Общественные слушания по ЕФЗ: зажав уши, горожане голосуют против
Вопреки расхожему мнению о том, что "сразу же после выборов мэра в Красноярске на строительство завода дадут добро", ситуация с Енисейским ферросплавным заводом развивается по иному сценарию. В пятницу, 22 июня, в городском Дворце культуры состоялись общественные слушания по ферросплавному вопросу. Жителям города наконец предоставили возможность выразить свой протест не в форме митинга, а представителям ЗАО "ЧЕК-СУ" — лично рассказать горожанам о том, что, когда и (самое главное) зачем планируют построить.
Как только стала известна дата общественных слушаний, активизировались представители движения "Красноярск против". На сайте организации объявили "мобилизацию противников завода ферросплавов", а по социальным сетям довольно долго и активно распространяли приглашения на слушания. Стоит отметить, что на агитационной деятельности "Красноярск против" не остановились. Во время общественных слушателей представители движения объединились с городскими волонтерами и выступили в качестве помощников организаторам и общественных наблюдателей при подсчете голосов горожан.
Зная о том, что небольшой зал ГорДК не способен вместить всех желающих, организаторы позаботились и об уличной трансляции: около входа установили большой экран. За 15 минут до начала слушаний в зале уже не было свободных мест, пускали только представителей СМИ, да и то "в сторонке постоять тихонечко".
Процедуру голосования за/против строительства завода красноярцам также объяснили заранее. Во-первых, поучаствовать в слушаниях смогли только жители города, достигшие совершеннолетия и зарегистрировавшиеся до начала мероприятия (13 регистрационных столов установили около входа в ДК). С регистрацией участников все было не так просто: организаторы заготовили билеты трех цветов. 600 красных билетов получили те, кто пришел пораньше или подал заявку заранее (им повезло попасть в зал). Зеленые билеты (150 штук) дали тем, кто поместился в фойе. Остальные бумажки белого цвета получили те, кто не влез в здание ДК и смотрел трансляцию слушаний на улице, для этого организаторы заботливо выставили на площадь ряды скамеек – погода позволяла. После окончания слушаний красноярцы обменивали свои билеты на бюллетени, которых, как отметил заместитель главы города Владимир Часовитин, на всякий случай заготовили аж 10 тысяч экземпляров. Ответить горожанам предлагалось только на один вопрос: "за" или "против" они строительства завода.
Модератором и ведущей слушаний стала депутат Ирина Иванова. Именно она давала возможность выступающим высказаться и объявляла статистику слушаний. Оставшуюся часть комиссии составляли, в большинстве своем, депутаты Горсовета. Отметим, что на момент окончания регистрации в списках было 1726 человек, готовых отдать свой голос "за" или "против" завода "ЧЕК-СУ". Ирина Иванова пояснила, что до начала слушаний поступило 719 письменных предложений, из них были учтены 660 мнений. Все они были не в защиту ферросплавного завода.
Выступать от "ЧЕК-СУ" выпало на долю генерального директора компании Виктора Хроленко. Свою речь он построил на том, что "индустриализация не возможна без завода" и "немыслима без ферросплавов". Не забыл Хроленко упомянуть и о том, что сам он – сибиряк: "Мне горько слышать, когда обо мне отзываются как о варяге и пришельце со стороны". В речи гендиректора "ЧЕК-СУ" не обошлось без ссылки на государственный кредит, предоставленный компании для строительства завода. Речь спикера прервали на словах: "Абсолютно безвредных производств не бывает. При четком выполнении требований безопасности влияние завода сводится к минимуму". На этой фразе те самые 600 красноярцев, которым удалось оказаться в зале, не выдержали: Хроленко прервали оглушительным хлопанием, топанием и неразборчивыми криками.
О поведении участников общественных слушаний, наверное, стоит поговорить отдельно. Серьезное по своей идее мероприятие превратилось в неорганизованный митинг. Видимо, противники завода (которых, кстати, в зале было абсолютное большинство) решили вообще не слушать доводы "ЧЕК-СУ" о безопасности, экологичности, значимости будущего завода. Любая фраза из выступления, содержащая упоминание о безвредности предприятия и пользе для региона не давала выступающему ни малейшего шанса закончить свою речь в тишине, удержать внимание публики. Иногда казалось, что красноярцы были готовы растерзать оратора. Посреди выступления отдельные личности из зала не забыли сравнить руководство "ЧЕК-СУ" с Гитлером, а крики "Долой!", "Всех купили!" и "Вон!" и вовсе звучали постоянно.
Теплее публика встречала предстателей местной научной общественности. Особое уважение зала снискал профессор СФУ Валерий Заваруев, который не только проводил опыты о влиянии ферросплавного производства на травяной покров (которые, кстати, показали не лучший результат), но и анализировал проектную документацию завода. "Заключение Роспотребнадзора и госэкспертиза составлены на туфте", — заявил профессор. Кроме того, Валерий Заваруев отметил, что что марганец и другие необходимые для завода ресурсы проще закупать за рубежом (дешевле, а значит — выгоднее), а не производить в стране, то есть само предприятие – не такое уж и выгодное.
Об экономической "невыгодности" для региона не забыли рассказать и другие докладчики. Прибыль на душу населения за год работы завода сравнивали с "тремя коробками спичек". Эколог Юрий Мальцев говорил об отсутствии в проектной документации заботы о судьбе отходов производства. "Безотходного производства, о котором говорят представители „ЧЕК-СУ“ быть не может", — отметил докладчик. Также "против" высказался инженер Анатолий Кучеренко: выступление его было полно цифр, статистики и терминов.
Директор экологического центра Виктор Сибгатулин вспомнил о связи ферросплавной проблемы с бывшим губернатором края Александром Хлопониным, но в своей речи допустил существование на территории края современного предприятия, "доведенного до ума". Такие реплики залу не понравились, и Сибгатулину оставалось только ретироваться с фразой "ну тогда пусть уходят и не строят".
После выступления докладчиков, когда в зале становилось более душно и шумно, настала очередь вопросов-реплик горожан. С этого момента общественные слушания бесповоротно превратились в базарную площадь. В ответе на вопрос от сидящих в зале о том, "будет ли построен завод в другом месте, если с Красноярском не получится?" Виктор Хроленко дал понять, что где-то на просторах страны "ЧЕК-СУ" все-таки построит завод, но отказываться от красноярских просторов пока не собирается. Кажется, не стоит писать здесь о реакции зала на эти слова.
Окончательно свой авторитет перед публикой гендиректор "ЧЕК-СУ" потерял после вопроса красноярки – переселенки из чернобыльской зоны. Женщина попросила "коренного сибиряка" Хроленко рассказать о своей регистрации по месту жительства. Выяснилось, что сибиряк зарегистрирован в Московской области. Кроме того, женщина предложила руководству "ЧЕК-СУ" "пожить на заводе". В ответ на предложенную не так давно "ЧЕК-СУ" поездку в Европу для знакомства с безопасными ферросплавными заводами жительница краевого центра предложила Хроленко с семьей пожить в своей квартире в Солнечном. "Я готова вам ее предоставить", — не унималась жительница Советского района.
Со своими мнениями выступили также лидеры движения "Красноярск против", говорившие о "переполненной чаше экологического терпения". Новоизбранный мэр города Эдхам Акбулатов был краток: "Я неоднократно высказывал свое мнение. Завода быть не может".
Поддержал действия "ЧЕК-СУ" своей репликой-мнением только один человек из Новокузнецка. Но у публики сложилось впечатление, что довольно комично выглядящий мужчина — подставной игрок. По залу ходили разговоры и о наличии в крови выступающего недопустимой дозы алкоголя. Под топот и рев толпы мужчине в красной рубахе отключили микрофон, и доказывать свою позицию "за завод" ему пришлось только жестами со сцены.
После окончания основной части, пока жители города обменивали свои билеты на бюллетени и делали выбор, Виктор Хроленко ответил на вопросы журналистов. В частности, на вопрос корреспондента Право.Ру по поводу получения в судебном порядке разрешения на строительство он ответил, что если спор будет выигран и разрешение получено, то основные строительные работы начнутся не на следующий день, а не менее, чем через полгода. Кроме того, гендиректор компании сетовал на то, что на общественных слушаниях не дали выступить экспертам по экологии, которых пригласило руководство "ЧЕК-СУ". В ходе беседы журналистов с гендиректором открылась и тайна затейливого названия компании. Оказалось, что слово Чек-су — это небольшая речка в Кемеровской области, разделяющей Усинское месторождение.
После того, как жители города сделали свой выбор, а стражи порядка занесли 10 урн для голосования в одну из комнат ГорДК, члены комиссии под строгим надзором представителей СМИ и общественности приступили к подсчету голосов. На площади перед ДК в это время народу становилось не особо меньше: жители города хотели узнать результаты голосования лично, а не в завтрашних новостях. Подсчет голосов затянулся и закончился только к 10-ти часам вечера, хотя для тех, кто присутствовал при подсчете голосов результаты стали ясны намного раньше: стопка бюллетеней с отметкой "против" была в несколько раз выше стопки "за".
В итоге, из зарегистрированных на начало слушаний 1726 человек в голосовании приняли участие 1578. По решению комиссии, 4 бюллетеня признали недействительными. Против строительства завода высказались 1452 человека. Были и такие, кто проголосовал "за" — 131 человек. Получается, что более 90% участников слушаний не поддержали идею строительства завода ферросплавов под Красноярском.
Директор офис-управления проектами ЗАО "ЧЕК-СУ.ВК" Александр Новиков после подсчета голосов дал комментарий прессе. Он остался доволен результатами голосования, отпметив, что в Красноярске при таком раскладе почти 10% — "за промышленное развитие города". Оставлять свои попытки разъяснить людям безопасность ферросплавного предприятия руководство "ЧЕК-СУ" не собирается.
В завершении вечера на экране перед ДК появились цифры – результаты голосования. Они, без сомнения, заслужили одобрение толпы. Кто-то говорил, что "не зря пришел", а некоторые продолжали в устной форме отдельными репликами выражать свой протест. В любом случае, слушания состоялись и дали свой результат.
На этом красноярский ферроплавный вопрос не закрыт. За продолжением споров вокруг строительства завода будет следить редакция Право.RU/Красноярск.
Мария Русскова