Президентские выборы: что покажут веб-камеры?
20 января глава Избирательной комиссии Красноярского края Константин Бочаров рассказал прессе о предполагаемом функционировании на предстоящих выборах Президента РФ одного из самых обсуждаемых нововведений избирательного процесса – применении видеонаблюдения в помещениях для голосования. Правовой основой введения видеофиксации на выборах является Постановление ЦИК РФ "О порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года", принятое в конце прошлого года. "Организация видеонаблюдения на избирательных участках … производится в целях повышения уровня доверия граждан к избирательному процессу, обеспечения максимальной открытости и гласности процедуры голосования и подсчета голосов", — сообщается в документе. Однако описанная в документе процедура осуществления видеонаблюдения содержит пробелы, которые ставят под сомнение достижение заявленных целей.
Для начала немного количественных данных. По официальным сведениям, озвученным Константином Бочаровым, в крае уже сформировано около 2170 избирательных участков и "в будущем их число может незначительно увеличиться". При этом видеозапись и трансляция с использованием веб-камер будет вестись на 1557 участках. Еще на 55 участках трансляция будет вестись посредством спутниковой связи.
Из зоны наблюдения согласно Постановлению ЦИК выпадают избирательные участки, образованные в больницах и других медицинских учреждениях, имеющих стационарные отделения, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, воинских частях, на судах, находящихся в плавании, и на полярных станциях, в труднодоступных и отдаленных местностях, где не имеется возможности передавать информацию в один из региональных центров обработки данных. Как выяснилось, таковых в крае свыше пятисот: с 534 избирательных участков трансляция невозможна ввиду отсутствия канала связи, а на 26 избирательных участках установка средств видеонаблюдения и вовсе будет исключена. Что касается первых, то они, по словам главы Крайизбиркома, расположены по всему краю, поскольку "треть территории края труднодоступна", и "в каждой территории по 5-10 таких участков". Естественно, здесь не исключена и вероятность нарушений вплоть до фальсификации самих избирательных участков. Взглянув на места дислокации вторых – больницы, СИЗО, воинские части, суда в плавании — по опыту предшествующих думских выборов нетрудно заметить, что на таких участках избиратели проявляют редкое единодушие, зачастую обусловленное использованием пресловутого "административного ресурса".
Итого: около четверти избирательных участков окажутся вне зоны общедоступного наблюдения.
Следующий интересный момент – это время трансляции. В Постановлении ЦИК под ним понимается интервал "с момента начала работы УИК (участковой избирательной комиссии – прим. авт.) в день голосования до 20.00 по местному времени и с 21.00 по московскому времени до завершения всех избирательных действий в помещении для голосования". Таким образом, в Красноярском крае трансляция будет осуществляться на протяжении двух временных отрезков: с 8.00 утра и до 20.00 часов вечера 4 марта и с 01.00 следующего дня до окончания всех избирательных действий. Перерыв в трансляции сделан для того, "чтобы не были выданы в эфир результаты голосования до тех пор, пока не закончится голосование в Калининградской области", — пояснил Константин Бочаров. Правом на непрерывную трансляцию обладает лишь зарегистрированный кандидат в президенты (п. 1.6. упомянутого Постановления ЦИК). При всем при этом обоснованность перерыва в трансляции для избирателей не способствует формированию у них ощущения прозрачности выборов, поскольку у избирателей просто не будет уверенности в том, что за время перерыва с видеозаписью процедуры подсчета голосов не производилось никаких манипуляций. И как же тогда быть с репортажами СМИ, ежечасно доводящих до электората сведения о промежуточных итогах голосования в том или ином регионе? К тому же у пользователей в любом случае не будет возможности следить за происходящим на всех избирательных участках одновременно: технические данные системы просто не позволяют сделать этого, как утверждают организаторы. Как известно, для того, чтобы принять участие в веб-наблюдении за выборами необходимо заранее зарегистрироваться на специальном сайте в сети Интернет, указав перечень избирательных участков за которыми планируется наблюдать. Поэтому предсказать итоги выборов хотя бы на уровне региона в такой ситуации уже будет невозможно. Если и ограничивать трансляцию пикантного момента подсчета голосов, то хотя бы рамками одного часового пояса, чтобы жители относящихся к нему регионов могли в реальном времени наблюдать происходящее после закрытия избирательных участков своими глазами, а не только из "урывочных" репортажей СМИ. В такой ситуации продолжающие голосовать жители предыдущего часового пояса вряд ли смогут повлиять на итоги голосования.
Стоит обратить внимание и на место расположения веб-камер на участках. В соответствии с Постановлением ЦИК на избирательном участке планируется размещать по две камеры. Судя по тексту документа, одна из них, названная "камерой видеонаблюдения № 1", призвана одновременно фиксировать происходящее как в помещении для голосования в целом, так и в местах выдачи избирателям избирательных бюллетеней и работы со списками избирателей. Однако, как известно, площадь избирательных участков может быть весьма значительной (о чем, кстати, упомянул глава Крайизбиркома), и потому камера, расположенная в одной части участка, вряд ли сможет с одинаковой четкостью не прерываясь и не переключаясь с одного объекта на другой целостно запечатлеть картину происходящего на всем участке. Итак, попытка объять необъятное вовсе не исключает нарушений на избирательных участках. Скорее они могут быть зафиксированы нечетко, а то и выпасть из поля зрения камеры.
Кроме того, на размещение камер и трансляцию отснятого ими видео существенно влияют проблемы соблюдения тайны голосования и неразглашения персональных данных избирателей. Что до тайны голосования, то согласно избирательному законодательству, "никто не должен видеть, как человек ставит галочку в бюллетене, и камеры необходимо устанавливать так, чтобы невозможно было идентифицировать гражданина", — пояснил Константин Бочаров. По ходу пресс-конференции выяснилось, что эта сторона существенно волнует Крайизбирком, так как "в основном … участки расположены в крайне тесных помещениях". Видео же с камер, которые будут фиксировать заполнение работниками комиссии данных пришедших избирателей, вообще не попадет в Интернет, однако может быть использовано в качестве доказательства при заявлении о фальсификации. К такому заключению пришел Общественно-экспертный совет Минкомсвязи и ЦИК по обсуждению организации видеотрансляций с избирательных участков в режиме реального времени, хотя механизм обращения с видеозаписями, как и порядок использованиях их в качестве доказательств, неясен.
Вторая камера призвана фиксировать происходящее у стационарных и переносных ящиков для голосования, а также в местах погашения неиспользованных и непосредственного подсчета использованных избирательных бюллетеней. Видимо по логике ЦИК, это призвано предотвратить вброс бюллетеней за "нужного" кандидата и незаконное использование бюллетеней неявившихся избирателей. Хотя, как полагают избиратели, вброс бюллетеней – далеко не самое весомое нарушение…
Примечательно и то, что при всей сложности определение мест расположения камер на избирательном участке отдано на откуп участковым избирательным комиссиям, в состав которых, по выражению Константина Бочарова входят "обычные люди — учителя, санитары, врачи, пастухи, пенсионеры". В Крайизбиркоме пока не определились с рекомендациями участковым комиссиям относительно точного места расположения камер. Согласно позиции ведомства, обозначенной Константином Бочаровым, уже подготовлены схемы всех помещений участковых комиссий края, а рекомендации, где устанавливать камеры, будут даны позже.
Наконец, достоверность отснятого и транслируемого в ходе президентских выборов материала, на сегодняшний день практически ничем не обеспечена, поскольку отсутствует детальный нормативно закрепленный порядок проведения видеосъемки, работы с полученным изображением, его трансляции и хранения. При таком раскладе возникает множество возможностей для несанкционированной работы с видеозаписями и фальсификации полученного изображения, что открывает широкие возможности для искажения итогов голосования.
Тем не менее, в этой области ЦИК пока ограничился общими фразами о том, что после настройки средств видеонаблюдения и составления акта об этом "запрещается перемещать средства видеонаблюдения, изменять их фокусное расстояние, производить действия, нарушающие постоянное функционирование средств видеонаблюдения, вмешиваться в процесс передачи или хранения записываемой информации". И далее: "Региональные центры обработки данных обеспечивают запись изображений, сформированных средствами видеонаблюдения в течение периода работы, на электронные носители информации. Записанный видеоматериал хранится в течение одного года со дня официального опубликования общих результатов выборов. Доступ к хранимым видеоматериалам не подлежит ограничению". Положение документа о том, что "конфигурация оборудования должна обеспечивать невозможность подмены видеоинформации, поступающей от средств видеонаблюдения, гарантировать ее достоверность и целостность" само по себе вряд ли может гарантировать полную идентичность отснятого реальности: аппаратура не может работать абсолютно без участия человека, как минимум, контролирующего ее работу. Но как и в каком порядке – неясно.
Впрочем, возможно, регламентация процесса видеосъемки и работы с его материалами еще будет нормативно закреплена: в настоящий момент на портале webvybory2012.ru, предлагаются для общественного обсуждения различные схемы организации трансляции с избирательных участков. Пока же приходится признать, что организаторы президентских выборов с этим важным аспектом не определились.
К тому же следует упомянуть о неподготовленности законодательной почвы для внедрения видеонаблюдения на предстоящих выборах: ни одним из избирательных законов использование веб-камер не предусматривается, в связи с чем глава Крайизбиркома выразил надежду на скорейшее урегулирование "этой коллизии" законодателем. В противном случае доказательственная сила видеозаписей может быть поставлена под сомнение.
Подводя итог сказанному, остается только добавить, что красноярские избиратели в эффективность использования веб-камер на выборах не верят, называя нововведение "дорогостоящим фарсом", не способным решить проблему фальсификации выборов. Естественно, такую позицию Крайизбирком считает провокационной, полагая, что только время покажет "сможет или не сможет использование камер помочь в прозрачности выборов". Вот только зачем тратить значительные средства на поспешное принятие "половинчатых" мер? И те ли это были меры? Видимо, покажет время…
P.S. На оборудование избирательных участков страны камерами видеонаблюдения может быть потрачено 10 миллиардов рублей (оснащение избирательных участков края веб-камерами обойдется в 55 миллионов рублей). Всего стране может потребоваться до 300 тысяч камер. Как полагают чиновники, необходимого количества веб-камер в России нет, процедура госзаказа на поставку оборудования может только затянуть весь процесс, и произвести их вряд ли успеют. Ответ на вопрос куда пойдут деньги налогоплательщиков вполне очевиден. Но это уже другая история.
Мария Петрова