Павел Шошин: "Суд работает для сторон"
28 июня Третий арбитражный апелляционный суд отметит свой первый юбилей. Об итогах работы 3 ААС, достижениях и перспективах в отправлении арбитражного апелляционного правосудия на пресс-конференции, посвященной 5-летию суда, рассказал его председатель Павел Витальевич Шошин. Несмотря на значимость события, внимание к нему со стороны других СМИ отсутствовало, и формат встречи плавно перетек в беседу…
Прошедшие годы, по словам председателя суда, были "временем напряженной работы". В подтверждение сказанного, характеристику итогов работы суда его председатель предпочел начать с количественных данных.
Итак, с июня 2007 года по декабрь 2011 года 3 ААС была проверена законность и обоснованность около 18 000 судебных актов арбитражных судов первой инстанции по трем регионам — Красноярскому краю, Республикам Хакасия и Тыва. Из них отмене или изменению подвергся каждый пятый судебный акт (всего 3700 дел).
На наш вопрос о соотношении количества отмен в трех регионах председатель 3 ААС сообщил, что наиболее высокий процент отмен у Арбитражного суда Республики Тыва (30%), хотя по началу работы 3 ААС он достигал и всех 40 %. Арбитражные суды края и Хакасии держатся примерно на одном уровне – судьи 3 ААС отменяют примерно по 20 % принятых ими судебных актов. Такое количество отмен, по мнению Павла Шошина, связано с сокрытием сторонами доказательств при рассмотрении дела в суде первой инстанции, что влечет неполный учет обстоятельств дела, и, как следствие, неправильное применение норм права арбитражными судами, рассматривающими дело в первой инстанции. В результате суду апелляционной инстанции с учетом вновь установленных обстоятельств дела приходится отменять или изменять судебное решение.
Наиболее часто апелляционные жалобы рассматривались в связи неисполнением или ненадлежащим исполнением гражданско-правовых договоров (5348 дел) за ними следуют споры, связанные с применением налогового законодательства (2122 дела), например, такие, как обжалование актов налоговых проверок. В абсолютном меньшинстве остались две категории дел – споры, связанные с защитой интеллектуальной собственности (62 дела) и деловой репутации (50 дел). Приведенное распределение количества апелляционных жалоб по категориям не вызывает удивления, если учесть, что участники гражданского оборота главным образом заинтересованы в совершении и исполнении сделок и минимизации их налоговых последствий. Что касается последней категории, то здесь стоит повышать защиту интеллектуальной собственности и уровень правовой культуры, чтобы результаты интеллектуальной деятельности использовались на законных основаниях и могли быть эффективно защищены законом.
Говоря о знаковых делах, председатель 3 ААС отметил, что к таковым чаще всего относились "дела, в которых значимыми являются сторона спора, либо размер требований, либо сам предмет спора, вызывающих интерес у общественности". В подтверждение Павел Шошин привел несколько примеров. Здесь и многочисленные споры "РУСАЛа" с "Норникелем", каждый из которых был "объектом пристального внимания журналистов", и разбирательство по поводу аварийного выпуска Енисейским ЦБК сточных вод в Енисей, вследствие чего Росприроднадзор края потребовал взыскать с ЦБК чуть менее 7 миллиардов рублей (дело А33-15284//2008), и взволновавший красноярцев спор Министерства обороны с "ПКФ "Крепость" о правах на земельный участок бывшего Авиагородка в Советском районе Красноярска (А33-15995/2008), из-за чего около ста семей офицеров могли лишиться жилья. По двум последним спорам позиции 3 ААС устояли в вышестоящих судебных инстанциях.
Не обнаружив в этом списке нашумевшего спора о строительстве Енисейского ферросплавного завода, Право.Ru/Красноярск задало вопрос об этом. Однако председатель 3 ААС, несмотря на высокий общественный резонанс, не придал значительности делу ЕФЗ, акцентировав внимание не на судебном разбирательстве, а на принятии краевого закона, предусматривающего проведение публичных слушаний по строительству подобных предприятий.
В ходе беседы выяснился один любопытный факт: работает не только Третий арбитражный апелляционный суд, но и городское Управление наружной рекламы, которое депутаты Горсовета упрекали в бездеятельности. Дела о сносе незаконно установленных рекламных конструкций уже стали серийными не только в Арбитражном суде края, но и в 3 ААС. Так, решено было все-таки демонтировать более 90 рекламных объектов, принадлежащих одному и тому же предпринимателю.
По 31 делу спор доходил до высшей надзорной инстанции, из которых в 12 случаях Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации согласился, в том числе и с позицией апелляционной инстанции, оставив судебные акты без изменений. Наиболее часто до Президиума ВАС доходят налоговые споры, и одна из принципиальных позиций 3 ААС, устоявших в высшей арбитражной инстанции, заключается в недопустимости получения вычета по НДС на основании счетов-фактур, оформленных с использованием факсимильных подписей.
Немало было сделано и для обеспечения единообразия судебной практики: Третьим арбитражными апелляционным судом подготовлено 18 обзоров судебной практики по различным вопросам, в том числе в сфере земельного, налогового, антимонопольного, корпоративного законодательства, по спорам, вытекающим из административных правоотношений. Утверждено 19 анализов причин отмен судебных актов Третьего арбитражного апелляционного суда.
Еще одним достижением, которое председателю 3 ААС было сложно оставить без внимания, стало масштабное технологическое совершенствование работы суда. Были внедрены такие технические новшества, как информационные киоски с электронным расписанием дел в здании суда и оборудование его зоной Wi-Fi, подача апелляционных жалоб с использованием сервиса "Мой арбитр", публикация судебных актов в системе "Банк решений арбитражных судов", система видеоконференцсвязи, обязательная аудиозапись судебного разбирательства. В 2009 году, одним из первых, Третий арбитражный апелляционный суд приступил к ведению электронных апелляционных производств – дела ведутся и хранятся в электронном формате. Такая практика в значительной мере способствует экономии материальных и людских ресурсов, что весьма актуально при небольшой площади здания 3 ААС. Кроме того, стороны могут подать заявку на ознакомление с материалами дела в электронной форме, а также обратиться с предложением или жалобой по телефону доверия суда. Словом, было сделано максимум возможного, чтобы "суд работал для сторон".
Однако у процесса информатизации арбитражного процесса есть и оборотная сторона, с чем не преминул согласиться Павел Шошин. Во-первых, это налагает большую ответственность на судей за принятые ими судебные решения, которые с даты публикации становятся доступны неопределенному кругу лиц. "Это огромная ответственность и судьи должны досконально продумать формулировки решения. Дальнейшие исправления [даже описок и опечаток] возможны только в процессуальном порядке", — пояснил Павел Шошин. Во-вторых, обилие технических новшеств требует соответствующих знаний и умений от работников суда. В этом направлении, как заверил председатель суда, работа ведется постоянно. Единственное, что может в такой ситуации, по его мнению, парализовать работу суда, так это отключение света.
Другим фактором, оказывающим влияние на качество работы судей, является показатель судейской нагрузки или количество дел, подлежащих рассмотрению судей в месяц. При неуклонно увеличивающемся количестве апелляционных жалоб не трудно догадаться, что этот показатель постоянно растет. Сейчас нагрузка судьи в Третьем арбитражном апелляционном суде, по словам его председателя, достигает 30-40 дел в месяц при норме 15 дел на судью первой инстанции в месяц.
Несмотря на усложнение условий работы судей, за два года существования телефона доверия суда поступило всего 3-4 жалобы, что "свидетельствует о высокой ответственности судей". В основном жалуются на несвоевременное изготовление судебных актов, но суд "старается выдерживать сроки изготовления и отправки судебных актов". Но случаются и жалобы на предвзятость судей, разрешать которые помогает аудиопротокол судебного заседания.
Характеризуя внешние связи суда, председатель отметил работу с научными учреждениями, среди которых Сибирский федеральный университет, чьи представители входят в Научно-консультативный совет при 3 ААС, внедрение на базе Центра медиации СФУ процедуры переговоров, ведущих к мирному разрешению спора – медиации.
В последнее время юридическую общественность волнует вопрос об ограничении круга судебных представителей в арбитражном процессе – согласно подготовленному ВАС РФ законопроекту представителями сторон в арбитражном процессе (за исключением судов первой инстанции) в большинстве случаев смогут быть только адвокаты. Право.Ru/Красноярск поинтересовалось отношением председателя 3 ААС к таким изменениям. "Это резко повысит качество рассматриваемых судами дел", — полагает Павел Шошин. По его словам сейчас представители сторон зачастую не знают даже правил поведения в суде. В условиях ограниченного времени судебного разбирательства судьям приходится разъяснять процессуальные права сторонам, что отнимает время на исследование обстоятельств дела. Более того, по мнению Павла Шошина нужна специализация адвокатов в арбитражном процессе, поскольку арбитражный процесс специфичен по отношению к гражданскому процессу. По его наблюдениям, нередко адвокаты, представляющие интересы сторон в системе судов общей юрисдикции, путают даже обращение к арбитражному суду: вместо "Уважаемый суд" так и норовят сказать "Ваша честь". В ответ на наше наблюдение, что и в гражданском процессе можно встретить адвоката, читающего Уголовный кодекс, председатель 3 ААС согласился, что и адвокатура в случае принятия законопроекта должна будет повышать уровень своего профессионализма. Иначе изменения могут оказаться безрезультатными.
Подведение итогов за пятилетие – своеобразный ответ на вопрос, зачем нужны самостоятельные апелляционные суды как звено в судебной системе. Как полагает председатель Третьего арбитражного апелляционного суда главным итогом такого обособления является "независимость апелляционной инстанции и улучшение качества рассмотрения споров".
Естественно, в преддверии любого юбилея свойственно не только подводить итоги, но и намечать перспективы.
В качестве одной из основных задач, стоящих перед судом, его председатель назвал дальнейшее внедрение новейших технологий, призванных повысить эффективность, доступность и открытость правосудия. "Уже сейчас готовится к запуску совершенно новая система голосового портала, с помощью которой лицо, участвующее в деле, посредством голоса или тонального набора может узнать о решении по судебному делу, уточнить график работы арбитражного суда, не за горами публикация аудиопротоколов судебного заседания в „Картотеке арбитражных дел“, прямая трансляция судебных процессов из зала заседаний в сети Интернет", — рассказал Павел Шошин. Все это призвано повысить качество судебного процесса, дисциплинируя и стороны, и суд. Так, публикация аудиозаписи судебного заседания приведет к тому, что "любой руководитель сможет узнать, что его представитель сказал в судебном заседании". Значит, переложить всю ответственность за принятое решение исключительно на суд уже не удастся. Кроме того, по мнению председателя 3 ААС, это будет способствовать искоренению слухов о коррумпированности судей.
В довершение, председатель 3 ААС выразил надежду, что следующий свой юбилей Третий арбитражный апелляционный суд будет отмечать в новом задании суда. Планируется, что новое здание будет расположено в районе стрелки реки Енисей, неподалеку от здания Арбитражного суда Красноярского края, а его строительство займет от трех до пяти лет.
На память о встрече председатель суда подарил Право.Ru/Красноярск изданную к 5-летию Третьего арбитражного апелляционного суда книгу "Justitia regnorum fundamentum" ("Правосудие – основа государства"). Книга подготовлена силами судей и работников аппарата суда и представляет собой своеобразную летопись жизни 3 ААС: в каждой из пяти глав, посвященных минувшим годам функционирования суда, приведена детальная хронология значимых событий – от совещаний и конференций – до принятия сотрудников суда на работу и корпоративных мероприятий. Количество фотографий, включенных в книгу, и краткие биографии сотрудников суда свидетельствует не только о насыщенной жизни 3 ААС в эти годы, но и о том, что в этот период никто из принимавших участие в работе суда не был забыт.