как снимать, снимай странно", либо это просто низкокачественная работа. Нам, конечно, тоже нелегко, потому что мы самоучки. По большому счету, и есть такой риск, что наш фильм может показаться недостаточно круто сделанным. Но мы в него вложили немало усилий. Мы работали с "телегой", с краном, с хорошей картинкой, чтобы она была на уровне — камера реально движется, на площадке работает гример, то есть видно фактуру кожи актеров и так далее. Естественно, старались, чтобы актеры хорошо играли. Конечно, могут быть какие-то огрехи, но на первый случай нам это точно простится.
- А как вы решали вопрос с актерскими кадрами?
Мы использовали актеров четырех театров плюс любителей – люди, которые по фактуре и таланту нам подошли. Музыкальный театр, ТЮЗ, мим-театр "За двумя зайцами" и, как ни удивительно, театр кукол. В коротких эпизодах присутствуют и реальные нотариусы. Мы объявили конкурс среди работников Нотариальной палаты, и порядка трех-четырех человек таким образом подобралось. Но они не играют у нас роли, а, так сказать, отбывают пространство – работают статистами, массовкой на заднем плане. Просто потому что никто из них не решил, что может потратить столько времени на съемки. Ведь очень много времени актеры тратят на работу! Поскольку у нас съемки происходят в разных локациях, группе постоянно приходится переезжать на новые точки. Тогда мы переодеваем одного и того же актера. И вот у нас Сергей Тисленко, который играет главную роль, без слов почти (у него только одна фраза), каждый раз специально приезжает, переодевается, его куда-то тащат. У него такая роль, что его перетаскивают. Конечно, это было тяжело, и человеку, который работает физически, трудно выделить время. Вообще, гигантский труд – свести всех людей в одно время в одном месте. У всех своя жизнь, у всех своя работа, у всех свои графики.
- Какие локации присутствуют в фильме?
В основном, все действие происходит в офисных кабинетах, финальная сцена – в Доме офицеров. Снимали мы во многих помещениях нотариальных контор. Мужественно нотариусы терпели, когда мы въезжали со своими светильниками, со своими "телегами", актерами, что-то там снимали, гоготали. А у них тем временем шел прием, потому что мы ведь не можем вечером снимать, а они, в свою очередь, не могут закрыть свою контору для нас. Это было тяжеловато. Много сцен снято непосредственно в офисе Нотариальной палаты на Белопольского. Они нам выделили большой конференц-зал, в котором мы в разных точках сделали площадки. Кстати, мы обнаружили, что нотариусы обладают нестандартным интерьерным мышлением. Множество нотариальных контор как-то очень интересно организованы. У них не обычный офис, в котором все всегда одинаково. Может, потому что каждая контора – это персональный вкус самого нотариуса.
- Будет ли в фильме ощущаться какая-то местная специфика? То есть, что это именно красноярские нотариусы, а не новосибирские, например?
- Сюжетно это могло произойти в любом городе. Но мы снимаем виды Красноярска, чтобы было понятно, что у нас герои здесь находятся, и текстово тоже на это намекаем. Там даже в подводке есть такая кокетливая фраза: что это "лучшие люди Красноярска. По их мнению". В общем, из фильма зрителю будет понятно, что действие происходит именно в Красноярске.