Завод ферросплавов переедет в Хакасию?
К вопросу о том, быть или нет заводу ферросплавов, добавился еще один – где именно ему быть. С конца августа эта тема активно обсуждается в СМИ регионального и даже федерального масштаба. В качестве еще одной площадки возможной реализации проекта компании ЧЕК-СУ.ВК СМИ называли Хакасию. Первой об этом сообщила региональная газета "Шанс", пользующаяся большой популярностью у жителей Хакасии.
Ссылаясь на "достоверный источник", "Шанс" оповестил жителей Хакасии о том, что строительство ферросплавного завода может начаться в Ширинском районе республики, что "в общем-то, вполне логично": "между нашей республикой и ЗАО „ЧЕК-СУ“ существует соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, которое предусматривает создание благоприятных условий для деятельности компании на территории региона. Ко времени пуска ферросплавного предприятия уже окончательно восстановят Саяно-Шушенскую ГЭС, так что проблем с необходимым объемом электроэнергии не будет. К тому же, „ЧЕК-СУ“ не придется тратиться на доставку дорогим железнодорожным транспортом руды от терминала в Туиме до Красноярска", — обосновывает реальность реализации проекта газета.
Желая подтвердить свою версию развития событий, издание обратилось за комментарием к помощнику министра регионального развития Хакасии Татьяне Зыряновой, по словам которой компания ЧЕК-СУ.ВК действительно пару месяцев назад направила главе республики Виктору Зимину обращение с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве ферросплавного завода в Хакасии, однако соответствующее решение пока не принято, так как это "вопрос непростой".
Несколькими днями позже, когда тема уже активно обсуждалась СМИ, сам министр экономического развития Хакасии Сергей Новиков заявил об обратном: "на сегодня в Правительство Хакасии не представлен ни один документ, свидетельствующий о намерении инвесторов построить такой завод на территории республики", — утверждает чиновник. В компании ЧЕК-СУ.ВК также опровергли факт направления подобного письма властям Хакасии, назвав информацию о переносе строительства завода ферросплавов в Хакасию "газетной уткой".
Однако окончательно сбрасывать со счетов версию о переносе завода в Хакасию все же не стоит.
Власти Хакасии и ранее не были против реализации проекта ЧЕК-СУ на территории республики. Речь шла, правда, не о строительстве ферроспланого завода, а о возведении в беспрестанно бедствующем поселке Туим терминала по хранению сырья для Енисейского ферросплавного завода. С этой целью от Усинского месторождения до поселка Туим (откуда далее сырье должно было поставляться непосредственно на Енисейский ферросплавный завод под Красноярском) была проложена 40-километровая автомобильная дорога.
Кстати, этим аргументом ЧЕК-СУ вполне может апеллировать к республиканским чиновникам, так как это было на апрельском брифинге инвесторов в Красноярске: мол, мы понесли расходы, и в случае отказа от реализации проекта они должны быть компенсированы. Впрочем, о строительстве в Хакасии завода вопрос тогда не ставился, на что могут резонно сослаться чиновники. Но в этом случае и строительство терминала в далеком "отрыве" от завода (если его не построят как минимум в соседнем с Хакасией регионе) выглядит бессмысленным.
Первоначальный же вариант участия Хакасии в ферромаганцевом проекте полностью устраивал республиканских властей, поскольку "благодаря ферромарганцевой затее можно было убить трех зайцев сразу – получить мощного инвестора, обеспечить доступ к Кемеровской области не только по железной дороге и, наконец, хоть как-то решить проблему вечно депрессивного Туима", — поясняет все тот же "Шанс".
Как известно, 10 августа Третий арбитражный апелляционный суд отменил судебное решение, дающее компании право строить завод под Красноярском и обязал теперь уже Администрацию Шуваевского сельского совета рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство Енисейского завода ферросплавов (дело А33-103/2012).
Основанием для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство ЕФЗ стал его содержательный дефект – отказ, хотя и был вынесен Управлением земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района, как компетентным на тот момент муниципальным органом, но без исследования вопроса о согласии РФ как собственника одного из подлежащих реконструкции помещений будущего ЕФЗ. Поскольку этот вопрос должен быть обязательно исследован при принятии решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), 3 ААС не смог обязать выдать разрешение на строительство ЕФЗ, несмотря на то, что экологические доводы, положенные в основу оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство, были признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Вместе с тем, 3 ААС оставил за бортом те доводы местных властей, которые не были положены в основу оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство, но позднее были озвучены в суде первой инстанции. Это касается, в частности, действия Правил землепользования и застройки, действующих на территории Шуваевского сельского совета и запрещающих строительство подобных ЕФЗ предприятий на территории муниципалитета, а также необходимости учета общественного мнения при строительстве потенциально опасных предприятий, установленной поправками к краевому закону об "Охране окружающей среды".
Практически это означает, что Администрация Шуваевского сельского совета, вероятнее всего, примет решение уже с учетом действующего на момент нового обращения ЧЕК-СУ.ВК за выдачей разрешения на строительство запрета на размещение аналогичных ЕФЗ производств и негативного общественного мнения населения, высказанного на июньских публичных слушаниях. И оспорить отказ по таким основаниям будет уже намного сложнее, как минимум, в силу того, что вопрос об обратной силе действия названных актов уже не стоит, а уйдя от оценки этих обстоятельств, суд апелляционной инстанции "освободил" участвующих в деле от преюдиции (то есть признания доказанными ранее установленных судом обстоятельств при рассмотрении нового спора между теми же лицами).
Таким образом, в случае повторного обращения за выдачей разрешения на строительство ЕФЗ, ЧЕК-СУ.ВК придется считаться уже не только с мнением Росимущества по вопросу о реконструкции принадлежащего РФ помещения, но и с наличием целого ряда других препятствий для строительства ЕФЗ под Красноярском, отсутствие которых, как минимум, нужно будет доказывать.
При таких обстоятельствах весьма вероятно ожидать от инвесторов ЕФЗ не только подачи кассационной жалобы (которая пока не подана), но и запасного варианта развития событий. Учитывая существенные сложности с реализацией проекта в окрестностях Красноярска и наличие экономических предпосылок для его осуществления в соседней Хакасии, последняя вполне может стать таким запасным аэродромом.
Не исключено, что борьба за реализацию проекта ферросплавного завода может продолжиться сразу по двум направлениям. А пока, возможно, чиновники и инвесторы пытаются недопустить общественного взрыва, зная, что за плечами населения Хакасии богатый опыт "антикремниевой компании", в память о которой на стеклах абаканских авто до сих пор можно встретить наклейки с надписями "Нет кремниевому заводу в Хакасии!".