1
Ежеквартальный Совет по рекламе при краевом УФАС разложил по полочкам городскую рекламу из категории "под вопросом". На этот раз в повестку вошли не только непристойные образы с объявлений и баннеров, но и реклама банков, магазина мебели и даже религиозные плакаты. Как отметил перед началом заседание председатель Совета Олег Харченко, на обсуждение экспертам вынесли все, что можно обсудить и по поводу чего можно принять компетентное решение.
Какая вера лучше?
Стартовать решено было с религии. История началась с того, что недалеко от баптистского дома молитвы разместили баннер со следующей надписью: "Вы приняли безценный дар – святое Православие. Храните его. Если вы ослабнете в Православной вере – вас одолеют враги ваши, и вы станете их рабами (строчка из завещания святых Кирилла и Мефодия, оставленное нам, славянам)". Слова с плаката оскорбили баптистов, которые и обратились в УФАС с просьбой разобраться в "религиозном превосходстве". Священник Максим Золотухин, который по совместительству является членом экспертного Совета, в своей речи уверял присутствующих – никакой пропаганды в рекламе нет, это лишь "страница нашей истории". Другие эксперты отмечали, что плакат вообще нельзя расценивать в качестве рекламы: в объявлении нет указания на товар и услугу. Начальник юридического отдела "СТС-Прима" Наталья Арутюнян и вовсе предположила, что плакат можно отнести лишь к социальной рекламе, для которой в законе предусмотрены отдельные нормы. В итоге, среди экспертов завязалась "богословская дискуссия", которую вынужден был остановить Олег Харченко. Голосование показало, что нарушений норм закона на баннере все-таки не обнаружили.
О нецензурном
С особым энтузиазмом эксперты обсуждали рекламу из категории "нецензурная". Об этом ранее уже сообщало ПРАВО.RU/Красноярск. Вирусную рекламу магазина "Танго" со всеми атрибутами, нарушающими общественную нравственность: бранью ("и в вашей женщине есть б..дь"), голым женским телом и недвусмысленными движениями, члены Совета и вовсе отказались обсуждать – сразу практически единодушно проголосовали "против".
А вот над плакатом Интернет-провайдера "MAXIMA" посидели подольше: только ленивый не высказал свое мнение по поводу фразы "Я дала твоему соседу…Бесплатно… Хочешь, дам и тебе?" Рекламу называли и безвкусной, и безнравственной, и вредной для детей. Высказав с два десятка мнений, эксперты также отнесли рекламу к категории "незаконно".
Третьей "смутившей" рекламой стала фотография несовершеннолетней балерины из журнала "Банзай". На фото пожаловалась жительница Красноярская, утверждая, что "ракурс, выбранный для публикации крупным планом, является неуместным, оскорбительным и призывает к педофилии". Директор медиа-группы "Дела" Владимир Перекотий высказал мнение, что частота подобных заявлений – "идиотизм": "Человек начал всматриваться, начал увеличивать фото, что-то там высматривать и заключил — это безнравственно! Это, мне кажется, паранойя". В итоге, члены Совета сошлись во мнении, что редакционным материал "Банзая" — вовсе не реклама и не попадает под компетенцию экспертного Совета.
"На сладкое" на предмет безнравственности рассмотрели и рекламу бара "Иксы". Баннер с надписью "Требуются оторвы", наверное, и вовсе бы не стал предметом рассмотрения Совета, если бы не размытый квадратик на "условно срамных местах" у девушки с плаката. Эксперты поговорили о том, что бару требуются вовсе не "оторвы", а попросту официантки и подвели спорный баннер фактически к объявлениям о приеме на работу. Плакат "Иксов" запрещать не стали.
Шрифт мелкий, неразборчивый, финансовый
Любопытным оказался и случай с баннером банка "Кедр". Вклады под 11% с крупной пандой, жующей бамбук на белом фоне, по словам заявителя, отвлекали людей от содержания основных условий финансовой услуги, которые, как водится, были тут же, на баннере, но уже в мельком шрифте. Интересным оказались здесь две вещи: во-первых, подобные случаи, в основном, не рассматриваются на экспертных Советах – УФАС предпочитает разбираться с "ущемляющими права потребителей" баннерами самостоятельно. Во-вторых, на заседание Совета свои интересы пришли отвоевывать представители "Кедра". Они пояснили, что в законе не прописано, какого размера должен быть шрифт. Более того, по мнению финансистов, прочитать условия вклада мог любой желающий – размер шрифта позволял.
Владимир Перекотий высказал мнение, что хорошо бы придумать шаблонную фразу для банковских реклам по типу "имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом" в рекламе медицинских услуг и товаров.
В конце концов, гостям удалось отстоять рекламу: большинство экспертов все-таки сказали панде "да".
50% шкафа в подарок!
Сотрудники Красноярского УФАС России нашли рекламу мебельного магазина "Ангстрем" с очень "выгодным" предложением. В объявлении утверждалось, что любой покупатель получит до 50% мебели в подарок. Какую именно половину мебели будут дарить – рекламодатель не пояснил. На деле все оказывалось не так радужно: при покупке мебели покупатель выдавали купон на сумму, равную 10% от суммы покупки. Именно этим купоном потребитель мог оплатить свою следующую покупку, но не более половины суммы. Эксперты Совета сошли во мнении, что такие формулировки однозначно вводят в заблуждение любого потребители, ведь на практике никаких 50% мебели в подарок покупатель не получал. На голосовании рекламу признали незаконной, нарушающей ч.7 ст.5 закона "О рекламе".
Финал
В целом совещание экспертов прошло весьма продуктивно: рекламы обсуждали быстро, решения принимали почти единодушно. За полтора часа в УФАС рассмотрели все 10 вопросов повестки дня. Сами эксперты отмечали, что за время существования Совета им удалось существенно "очистить город от скверны". Однако это не значит, что рассматривать больше нечего.