Коррупция в образовании: потому что мало платят или неинтересно учиться?
Летняя сессия – горячая пора не только для студентов, но и для правоохранительных органов. Весь июнь страницы прессы пестрят сообщениями о взятках, на которых попадаются преподаватели красноярских ВУЗов. Некоторые из этих случаев были отмечены и в нашей ленте новостей. Так, 25 июня мы писали о том, что преподаватель зеленогорского филиала СибГАУ подозревается в получении взятки, 22 июня – о том. что преподаватель КрасГАУ подозревается в получении взятки через систему "Яндекс-деньги". Аналогичная новость имела место 14 июня – под подозрение в получении взятки попал сотрудник кафедры физической культуры КрасГАУ.
Как утверждают Дела.ру, по результатам социологических исследований, 68,7% опрошенных оценили уровень распространенности коррупционных отношений в крае как "в целом высокий". Третья часть опрошенных заявила, что коррупция в крае и Красноярске за последние два года увеличилась (33,9% и 34,1%). Наиболее коррумпированными, по мнению респондентов, являлись, среди прочего, вузы. При этом большинство респондентов считают, что в ближайшие два года уровень коррупции не уменьшится.
Известно, что коррупция в образовании – проблема далеко не новая. И есть некоторые попытки эту проблему решить. Здесь можно упомянуть конкурс антикоррупционной социальной рекламы, который проводился среди студентов Юридическим институтом СФУ в прошлом учебном году, поддерживаемый Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности. Активный отклик студентов и огромное количество творческих работ позволяют сделать вывод о том, что студенты к существующей проблеме не равнодушны. Среди прочих, запоминающимися были работы со слоганами "Купил экзамен – продал совесть", "Образование – это когда я сам", "В борьбе с коррупцией маленьких ролей не бывает".
Мы спросили студентов разных институтов СФУ, что они думают по поводу причин существования коррупции в образовании.
Илья, студент ЮИ СФУ: "Коррупция в той или иной степени есть, наверное, в любой сфере, когда одни люди в чем-либо зависят от других. Эта зависимость и есть главная причина. Точнее, это даже не причина сама по себе, а основа. А причины могут быть экономические (бедность наделенного властью), личностные (жадность) и т.д.".
Михаил, студент ИЦМиЗ СФУ: "Коррупция может существовать и в силу низкого качества образования. Студент, видя отсутствие у преподавателей желания интересно преподавать предмет и не ожидая от учебы ничего, кроме диплома, может решить, что взятка – более простой путь, чем зубрежка того, что преподается неинтересно и не пригодится в работе".
Вероятно, круг причин коррупции действительно очень широк и имеет множество различных аспектов. Пока ясно одно – необходимо бороться за устойчивую в коррупционном отношении систему образования. Возможно, стоит задуматься о качестве образования, уровне зарплаты преподавателей, отношениях зависимости в образовании, прозрачности самой системы.