Границы для безграничных домов найдены?
Давно завоевавшие популярность в столице "резиновые дома" обнаружились и в Красноярском крае. По результатам проведения сотрудниками краевого УФМС рейда в Красноярске выявлено 45, а в крае — еще 70 домов, в которых в общей сложности оказались зарегистрированными 23 937 человек. Абсолютным рекордсменом оказался дом на окраине краевого центра – по адресу улица Торгашинская, 24 где оказались зарегистрированы аж 1202 человека.
"В настоящее время ни в одном официальном документе не определена минимальная или максимальная величина площади, на которую собственник может зарегистрировать других граждан. В связи с этим возникла проблема так называемых „резиновых домов“. Такое название они получили из-за того, что по одному и тому же адресу прописываются десятки, сотни, а порой и тысячи человек, безусловно, там не проживающих", — обозначили проблему в УФМС по Красноярскому краю.
Положить конец бесконечной прописке призваны уже несколько внесенных в Госдуму законопроектов об ужесточении правил регистрации по месту жительства и месту пребывания. Общим для большинства из них является ограничение числа регистрируемых в жилом помещении граждан исходя из учетной нормы предоставления жилых помещений в соответствующих субъектах РФ на человека. Соответствующие положения предусмотрены и президентской версией законопроекта о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, принятом в первом чтении. В последний раз, обсуждая необходимость решения проблемы "резиновых домов", ФМС предложила ограничить минимальный порог вселения 6 квадратными метрами на человека. Однако это ограничение в любом случае не коснется членов семьи собственника жилого помещения, к числу которых согласно статье 31 Жилищного кодекса РФ относятся его супруг, дети и родители. Такие меры, по мнению авторов законопроектов, призваны покончить с "резиновыми домами" и значительно сократить количество нелегальных мигрантов как их основных обитателей.
И хотя кое-какие меры против "резиновых домов" можно предпринять и в рамках действующего законодательства, полностью эта проблема вряд ли может быть искоренена даже в случае принятия какого-либо из "антирезиновых" законопроектов.
Чаще других в категорию резиновых попадают старые, ветхие заброшенные дома: вода в этих домах – из колонки, отопление печное, соответственно расходы на содержание такой недвижимости при отсутствии жильцов стремятся к нулю. Значит, сколько не пропиши – одна прибыль. А вот раздувать квартиры до бесконечности будет уже сложнее и дороже: здесь уже придется оплачивать тарифы коммунальщиков, возрастающие по мере увеличения числа зарегистрированных в квартире, плюс расходы на содержание имущества многоквартирного дома. Кроме того, может сработать и бдительность ТСЖ и управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома и располагающие данными о числе зарегистрированных в квартире.
В качестве места жительства или места пребывания, по которому осуществляется регистрация, согласно пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан с учета по месту жительства или месту пребывания (утв. Постановлением правительства РФ № 713 от 17.07.1995), выступают различные жилые помещения – жилые дома, квартиры, общежития, гостиницы и т.п. Одним из важнейших условий, при которых помещение признается жилым, является его пригодность для постоянного проживания, трактуемая как его соответствие "установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства" (статья 15 Жилищного кодекса РФ). Соответственно, регистрация по месту жительства и месту проживания в ветхих "резиновых" домах может быть аннулирована. Правда, на основании решения суда (что призвано защитить добропорядочных граждан). Основания аннулирования здесь могут разниться – в зависимости от того каким способом того или иного жильца вселяли в резиновый дом и кто является его собственником, это могут быть и выселение, и признание утратившим либо не приобретшим право пользования, если жилец в "резиновом доме" фактически не проживал. Последнее, кстати, может быть применено независимо от состояния резинового дома.
К сожалению, на этом правовые методы борьбы с "резиновыми домами" практически исчерпываются.
Привлечь недобросовестных домохозяев к административной ответственности практически невозможно – ответственности за нарушение правил регистрации КоАП не предусматривает. Но даже если бы и предусматривал, норма эта вряд ли могла бы работать. Ведь ограничений прописки пока не существует. "Жилищные" статьи КоАП, устанавливающие ответственность за нарушение при эксплуатации, содержании и ремонте жилищного фонда (6.4, 7.21), тоже вряд ли будут применимы. В этом случае бесконечная прописка, конечно, может предполагать, например, нарушение санитарных требований к использованию жилых помещений, но в действительности таковые будут наличествовать только при реальном проживании многочисленных жильцов, что в "резиновых домах" наблюдается нечасто. При отсутствии реальных жильцов скорее всего будут отсутствовать и основания для привлечения к ответственности. Хотя, если при решении вопроса о привлечении к ответственности удастся выяснить, что реальных жильцов в "резиновом" жилище нет и никогда не было, это может служить основанием для аннулирования их регистрации в описанном ранее порядке.
Не предусматривают административной ответственности за бесконечную прописку и "антирезиновые" законопроекты. Вместо этого ФМС предложило внести поправки в статью 19.15. КоАП, повысив штрафы для владельцев жилья, допускающих проживание лиц без регистрации в принадлежащих им жилых помещениях, с 2,5 до 5 тысяч рублей. По идее эта норма призвана предотвратить перерождение "резиновых домов" из формальных в реальные, где действительно могут проживать сотни человек (и особенно часто нелегальные мигранты). Однако для достижения этой цели штраф должен быть как минимум сопоставим с масштабом доходов спекулирующих на регистрации и жилплощади. Сегодня стоимость постоянной регистрации в Красноярске колеблется в районе 6 тысяч рублей, а за проживание многочисленных мигрантов хозяева получают и того больше. Становится ясно, что эти штрафы вряд ли предостерегут их от создания "резиновых домов".
Помимо этого, "прорабатываются предложения по введению дополнительных уголовно-правовых норм в отношении собственников или регистрирующихся (или тех и других), которые в течение календарного года неоднократно нарушили правила регистрационного учета", — сообщили в ФМС. Но пока не раскрывается, в чем именно будет выражаться объективная сторона преступления и какие будут предусмотрены виды наказаний, сложно оценить вероятность эффективности таких предложений.
Обзор предлагаемых мер борьбы с бесконечной пропиской не свидетельствует о ликвидации "резиновых домов". Скорее наоборот, поскольку регистрация имеет мало чего общего с реальным проживанием, фиктивные "резиновые дома" обретут статус реальных, если не будет предложено комплексных мер, полностью искореняющих существование не только бесконечной прописки, но и безграничного проживания.