Если серьезно подойти к путинскому экзамену по основам права и государства для мигрантов…
24 января в своей программной статье в "Независимой газете" кандидат в Президенты РФ Владимир Путин в числе прочих сформулировал три жестких заявления, требующих осмысления:
1) "Нам важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Да, собственно, элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить наши культуру и язык".
2) "Со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права".
3) "Наше государство, как и другие цивилизованные страны, готово сформировать и предоставить мигрантам соответствующие образовательные программы".
Не могу судить, как реально обстоит дело с первыми тремя образовательными предметами, но могу предположить, что для них, по крайней мере, есть некоторая инфраструктура и ресурсы, и живы еще носители традиции великой советской Школы — еще не до конца уничтоженные реформами школьные Учителя, которых можно бросить в бой. Но и им придется туго, если государство будет серьезно решать поставленную Путиным задачу, а не имитировать бурную деятельность. Поскольку им придется вначале дотошно расшифровывать для носителей других культур (часто просто не понимающих – как это – мыслить и чувствовать по-русски?) определенные смыслы и подтексты, заложенные в литературные тексты и историческую традицию. А затем каким-то образом проверять, понимает ли мигрант русскую литературу и историю. А еще будет нужно договориться о той планке знания, ниже которой мигранту будет отказано в легализации.
Еще сложнее дело обстоит с основами знаний о российском праве и государстве. Для начала замечу, что кандидат в Президенты РФ Путин предлагает мигрантам то, чего лишены граждане РФ: сейчас в школах изучение основ российского права и государства обязательным для всех не является. Видимо, наши сограждане должны впитывать юридические знания с молоком матери…
А теперь более предметно:
Во-первых, если смотреть на вещи реально, система высшего юридического образования вряд ли без привлечения общего образования вытащит на себе груз обучения мигрантов основам права и государства и проверки их знаний. Мигрантов будет слишком много, а кадров, денег и времени, как всегда, слишком мало. Небольшой пример в подтверждение: органы ФМС за 9 месяцев 2011 г. и только на территории Красноярского края оформили 3168 разрешений на временное проживание иностранцам.
Во-вторых, в России отсутствует традиция качественного общего образования в государственно-правовой сфере. Основы права и государства как самостоятельный предмет в школах в обязательном порядке не изучаются даже гражданами России. При всем уважении к отдельным энтузиастам, несомненно, нужна колоссальная работа по созданию качественного учебного, методического и ресурсного обеспечения школьных учителей истории и обществознания. К примеру, сегодня школьные учителя в целом не владеют формально-догматическим методом изучения права и государства и, соответственно, не могут разговаривать на "птичьем" языке юридических конструкций. Значит, они не могут адекватно донести до учеников хотя бы основу основ технологии работы с правом, его использования в реальной жизни. А без этого знание о праве не может существовать.
В-третьих (затаите дыхание…), даже если будет сформирована когорта учителей, умеющих думать как юристы, во всем своем величии встанет грандиозная проблема – как обучать юридическому языку мигрантов, выросших в кардинально другой культурной традиции, имеющей свое собственное отношение к праву и государству? Вот лищь некоторые вопросы, на которые нужно будет себе честно ответить: Как объяснить туркмену, что демократия лучше авторитаризма, а патернализм, вообще, вреден для личности? Как рассказать таджику, что такое гражданское общество и в чем его ценность (и русским, кстати, тоже, как это объяснить – до сих пор не понимают, потому что этого нет в повседневности)? Как втолковать айзербайджанцу, что он должен обратиться в нашу полицию, если у него на рынке вымогают деньги? Как убедить китайца в том, что обращаться в суд в случае нарушения прав – это нормальная социальная практика, а не поступок, недостойный благородного мужа? И как проверить – воспринял ли существующие представления об основах российского права и государства иностранный ученик?
И в завершение статьи, но не темы – крамольная мысль: честно говоря, в случае реализации путинский проект обучения мигрантов основам права и государства и проверки их знаний по данному предмету при серьезном подходе может стать жестким "тестом на честность", поскольку в ходе этого проекта с большой долей вероятности выяснится, что и те, кто обучают основам права и государства, не очень-то и верят в то, что написано в учебниках про отечественное право и государство…
Александр Петров