10 лет работы краевой комиссии по помилованию глазами ее председателя
В феврале этого года исполнилось десять лет комиссии по помилованию, образованной на территории Красноярского края. Десять лет – серьезный период, которого вполне достаточно для того, чтобы подвести некоторые итоги деятельности института помилования. История, факты, статистика, недостатки и предложения – обо всем этом рассказывает председатель комиссии по вопросам помилования, образованной на территории Красноярского края, член Совета Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России (КРО АЮР), заслуженный юрист России Тамара Ивановна Машкина.
Право просить о помиловании – это социальная ценность
Помилование возникло одновременно с государственной властью и всегда было ее прерогативой, т. к. правом помилования обладали практически всегда главы государств. В СССР после принятия Конституции 1936 года право помилования осужденных судебными органами союзной республики принадлежало Верховному Совету союзной республики, а лиц, осужденных Верховным Судом СССР, мог помиловать только Президиум Верховного Совета СССР.
Право просить о помиловании – это социальная ценность. Это право входит в число прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации, часть 3 статьи 50 которой устанавливает, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. В статье 89 Конституции РФ осуществление помилования названо среди конституционных полномочий Президента Российской Федерации.
В истории новейшей России законодательное регулирование вопросов помилования выглядит следующим образом. 14 ноября 1990 года Распоряжением Президента СССР была образована Комиссия по вопросам помилования. После распада СССР Указом от 12.01.1992 года № 17 была создана Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. Комиссия предварительно рассматривала ходатайства всех осужденных, отбывающих наказание в Российской Федерации, и предлагала Президенту тот или иной вариант решения в отношении поданного ходатайства. Огромный объем работы, выполнявшийся в такой большой стране как Россия одной комиссией по помилованию, неизбежно влек за собой отдельные ошибки при даче рекомендаций.
Это обстоятельство, а также избрание нового главы государства, последовавшие за этим политические изменения повлекли изменения в процедуре помилования. В 2001 году комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации была упразднена. Ее функции передали в субъекты РФ. Указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" предусмотрено образование комиссий по вопросам помилования в каждом субъекте РФ. Так в Красноярском крае, как и во всех других регионах нашей страны появилась комиссия по помилованию.
Принятие Указа Президента России № 1500 было направлено на упорядочение решения вопросов, связанных с помилованием, а также на совершенствование механизма реализации конституционных полномочий Президента по осуществлению помилования. Основными задачами созданных комиссий по помилованию являются:
- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Федерации;
- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
- подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции и иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
Цифры и факты
После 10 лет работы комиссии в регионе пришла пора подвести некоторые итоги ее деятельности.
Вначале считаю необходимым остановиться на составе комиссии по помилованию. В соответствии с Указом Президента состав комиссии утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, т.е. губернатором. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Положением о комиссии по вопросам помилования, образованной на территории Красноярского края, утвержденным Указом Губернатора от 13 февраля 2002 года № 16-уг, определен численный состав комиссии 17 человек. За 10 лет функционирования комиссии в ее составе с учетом требований о ротации работали 39 человек. Среди них были депутаты Законодательного собрания Красноярского края, Почетные граждане, известные педагоги, врачи, священнослужители, юристы, архитектор. В соответствии с законом края "О гражданской ассамблее" в настоящее время при осуществлении ротации включается в состав комиссии два представителя Гражданской ассамблеи. Для обеспечения деятельности комиссии в правовом управлении Губернатора Красноярского края создан отдел, который призван обеспечить организационно-техническое, правовое, информационное, документационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии.
Нижеприведенная статистика характеризует деятельность комиссии и отдела по обеспечению ее деятельности по рассмотрению ходатайств осужденных:
Год
| Количество рассмотренных ходатайств | Рекомендовано помиловать | Рекомендовано отклонить | Помиловано лиц Президентом РФ |
2002 | 301 | 37 | 264 | 6 |
2003 | 237 | 34 | 203 | 8 |
2004 | 144 | 18 | 126 | 6 |
2005 | 140 | 17 | 123 | 0 |
2006 | 90 | 11 | 79 | 0 |
2007 | 84 | 13 | 71 | 0 |
2008 | 72 | 9 | 63 | 0 |
2009 | 219 | 27 | 192 | 1 |
2010 | 189 | 16 | 173 | 2 |
2011 | 233 | 12 | 221 | 0 |
ИТОГО за 10 лет | 1709 | 194 | 1515 | 23 |
Как видно из статистических данных, количество рассмотренных нашей комиссией ходатайств о помиловании достаточно велико. Это неудивительно, т.к. в крае расположено 49 исправительных учреждений, в которых отбывают наказание примерно 30 тысяч человек. Кроме того, в крае имеются 62 уголовно-исполнительные инспекции, в которых ежегодно состоит на учете примерно тоже порядка 30 тысяч человек.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица. В этом принципиальное отличие помилования от акта амнистии. Помилование может применяться в отношении двух категорий лиц, совершивших преступление. Во-первых, это лица, осужденные за преступления, но не отбывшие назначенное наказание. В отношении таких лиц Президент Российской Федерации может применить следующие виды помилования: — освободить от дальнейшего отбывания наказания; - сократить срок назначенного наказания; - заменить назначенное наказание более мягким видом. Во-вторых, это лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость. Для этих лиц судимость может быть снята актом помилования.
В отличие от амнистии помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности. Помилование не ставит под сомнение приговор, вынесенный судом, его законность, обоснованность и справедливость. Сутью помилования является облегчение участи осужденного. В период функционирования в стране одной комиссии по помилованию при Президенте РФ помилование применялось достаточно широко. Так из опубликованных данных видно, что, например, в 1991 году было помиловано 4694 осужденных, 1992 – 2726, 1995 – 4988, 1996 — 4256, 1997- 3647, 1998 – 4244, 1999 – 11627, 2000 – 12836.. При этом из 12836 осужденных, к которым помилование применено Президентом РФ в 2000 году, 2089 человек были осуждены за умышленные убийства, 1834 – за разбои, 709 – за грабежи, 14 – за бандитизм, т.е. за серьезные умышленные преступления. Среди помилованных в те годы лиц из Красноярского края также 6 человек были осуждены судами за убийство, 7 – за разбой, 1 – за грабеж.
Я далека от мысли о том, что огульно можно поставить под сомнение вообще обоснованность применения помилования к лицам, совершившим тяжкие умышленные преступления. Наверняка найдутся примеры, когда применение помилование было обоснованным и справедливым и к ним. Однако при проявлении милости к осужденному нельзя переусердствовать, проявляя милосердие к осужденному преступнику, Президент должен быть уверен в том, что это будет справедливо и по отношению к потерпевшему от преступного посягательства.
Именно поэтому решение вопроса об удовлетворении или отклонении ходатайства о помиловании связано с оценкой многих обстоятельств, которые характеризуют конкретного заключенного. Надо отметить, что в большинстве стран заключенные освобождаются от отбывания наказания досрочно при выполнении определенных условий. Есть такие условия и у нас. Из Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 28.12.2000 № 1500, видно, что должны применяться следующие критерии при решении вопросов о помиловании. В первую очередь, важное значение имеет уголовно-правовая характеристика личности осужденного. Представление об этом дает тяжесть совершенного преступления, обстоятельства его совершения, наличие либо отсутствие у осужденного прежних судимостей, применение к нему ранее мер гуманного характера (условного осуждения, условно-досрочного освобождения, амнистии). Рассматривается личность осужденного: его возраст, образование, работал он или нет до осуждения; характеризующие его сведения по месту жительства, работы или учебы; принимается во внимание наличие семьи. Обязательно оценивается факт признания вины и раскаяния в содеянном, поведение осужденного в местах лишения свободы, наличие дисциплинарных взысканий или поощрений, в целом стабильность положительного или отрицательного поведения осужденного за весь период отбывания наказания. Играет определенную роль факт возмещения вреда, причиненного преступлением, состояние здоровья осужденного и т.д. По возможности комиссия по помилованию выясняет мнение потерпевшего в отношении поступившего от осужденного ходатайства. В целом же изучение материалов и личности обратившегося за помилованием осужденного должно дать представление о том, является ли этот осужденный общественно-опасной личностью либо он опасности для общества в настоящее время не представляет.
При проявлении милости к осужденному нельзя переусердствовать
Краткий анализ социально-демографической и уголовно-правовой характеристики осужденных, обратившихся в нашу комиссию с ходатайствами о помиловании за 10 лет ее деятельности, дает представление о следующем. Из числа осужденных, обратившихся в комиссию, 84% составляют мужчины, 16% — женщины. Ходатайства о помиловании, поступившие от лиц, осужденных за особо тяжкие и тяжкие преступления, составили 79 процентов и лишь 21 процент ходатайств поступило от осужденных за преступления средней и небольшой тяжести. Если брать по видам преступлений, то за 10 лет ровно половина ходатайств поступила от осужденных за умышленные убийства либо за причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть человека. Велико количество ходатайств, которые поступают в комиссию от осужденных за разбои, за преступления, связанные с оборотом наркотиков, растет число ходатайств от лиц, совершивших дорожно-транспортные происшествия.
Ходатайства, поступившие от осужденных за преступления средней и небольшой тяжести появились, видимо, за счет того, что в последние 2 года Президент Российской Федерации стал активно применять помилование к осужденным к небольшим срокам лишения свободы за преступления, не повлекшие вреда для здоровья других лиц, либо к осужденным к видам наказания, не связанным с лишением свободы. На наш взгляд, именно это явилось причиной увеличения числа ходатайств от осужденных этой группы в нашу региональную комиссию. Например, начиная с конца 2011 года, резко возросло число ходатайств, поступивших от женщин, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора до достижения ребенком 14-летнего возраста, а также от осужденных к условному наказанию. Увеличивается число ходатайств о помиловании от осужденных к таким видам наказаний, как ограничение свободы, исправительные работы. Все чаще в ходатайствах о помиловании содержатся просьбы освободить от дополнительных видов наказания и, конечно, чаще это касается лишения права управлять транспортным средством. Надо отметить, что комиссия достаточно принципиально относится к ходатайствам о применении помилования в отношении дополнительного наказания. Например, лишение права управлять транспортным средством, как показывает наша практика, имеет место в случае совершения дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом, а иногда и несколькими. Часто это сопровождается управлением автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Вряд ли за совершение преступления при таких обстоятельствах надо применять помилование, по существу заключающееся в досрочном возврате прав на управление автомобилем. Такое решение будет, как правило, несправедливым по отношению к потерпевшему.
А сейчас можно сравнить те данные по применению помилования, приведенные выше, когда действовала на всю Российскую Федерацию одна комиссия при Президенте Российской Федерации, с данными по применению помилования за последние 10 лет. За 10 лет деятельности региональных комиссий по помилованию (2002-2011 годы) Президент всего помиловал 751 осужденного. При этом по годам количество принятых Указов о помиловании распределяется следующим образом: 2002г.- 184, 2003г.- 187, 2004г.- 72, 2005г.- 42, 2006г.- 9, 2007г.- 0, 2008г.- 2, 2009г.- 48, 2010г.- 98, 2011г.- 109. Конечно, приведенные данные это не только результат деятельности комиссий по помилованию, а, в первую очередь — это отношение Президента к институту помилования, к реализации своих конституционных полномочий, его понимание необходимости проявления милосердия к тому или иному осужденному.
Из числа обратившихся за помилованием осужденных, отбывающих наказание в Красноярском крае, за последние 10 лет Президент Российской Федерации помиловал 23 человека. Это много или это мало?
Можно сравнить с практикой применения помилования в других странах. Так, А. В. Мелехин в учебнике "Теория государства и права" (2-е издание, переработанное и дополненное, 2009г.), приводит следующие данные: "Во Франции в течение года фиксируется 30-35 тыс. обращений о помиловании. Решения принимаются примерно по 500 из них. Это менее 2% от общего количества осужденных. В Португалии ежегодно с подобными ходатайствами обращаются в среднем 500 осужденных. Удовлетворяется не более 50 ходатайств. Будучи канцлером ФРГ, Гельмут Коль за пять лет помиловал 21 осужденного (это составило 0,03% от общего количества осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы). В Великобритании помилование почти не практикуется. В Японии оно предусмотрено законом, однако с начала 70-х годов XX столетия еще ни разу не применялось. Президент США Билл Клинтон за восемь лет пребывания в своей должности помиловал 395 человек при общей численности заключенных 1 млн. 700 тыс. человек (0,01%)". Как видим практика применения помилования в разных странах достаточно разнообразна. И это объяснимо. Это зависит от традиций той или иной страны, от ее правовой базы, от позиции общества к институту помилования, от мировоззрения руководителя страны и многих других факторов.
Как указано выше, в последние два года в России наметились изменения в практике применения помилования относительно того, что Президент Российской Федерации стал применять помилование, в основном, к лицам, осужденным за преступления средней и небольшой тяжести. Об этом свидетельствуют указания в Указах Президента РФ на освобождение от примененных судами видов наказания. Так, из 109 принятых в прошлом году Указов Президента, освобождение от наказания в виде лишения свободы имело место лишь в 37 случаях (34% от общего числа), на основании остальных 72-х указов осужденные были освобождены от ограничения свободы или от исправительных работ, т.е. от наказаний, не связанных с лишением свободы. Еще одной особенностью принятых главой государства в 2011 Указов было то, что в 24 случаях из 109, применяя помилование, Президент РФ применил снятие судимости с осужденного. Ну и наконец, еще одной отличительной особенностью практики применения помилования Президентом в 2011 году явилось применение помилования в виде освобождения или сокращения срока дополнительного наказания, связанного с лишением права управлять транспортным средством. Таким образом, налицо наметившиеся изменения в практике применения помилования в России. Однако, поскольку применение помилования является исключительным правом Президента, его конституционным полномочием, то вполне вероятно, что со сменой Президента в стране эта практика может поменяться, что является вполне обоснованным с юридической точки зрения.
Из перечисленных в статье 85 Уголовного кодекса РФ видов помилования и названных выше нашей комиссией чаще предлагается такой вид помилования как сокращение срока наказания: из 194 осужденных, к которым комиссия за 10 лет рекомендовала применить помилование, в отношении 151 осужденного (78%) было предложено сократить срок отбывания наказания. Освободить от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы комиссия предлагала 41 осужденного, в двух случаях комиссия предложила освободить от дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Что касается 23-х осужденных нашего края, к которым было применено помилование в течение 10-ти последних лет, то Президент Российской Федерации 18-ти из них сократил сроки лишения свободы, а 5 человек освободил от дальнейшего отбывания наказания.
Безусловный интерес представляет вопрос о том, как оценивают лица, к которым высшее должностное лицо страны проявило милость в виде применения акта помилования этот гуманный жест, покончили ли они с преступным прошлым? К сожалению, приходится констатировать, что имеет место рецидив преступлений и у этой категории лиц. Хотя он гораздо ниже, чем у осужденных, к которым применялись другие меры гуманного воздействия (условное осуждение, УДО и т.д.). Из 23-х помилованных в разные годы трое (13%) вновь совершили преступления, двое из которых осуждены за умышленные убийства, а один – за изготовление поддельных денег. Конечно, хотелось бы, чтобы подобных примеров не было, чтобы лица, к которым применено помилование, вновь не совершали преступлений. Видимо жизнь построена по-другому. В первую очередь это происходит потому, что при применении помилования отношения у государства возникают с лицом, являющимся преступником, и одно это объясняет многое. Возможны ошибки при применении помилования в силу так называемого человеческого фактора. Играет при этом свою роль и несовершенство механизма помилования. В первую очередь это отсутствие какой-либо систематизации опыта применения помилования в истории новейшей России, который, на мой взгляд, должен исходить от соответствующего управления Администрации Президента Российской Федерации. Это и отсутствие какого-либо обмена опытом работы региональных комиссий по помилованию. Работа каждой комиссии осуществляется абсолютно автономно.
Надо признать, что действующее в этой области законодательство нуждается в совершенствовании. Так, не определена правовая природа комиссий по помилованию. Указом Президента РФ от 28.12.2001г. определено, что комиссии по вопросам помилования образовываются на территориях субъектов Российской Федерации, названы задачи комиссий, предусмотрено, что состав комиссии и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Ответа на вопрос о том, что комиссия имеет статус какого – либо самостоятельного общественного образования либо она является общественным (или иным) органом при губернаторе региона, Указ не содержит. Кстати, эта же неопределенность влияет наряду с другими проблемами на выполнение одной из других задач, стоящих перед комиссией, а именно: по осуществлению общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта указов Президента по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных.
Отсутствует в настоящее время и документ, определяющий Регламент проведения заседаний комиссии, устанавливающий процедуру рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании. Именно в комиссии в деталях изучается ходатайство осужденного и все документы к нему приложенные, а также обстоятельства, имеющие отношение к совершенному преступлению и оценивается личность осужденного. Члены комиссии должны четко представлять, на что следует обращать внимание при оценке ходатайства и этих обстоятельств. Должна быть прописана процедура голосования. Многие комиссии в настоящее время проводят выездные заседания по рассмотрению ходатайств в колониях, возникает специфика проведения заседаний в таких условиях, которая должна регулироваться нормативным актом. Иногда есть необходимость заслушать на заседании комиссии должностных лиц исправительного учреждения, особенно при наличии противоречий в документах, характеризующих личность осужденного. Порядок вызова и участия должностных лиц, конечно тоже должен быть предусмотрен нормативно.
Возникают на практике вопросы и относительно участия представителей СМИ в заседаниях комиссий, что должно быть решено в Регламенте либо ином документе, определяющем порядок рассмотрения ходатайств. Отсутствует механизм истребования мнения потерпевшего относительно поданного осужденным ходатайства о помиловании. Это упущение, а также механизм получения сведений, характеризующих осужденного до совершения преступления, необходимо также предусмотреть в нормативном порядке.
Институт помилования: недостатки
Серьезным недостатком существующего института помилования, на мой взгляд, является отсутствие условного помилования, т.е. замены реального наказания условным. Такой вид помилования ранее применялся в Российской Федерации и его использование в настоящее время было бы гарантией положительного поведения осужденного после применения к нему помилования, а также не дискредитировало бы само помилование в случае совершения помилованным лицом нового преступления.
Нуждается, на мой взгляд, в более детальной проработке такой вид помилования как замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Учитывая статус комиссии, а также то, что подавляющее число членов комиссии по своему основному образованию не являются юристами, простое указание на этот вид помилования в статье 85 Уголовного кодекса РФ вызывает затруднение на практике. В соответствующем нормативном правовом акте, который необходимо бы было принять по вопросам совершенствования помилования, следует прямо предусмотреть какой вид наказания может быть заменен определенными, перечисленными видами другого более мягкого наказания.
По сути не применяется в настоящее время такой вид помилования, названный в пункте 2 статьи 85 Уголовного кодекса РФ, как снятие судимости с лица, отбывшего наказание. Это может происходить в том числе и по тому, что никакого правого урегулирования порядка подачи ходатайства, сроков его подачи, перечисления комплекта документов, прилагаемых к ходатайству, действующее законодательство не содержит. Простого указания на такой вид помилования, как снятие судимости, в статье 85 Уголовного кодекса РФ и одного абзаца в пункте 6 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Федерации явно недостаточно для регулирования этого вопроса.
В практике деятельности нашей комиссии возникал вопрос, не нашедший нормативного регулирования, относительно подведомственности рассмотрения ходатайства о помиловании конкретной комиссией по помилованию (например, комиссией Красноярского края или Иркутской области). Речь идет о случаях, когда осужденный, отбывающий наказание в одном регионе, временно этапируется в другой регион (к примеру, для участия в следственных мероприятиях по другому уголовному делу) и в этот период рассматривается его ходатайство о помиловании. Возникает вопрос: в такой ситуации комиссия по помилованию какого субъекта РФ должна рассматривать ходатайство о помиловании? Для решения этого вопроса необходимо в нормативных документах разъяснить, что считать в таком случае местом отбывания осужденным наказания.
Полагаю, что Указ Президента РФ от 28.12.2001г. № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" предусмотрел несвойственные для комиссий по помилованию задачи, заключающиеся в общественном контроле за условиями содержания осужденных, а также в подготовке предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по вопросам социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Во-первых, основное предназначение комиссий по помилованию все-таки заключается в предварительном рассмотрении ходатайств о помиловании, а не в контроле за содержанием осужденных. Во –вторых, в настоящее время федеральным законом от 10.06.2008г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" созданы специальные общественные органы – общественные наблюдательные комиссии, призванные осуществлять контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Дублирования функций быть не должно. Кроме того, контроль, который призваны осуществлять комиссии по помилованию, в настоящее время является декларативным. В Указе Президента Российской Федерации № 1500 механизм его осуществления вообще не предусмотрен. Не предусмотрен он и в иных нормативных правовых актах. Так, статьи 19 – 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливают контроль за деятельностью исправительных учреждений со стороны федеральных органов власти, ведомственный контроль, контроль общественных объединений. За исполнением наказаний контроль ведут судебные органы. Соблюдение законов в исправительных учреждениях контролируют органы прокуратуры. Из статьи 38 ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" также не вытекает, что комиссии по вопросам помилования, образованные на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляют контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем, при решении данного вопроса безусловно необходимо, оставить за членами комиссий по помилованию право знакомиться с условиями содержания осужденных, чтобы они имели возможность учитывать свои наблюдения при предварительном рассмотрении ходатайств о помиловании.
Еще одно предложение, которое все чаще обсуждается в юридической литературе. Учитывая территорию Российской Федерации, число осужденных в стране к лишению свободы, а также укрепление ответственности исполнительной власти за осуществляемые полномочия, считаю необходимым поддержать предложение о передаче вопросов, связанных с помилованием осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, на уровень высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Хотя понятны и могущие возникнуть при этом сложности, заключающиеся в необходимости внесения изменений в статью 89 Конституции Российской Федерации.
В заключение хочется отметить, что помилование является чрезвычайно важным институтом, интерес к которому проявляют многие граждане нашей страны, специалисты в области юриспруденции, правозащитники, государственные деятели. В наших общих интересах регламентировать вопросы, связанные с помилованием, так, чтобы надежда для осужденного на помилование стала важным стимулом для его исправления.
Председатель комиссии по вопросам помилования, образованной на территории Красноярского края,
заслуженный юрист РФ Тамара Машкина