Борис Надеждин: "Законы накладывают ограничения, но не могут определять политический мейнстрим"
Вчера, 19 июня, в Красноярске состоялась торжественная инаугурация главы города. На досрочных выборах, состоявшихся 10 июня, уверенную победу одержал Эдхам Акбулатов, за которого проголосовали 69,37% избирателей. Законность и правомерность электорального процесса обеспечивали общественные наблюдатели корпуса "За чистые выборы", которых подготовило Красноярское региональное отделение Ассоциации юристов России.
В числе преподавателей, которые читали красноярским студентам лекции по избирательному праву и проводили соответствующие тренинги, наш город посетил Борис Надеждин — заведующий кафедрой права МФТИ, член Ассоциации юристов России, известный политический деятель. Право.RU/Красноярск публикует интервью с ним, которое состоялось в день голосования.
- Как Вы оцениваете готовность местных наблюдателей к выборам?
- Наблюдатели у нас хорошие. С помощью местного отделения Ассоциации юристов России, мы подготовили около 400 студентов. Начнем с того, что это юристы, хотя и совсем юные, некоторые из них уже имеют опыт наблюдения на президентских выборах. Вообще, я двадцать пять лет занимаюсь выборами и могу сказать, что раньше людей особенно не волновали возможные фальсификации. Всегда я наблюдателей нанимал за деньги. А после того, как в декабре народ "проснулся", ситуация стала обратной – количество желающих наблюдать превысило все возможные пределы. При этом, типичный наблюдатель, например, от коммунистов – это такая бабушка или студент, который совершенно равнодушен к тому, что творится на участке. А тут получилось, что мы в масштабах страны смогли подготовить десятки тысяч молодых людей, умных, с активной гражданской позицией.
- Этот ресурс наблюдателей будет как-то использоваться в дальнейшем? Можно ли бросить его на какие-то другие инициативы?
- Да, это большой проект – несколько десятков тысяч людей по всей стране, и мне безусловно хотелось бы заниматься с этими ребятами и дальше. Я собираюсь из их числа подготовить кандидатов для участия в местных выборах. Кого-то из них выберут, потом с опытом поселка или городка он сможет идти на районные выборы, через десять лет – в Заксобрание и так далее. Нужно проводить новый призыв молодых людей во власть. К сожалению, у нас сейчас есть две крайности в том, что касается карьерных политических лифтов. Одна – вступить в "Молодую Гвардию", бригаду "Единой России" и так далее. Вторая – выйти на Болотную, подраться с ОМОНом, получить административные сроки. На самом же деле большинство людей по-другому идут по жизни, и им нужно дать иной вариант развития.
- Бытует мнение, что Красноярский край – это социологический срез всей России, поэтому то, как проголосуют здесь, у нас, потом произойдет и в масштабах страны…
- Многие регионы в этом смысле подходят под такое определение. Красноярский край по многим показателям средний – скажем, село здесь занимает 28% как и по стране в целом. Но, с другой стороны, ваш край – это такая промышленно-индустриальная зона, он более индустриализирован, чем средняя российская территория. Здесь огромные заводы, металлургия, энергетика. Если же говорить о самих выборах, то есть определенные тонкости – в частности, КОИБы. Я фактически заставил местный центризбирком гарантировать ручной пересчет голосов по некоторым участкам, чтобы их проверить. В принципе, я больше верю электронике, чем ручному пересчету, однако в ходе общения как с кандидатами и представителями штабов, так и с простыми людьми, выяснилось, что в народе присутствует некоторое недоверие к этим ящикам.
- А как Вы в принципе оцениваете предвыборную ситуацию перед самим голосованием?
- Вообще, я лично знаю многих участников предвыборной гонки. Могу сказать следующее: в принципе, в городе реально не ведется никакой кампании. Я походил, посмотрел: по сравнению с тем, что я видел в Ярославле на выборах главы города, здесь вообще ничего не происходит. Здесь все тихо, спокойно – стоят билборды, стенды, на километровой улице Карла Маркса всего две точки раздачи литературы. На фоне обычной истеричной кампании, какие происходят в российских городах, здесь все обычно. Самое яркое событие — пресловутые праймериз, которые на самом деле мало что изменили, поскольку количество кандидатов в результате почти не уменьшилось. Если бы их в чистом поле осталось двое, Акбулатов против еще кого-то, это было бы интересно, особенно с учетом выборов в один тур. Например, в Тольятти, где выиграл самовыдвиженец Сергей Андреев, или в Ярославле, где победил кандидат от оппозиции Евгений Урлашев, двухтуровая система выборов. В битве один на один "единороссы" проигрывают – но не один против семи.
- Однако московские политические "знаменитости" придавали выборам красноярского мэра особое внимание…
- Не надо переоценивать влияние московских гастролеров на местную политику. В Москве они популярны, а в провинции люди сами себе на уме: политические расклады менее важны, чем репутация отдельного кандидата. Еще надо понимать, что люди в регионах москвичей терпеть не могут в принципе, как явление – это там они могут собирать тысячи людей на митинги, а здесь особенного веса не имеют.
- Кстати, как юрист и как политик, можете дать какую-то оценку недавно принятым поправкам к закону о митингах?
- Совершенно бессмысленная вещь. Как ходили недовольные властью на митинги, так и будут ходить. Надо понимать, что для большинства оппозиционеров эти штрафы станут только дополнительным стимулом, которые сделают их "жертвами режима". Кто-нибудь откажется платить, потому придут приставы, будут описывать имущество…. Это не даст сдерживающего эффекта, даже наоборот.
- Можно ли прогнозировать еще какие-то законодательные изменения, которые существенно повлияют на политическую ситуацию в стране?
- Нет. Я думаю, что законодательное пространство уже окончательно сформировано. Ключевые законы уже появились, например, закон об упрощении регистрации политических партий, поправки к закону о митингах, закон о губернаторских выборах – хотя этот закон тоже отвратительный, я по его поводу намерен обращаться в Конституционный суд. Больше особо ничего делать не надо. Но ведь тут такая ситуация – законы как таковые, конечно, накладывают определенные ограничения или правила, но определить политический мейнстрим не могут. Можно вспомнить историю распада СССР и КПСС. Уж какие были законы! И что получилось?