Александр Малько: "Правовая политика – понятие XXI века"
С лекцией о правовой политике, ее тенденциях в современной России перед юридическим сообществом края выступил профессор, доктор юридических наук, вице-президент Ассоциации юридических вузов России Александр Васильевич Малько.
Организованная Юридическим институтом Сибирского федерального университета и Красноярским региональным отделением Ассоциации юристов России лекция вызвала неподдельный интерес: в мероприятии приняли участие не только научные сотрудники и студенты юридических учебных заведений, но и представители законодательного и судейского корпуса, практикующие юристы. И это неудивительно, если учесть, что профессор Малько является одним из ведущих российских ученых, посвятивших свою деятельность исследованию вопросов правовой политики – автор множества статей, монографий и учебной литературы, главный редактор научного журнала "Правовая политика и правовая жизнь", более десятилетия возглавляющий Саратовский филиал Института государства и права Российской академии наук.
Ключевыми темами лекции стали ответы на вопросы, зачем изучать и как реализовывать идеи правовой политики в современных российских реалиях.
Правовая политика как научно обоснованная, систематическая деятельность госорганов и институтов гражданского общества по выработке эффективных мер правового регулирования "является неотъемлемой частью сегодняшней жизни". Ее необходимость "связана с потребностью в постоянном усовершенствовании правового регулирования и правовой системы, чтобы они были адекватны той жизни, которая есть в обществе", — обозначил главную задачу правовой политики профессор Малько.
К сожалению, в условиях сегодняшней российской действительности это задача реализована крайне слабо ввиду того, что правовой политике, как инструменту ее решения, не придано должного внимания ни со стороны общества, ни со стороны власти. Концепции правовой политики как правовые акты, закрепляющие ее основные направления, приняты во многих странах, включая и близкие нам страны бывшего СССР, например, Казахстан. В силу их нормативности такими документами должны руководствоваться как государственные органы, так и иные структуры общества. В России подобный документ отсутствует до сих пор, несмотря на громогласные заявления власть предержащих о том, что мы упорно идем по пути строительства гражданского общества и правового государства. Но очевидно, что, в отсутствие четких ориентиров и инструментов для достижения целей, какие должна обозначить и закрепить Концепция правовой политики, российское государство и общество не способны будут сколь либо существенно приблизиться к этим идеалам современности.
Имея серьезные наработки отечественных правоведов в области правовой политики, государство зачастую игнорирует их, поскольку "это не тот продукт, который нужен власти" — его сложно применить в действительности. В целях практической реализации идей "ученым следует давать не монографии, а концепции, как более системный и концептуальный продукт", — констатировал профессор Малько. Иными словами, когда власть не может самостоятельно перевести доктринальные идеи в русло практически реализующегося нормативного акта, удел последних – существовать лишь на страницах книг, а не претворяться в жизнь.
Между тем, роль доктринальной формы реализации правовой политики все возрастает и ее значение в реализации правовой политики нельзя недооценивать. Доктрина – одна из главных предпосылок правотворческой и правоприменительной деятельности: сформулированные на уровне науки идеи правотворческие органы закрепляют в нормах права, а затем правоприменительные органы интерпретируют и применяют такие нормы к реальным общественным отношениям. Отсюда, доктринальная форма реализации правовой политики во многом предопределяет реализацию ее правотворческой и правоприменительной форм, а значит должна наиболее четкой, последовательной и практически применимой.
Чтобы претворить озвученные идеи в жизнь, сотрудниками Саратовского филиала ИГП РАН под руководством профессора Малько был разработан проект Концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года, которой уже заинтересовались региональные власти. Возможно, скоро России стоит ждать появления Концепции правовой политики и закрепления ее ориентиров в официальном качестве.
"В основе данного документа лежит идея о необходимости проведения Российским государством на современном этапе его развития, наряду с иными видами политики, политики правовой, как целенаправленной и планомерной деятельности органов государственной власти в сфере правового регулирования социальных отношений", — сообщается в аннотации к проекту Концепции.
Разработка подобного документа, безусловно, будет способствовать дальнейшей актуализации института правовой политики. Но и сейчас "эта категория уже вошла в обиход и руководителей, и глав государств, поэтому нужно знать, что это такое", — еще раз акцентировал внимание на важности темы лектор.
Сложно представить иное, если на сегодняшний день имеются и объективно сложившиеся факторы актуализации этого явления. В качестве таковых профессор Малько назвал и изменение роли права в жизни общества, выражающееся в готовности граждан и организаций реализовывать защищать свои интересы правовыми средствами (в том числе в судах), и рост массива нормативных правовых актов, нередко коллизирующих между собой, а также рост криминала, требующий адекватной реакции государства на уровень преступности в стране. Успешное решение задач в этих областях невозможно без четких ориентиров, которые призвана сформулировать правовая политика.
Еще одна важнейшая причина повышения значимости правовой политики, особо выделенная лектором, – ее обеспечительная роль по отношению к иным сферам государственной политики, которые немыслимо реализовывать вне права, если речь идет о построении правового государства – социальная, экономическая и др. Правовая политика должна гарантировать реализацию политики государства в иных сферах общественной жизни адекватными правовыми средствами, тем самым эффективно решая возлагаемые на нее задачи. И если правовое государство – повсеместно провозглашаемый идеал государства, то "правовую политику как явление нужно не только изучать, ее надо пропагандировать".