"От сумы да тюрьмы не зарекайся" или о соцсопровождении бывших заключенных как общем деле
В Красноярском крае в скором будущем может появиться Служба социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы. С такой инициативой выступило краевое ГУФСИН после того, как уровень рецидивной преступности в крае значительно превысил среднероссийский показатель. О необходимости создания Службы и перспективах ее деятельности на пресс-конференции 25 сентября рассказал начальник Управления ГУФСИН по Красноярскому краю Владимир Константинович Шаешников.
По данным краевого ГУ МВД за 7 месяцев текущего года общий уровень преступности в Красноярском крае среди тех, кто ранее отбывал наказание в местах лишения свободы, увеличился на 4,1 % и составил 52,5%. То есть на скамье подсудимых оказывался практически каждый второй из освободившихся заключенных. Такой "настораживающий процент" послужил поводом для проведения серьезного исследования психологами ГУФСИН, опросивших бывших заключенных и тех, кто вновь оказался в местах заключения.
В ходе исследования выяснилось, что большинство повторных преступлений (36-40 %) совершается в первый год после освобождения. Главной причиной этому, по словам Владимира Шаешникова, является "невозможность людей после освобождения адаптироваться в обществе", подразумевающая и невозможность получить регистрацию по месту жительства, наладить социальные связи, устроиться на работу, которая "выходит на первый план и становится определяющей".
Три фактора превенции: семья – дом – работа
Так уж повелось, что зачастую регистрация по месту жительства или в простонародье "прописка" и трудоустройство тесно связаны между собой: отсутствие первой зачастую лишает возможности получить легальную работу (особенно в городах).
Другая печальная тенденция состоит в том, что дома бывшего заключенного часто уже не ждут: за время длительного заключения рушатся многие социальные связи – от дружеских до семейных. Семейный кодекс допускает упрощенный развод с супругом, оказавшимся в местах заключения, а жилищное законодательство и вовсе позволяет выписывать таких жильцов без их согласия. Нетрудно понять какая участь ожидает оказавшегося у разбитого корыта освобожденного: без семьи нет "прописки", без "прописки" нет работы. Порочный круг замыкается: чтобы выжить, приходится вновь идти на криминал и получать казенную крышу над головой.
Сознавая значимость поддержания и восстановления социальных связей как базы для строительства законопослушной жизни за пределами колонии, сотрудники ГУФСИН стали использовать предоставляемую законом возможность: за полгода до предполагаемого освобождения при наличии положительной характеристики осужденному дают возможность посетить предполагаемое место жительство с целью восстановления социальных связей, поиска жилья и работы. В такой поездке его сопровождает сотрудник уголовно-исполнительной системы или ОВД. "Но это пока проходит разово, экспериментально", — отметил Владимир Шаешников. Однако "сама жизнь говорит о том, нужно чтобы человек не оставался без внимания, человек нуждается в социальной помощи".
Начало уже положено
Еще одна причина необходимости работы с освобождающимися из заключения – динамичное изменение общественной жизни и законодательства, происходящее за период заключения. В такой ситуации люди должны иметь возможность прийти туда, где им помогут решить вопросы восстановления документов, прописки, получения работы, разъяснят их права и окажут психологическую поддержку. Сегодня по существу бывшим заключенным идти некуда, так как каждое ведомство считает, что "это не их дело", что также "заставило нас посмотреть, что людям нужна социальная помощь", — рассказал руководитель краевого ГУФСИН. В этих целях в крае были созданы и функционируют Центры социальной адаптации бывших осужденных, но они лишь отчасти решают эту проблему: работой Центров охвачено всего 10-15 % освободившихся, при том что ежегодно освобождается около 10 000 заключенных. Вдобавок центры функционируют в основном в краевых городах – Красноярск, Канск, Минусинск, Ачинск, Норильск. "А именно сельские районы сегодня приносят, как ни странно, очень большую массу рецидивной преступности. Или город Красноярск: один центр на 60 000 человек, конечно, не решит эту проблему", — констатировал Владимир Шаешников.
Опираясь на западный опыт создания структур по работе с бывшими заключенными, успешно примененный в соседнем Кемерово, где рецидивная преступность в разы ниже, чем по области, не говоря уж о России, краевое ГУФСИН выступило с инициативой о создании структуры по работе с освободившимися из мест лишения свободы в каждом административном образовании. Предложение было поддержано губернатором края и правоохранительными органами – полицией и наркоконтролем (многие рецидивные преступления совершаются наркозависимыми). "Но это все силовое, с позиции чтобы не нарушать закон, а как людям выйти из этой ситуации, будет решать Служба социального сопровождения", — пояснил руководитель ГУФСИН.
Параллельно с рассмотрением вопроса о создании Службы, который, кстати, уже вынесен на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания, внедряются и первые наработки в этой области: в этом году осужденные поселенцы мели улицу Высотную Октябрьского района, в планах на будущий год – еще и улица Тотмина. При этом основное наблюдение ведется с использованием электронных браслетов, что дает возможность почувствовать себя практически на воле. Таким образом осужденных пытаются приучить к законопослушной трудовой жизни и дать им шанс заработать намного больше, чем в колонии. Если средняя зарплата осужденного в колонии около 2 тысяч рублей, то здесь они получают вчетверо больше.
Как видно, создание службы помощи бывшим заключенным осуществляется не на пустом месте. Вместе с тем, предстоит и качественное, и количественное изменение формата работы с бывшими заключенными.
Два вектора работы – правовая помощь и социальная поддержка
Работа ведомства помощи бывшим заключенным будет состоять из двух основных направлений: правовая помощь плюс психологическая поддержка. По рассказу начальника ГУФСИН чувствовалось, что второго сейчас не хватает особенно остро.
Насколько можно было понять, схема работы ведомства будет примерно следующей: Служба будет располагать данными правоохранительных органов об освободившихся заключенных, пребывающих на территорию той или иной административной единицы края, которым затем и будет оказываться адресная правовая и социальная поддержка исходя из их конкретных обстоятельств.
Так, при Службе будет создано кадровое агентство для бывших осужденных, куда от силовых структур будут поступать данные о специальностях и квалификации освобождаемых, их характеристика, благодаря чему будет возможность заранее договориться об их трудоустройстве с потенциальными работодателями. В отличие от обычного трудоустройства работодателя уже не будет так пугать известие о криминальном прошлом работника, что сегодня является и причиной отказа принять на работу, и увольнения, даже если удалось устроиться. Пока же, несмотря на иногда даже успешные попытки бывших заключенных скрыть этот факт, работодатели, узнав через службы безопасности собственных предприятий о наличии у работника судимости, стараются поскорее избавиться от него. При этом в Службе будут следить за тем, чтобы работодатель не нарушал права такого работника, в частности, не устанавливал ему заниженной заработной платы по сравнению с другими работниками его квалификации, а в случае необходимости – помогут отстоять свои трудовые права. Возможно, будет разработан и механизм поощрения принимающих на работу бывших заключенных предприятий, например в форме налоговых льгот.
Немаловажно, что работать с контингентом кадрового агентства будут люди с большим опытом работы с такой категорией граждан, это и ветераны уголовно-исполнительной системы, и бывшие заключенные, имеющие положительный опыт социальной адаптации в обществе после освобождения. И делается это не для того чтобы, говоря словами начальника ГУФСИН, "трудоустроить пенсионеров", но потому, что общение с теми, кто не понаслышке знает, что такое заключение, поможет эффективнее найти общий язык с только что освободившимися и помочь им решить их проблемы: они знают язык и понимают психологию людей, прошедших тюрьму. Особенно важно, что успешные бывшие заключенные – живой пример возможности наладить нормальную жизнь после освобождения, и именно они как никто другой способны дать дельные советы по достижению этой желанной для многих освобождающихся цели.
"Я могу назвать десятки фамилий [тех, кто отбыл меру наказания и освободился], которые сегодня на слуху в городе в крае, которые создали потом свое дело, стали достаточно успешными бизнесменами, и их знают и те, кто с ними отбывал наказание, и правоохранительные органы. Но люди уже стали другими: у них тысячи людей в подчинении, которые работают, и они приносят благо – занимаются колоссальными стройками на территории города и края. Они знают изнутри эту проблему. Именно эта категория людей, тех кто „завязал“, они сегодня оказывают реальную помощь, они говорят на одном языке. Это очень важно, когда люди видят перед собой реальный образ", — делится опытом Владимир Шаешников.
Социальная адаптация бывших заключенных – общее дело
Немаловажный вопрос, стоящий при реализации любого проекта, – его финансовая основа. По словам Владимира Шаешникова на создание Службы социального сопровождения бывших заключенных планируется затратить около 30 миллионов рублей. Вместе с тем, это намного меньше, чем обходится содержание заключенных-рецидивистов в колонии.
Планируется, что упомянутая Служба будет создана в форме некоммерческой организации. Что касается источников финансирования, то их будет несколько: это и краевой бюджет, и благотворительные пожертвования. "Есть люди, которые ранее отбывали меру наказания, и которые с пониманием относятся к этому делу, они готовы вложить свои средства в развитие этого проекта. И это милосердие через сердце, через судьбу свою. А есть люди, которые просто с пониманием относятся к этому. У нас всегда жалеют тех, кто оказался в тюрьме", — поясняет руководитель краевого ГУФСИН.
К реализации проекта ГУФСИН намерены приступить уже в четвертом квартале этого года. Первоначально работа будет вестись при поддержке администраций муниципалитетов, в частности Советского района Красноярска, где проще контролировать и "обкатать" эту работу. Если говорить о селах, то здесь на первоначальном этапе, возможно, подключится Краевое региональное отделение АЮР, члены которого имеют богатый опыт проведения выездных консультаций в целях оказания правовой помощи. К тому же, как отметил Владимир Шаешников, многие служащие возглавляемого им ведомства являются членами КРО АЮР. Соответственно, в селах Служба может заработать уже в течение следующего года.
Участие муниципалитетов – еще одна важная ипостась реализации проекта. "Я думаю, руководители администраций должны быть заинтересованы, чтобы на территории сохранялась стабильность. Сейчас они никакой ответственности не несут, а ведь это житель вверенного им района не может трудоустроиться или прописаться, идет вследствие этого на улицу и совершает преступление. Не нужно делать из тех, кто когда-то оступился, людей второго сорта. Нужно помнить пословицу "От сумы и от тюрьмы не зарекайся", — напомнил присутствующим Владимир Шаешников.
В конце концов, задача социализации бывших осужденных касается и общественности: ведь, если не помочь таким людям сегодня, завтра вновь совершенное ими зло может обратиться против любого и каждого, а урон от него будет намного больше, чем некоторое количество средств и усилий, потраченных на эту работу.