Районные суды края раскроют правила ознакомления с материалами дел
Ни для кого из юристов не секрет, что от своевременного ознакомления с материалами дела зависит очень многое: от продолжительности судебного процесса до его исхода.
Естественно, прежде всего в ознакомлении с материалами дела заинтересованы стороны, иные участвующие в деле лица, их представители, поскольку это дает им возможность эффективно выстраивать и аргументировать свою позицию по делу. Однако вернее, чтобы в использовании этого процессуального права были заинтересованы не только участники процесса, но и суд, рассматривающий дело. Качественная подготовка лиц, участвующих в деле, и их представителей к предстоящему судебному заседанию, достигаемая благодаря своевременному ознакомлению с материалами дела, способствует разрешению спора в максимально возможные короткие сроки, сокращая тем самым нагрузку судей, позволяя избежать последующего обжалования судебных актов и предъявления требований о выплате компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Тем не менее, как выяснилось, не только ознакомиться с материалами дела в судах общей юрисдикции края зачастую оказывается делом весьма затруднительным, но и даже получить информацию о том, в каком порядке и в какое время можно реализовать такое право. По этому поводу Адвокатская палата Красноярского края, обобщив жалобы адвокатов на ограничение судьями и работниками аппаратов судов их права на ознакомление с материалами дел, направила начальнику краевого Управления Судебного департамента запрос с просьбой "проинформировать адвокатское сообщество о том, где можно получить сведения о порядке ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле".
Из документа следует, что по жалобам адвокатов, подтвержденных выборочной проверкой, ознакомление с материалами дела производится только в часы приема судьями, а это два-три раза в неделю по одному часу; дела выдаются на несколько минут и знакомиться с ними приходится стоя у разделительных барьеров в канцелярии суда, что не позволяет полноценно изучить материалы дела; в отдельных судах судьи требуют письменного заявления или ходатайства об ознакомлении с материалами дела, в других – для ознакомления с материалами дела должно быть получено письменное разрешение судьи. К тому же, как выяснилось, в нарушение требований подпункта "ж" пункта 2 части 1 статьи 14 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле на сайтах ряда судов в сети Интернет отсутствует.
В ответ Управление Судебного департамента края, справившись о ситуации в районных судах края, подготовило и предложило районным судам и мировым судьям разместить порядок ознакомления с материалами дела в помещениях и на Интернет-сайтах судов.
До разъяснения, подготовленного краевым Управлением Судебного департамента, обобщенная информация о порядке ознакомления с материалами дела была довольно скудной: немногочисленные отрывочные положения по этому вопросу содержались в разделе 12 Инструкции по делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года № 36, и касались в основном порядка выдачи судебных дел для ознакомления. При этом за бортом оставалось регулирование таких существенных условий ознакомления,, как, например, время ознакомления с материалами дела, вероятно потому, что эти вопросы не охватываются понятием судебного делопроизводства как деятельности по оформлению, обороту и хранению процессуальных документов. К тому же Инструкция по делопроизводству адресована прежде всего судьям и работникам аппарата суда, а не лицам, участвующим в деле, и их представителям. По этой же причине мало кому придет в голову искать правила о порядке ознакомления с материалами дела в документе с таким названием.
Итак, согласно предлагаемому порядку ознакомления с материалами дела, подготовленному Управлением Судебного департамента края, судебные дела выдаются для ознакомления в помещении лицам, участвующим в деле, их представителям, судьям и "другим ответственным работникам вышестоящих судов", прокурорам, работникам системы Судебного департамента при представлении документов, удостоверяющих личность и/или полномочия (перечень документов, предъявляемых для ознакомления с делом соответствующими лицами, соответствует пункту 12.1. Инструкции по судебному делопроизводству).
Далее предложенные правила ознакомления с материалами дел подразделяются на три раздела в зависимости от категории дела и стадии его рассмотрения: ознакомление с гражданскими делами, ознакомление с рассмотренными материалами уголовных и административных дел, ознакомление с нерассмотренными материалами гражданских, уголовных и административных дел, находящихся в производстве федерального (мирового) судьи.
Общим в правилах для ознакомления с большинством дел является необходимость подачи заявления на ознакомление, получение разрешения (резолюции) судьи на ознакомление с материалами дела, осуществление ознакомления под контролем уполномоченного сотрудника или пристава, внесение отметки об ознакомлении по его завершении. Конкретные параметры варьируются в зависимости от категории дела и стадии его рассмотрения. Так, применительно к нерассмотренным делам оговаривается, что заявление на ознакомление с ними должно быть подано не позднее двух дней до начала рассмотрения дела.
Отдельно оговаривается, что "время ознакомления с материалами дел адвокатами и другими лицами, имеющими право на ознакомление с материалами дел в судах, устанавливается председателем районного (городского) суда". Информация об этом должна быть размещена на информационном стенде (информационном киоске) суда.
Положительным моментом является внедрение единых унифицированных правил ознакомления с материалами дела на уровне всех судов края (чему способствует их разработка на уровне краевого управления Судебного департамента).
Однако, судя по тексту, предлагаемые правила не отличаются полнотой и их разработка, вероятнее всего, должна продолжиться в будущем. В частности, они не дают ответа на вопросы: в какие сроки после направления запроса на ознакомление должно быть выдано дело, должен ли быть отказ судьи в ознакомлении дела мотивированным и каковы его основания, каков минимальный период времени, устанавливаемый в судах для ознакомления с материалами дел. Кроме того, по тексту документа для ознакомления с материалами дела почти во всех случаях требуется предоставление "заявления установленной формы". Но кем устанавливается такая форма и где ее можно получить, в документе не указывается. Указанные пробелы создают возможности для произвольного ограничения ознакомления с материалами дела и не способствуют обеспечению доступности правосудия.
Правила ознакомления с материалами дела относятся к информации о деятельности судов, и в соответствии с требованиями Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ" должны быть доведены до заинтересованных лиц, в том числе путем размещения на странице суда в сети Интернет. То же касается "заявления установленной формы", необходимого для ознакомления с материалами дела. Вероятнее всего, такая форма устанавливается самими судами и должна доводиться до сведения посетителей вместе с порядком ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле.
Внося свою скромную лепту в обеспечение доступности правосудия, Право.Ru/Красноярск решило удостовериться в соблюдении судами общей юрисдикции края требования о размещении на собственных сайтах судов сведений о порядке ознакомления с материалами дела.
По итогам мониторинга 66 сайтов районных судов края обнаружилось, что информацию о порядке ознакомления с материалами дел в суде разместили лишь 2/3 районных судов, еще около 1/3 (23 суда) необходимых сведений на своих сайтах не разместили1].
Отметим, что большинство районных судов разместило правила ознакомления с материалами дела на своих официальных сайтах как раз после направления им письма Управления судебного департамента по краю (о чем свидетельствует дата размещения информации, отображаемая на сайтах судов).
Чаще всего такую информацию суды размещают в разделе "Справочная информация", реже – "Документы суда".
К сожалению, далеко не все, что помещается под заголовком "Порядок ознакомления с материалами дела", может считаться таковым. На сайтах ряда районных судов края, куда, кстати, попал Центральный районный суд Красноярска, еще можно встретить в этом разделе выдержки из Гражданского процессуального (статья 35) и Уголовно-процессуального кодексов РФ (статьи 216-218), хотя приведенные в них нормы собственно порядка ознакомления с материалами дела в суде не устанавливают. Так, статья 35 ГПК РФ лишь устанавливает право лиц, участвующих в деле, на ознакомление с материалами дела, а статьи 216-218 УПК РФ регламентируют порядок ознакомления с материалами уголовного дела участников процесса по завершении предварительного расследования, но еще до передачи дела в суд.
Гораздо реже районные суды предпочитают обходиться без размещения на своем сайте какой-либо информации об ознакомлении с материалами дела. Среди таких райсудов вырисовывается вполне ожидаемая тенденция: чем дальше суд от краевого центра, тем чаще он попадает в число "скрытных". Так, нет сведений о порядке ознакомления на сайтах Дудинского, Тунгусско-Чунского районных судов, Игарского и Норильского городских судов. Не избежали этого и суды крупных райцентров рядом с Красноярском, например Березовский и Емельяновский районные суды. Большое удивление вызвало попадание в эту категорию Свердловского районного суда г. Красноярска. Единственное, что удалось найти на сайтах большинства таких судов – форма заявления на ознакомление с материалами дела в разделе "Документы суда".
Наконец, несколько замечаний о районных судах, разместивших правила ознакомления с материалами дела на своих сайтах.
Как и следовало ожидать, редакции правил отличаются вариативностью – зачастую суды дополняют предложенный краевым Управлением Судебного департамента порядок ознакомления с материалами дела (Советский районный суд г. Красноярска, Сухобузимский районный суд и др.). Но бывает и наоборот – суды вносят соответствующие дополнения в ранее разработанные ими правила (Зеленогорский городской суд, Кировский районный суд г. Красноярска и др.).
В принципе доработка правил судами вполне объяснима и допустима: с одной стороны, желая восполнить упущенное, суды вполне обоснованно дополняют предложенный порядок, с другой стороны – подобные дополнения вряд ли могут быть запрещены, поскольку непротиворечиво конкретизируют предложенные правила. Тем не менее, хочется надеяться, что со временем будут выработаны единые для всех судов правила ознакомления с материалами дела.
Однако наблюдается и другая ситуация – в ряде случаев информация о порядке ознакомления с материалами дела существенно урезана по сравнению с той, что предлагается к размещению краевым Управлением Судебного департамента (например, Краснотуранский и Нижнеингашский районные суды). В этом, случае представляется, что желающие ознакомиться с материалами дела вправе сослаться в суде на положения об ознакомлении с материалами дела, изложенные в письме краевого Управления Судебного департамента. Точно также могут поступить и посетители тех судов, которые не опубликовали правила ознакомления с материалами дел.
Еще одним заслуживающим внимания аспектом информирования о порядке ознакомления с материалами дела в суде является указание сведений о времени ознакомления с материалами дела. Нет нужды пространно рассуждать, что такая информация позволяет лицам, участвующим в деле, наиболее эффективно воспользоваться своим правом на ознакомление. Несмотря на это, информация на сайтах судов, разместивших правила ознакомления с материалами дела, к сожалению, имеется не всегда. В число таких попал и Ленинский районный суд г. Красноярска.
Что касается пресловутого "заявления установленной формы" на ознакомление с материалами дела, то она, как правило, приводится в разделе "Документы суда". Представляется, что при отсутствии такой формы, заявление на ознакомление с материалами дела может быть подано в произвольной форме.
Мария Петрова
[1] Информация приведена по состоянию на 28 апреля 2012 года.