Арбитражный суд: от истории до наших дней
В 2011 году исполнилось 20 лет с момента принятия Закона РСФСР от 4 июля 1991 года "Об арбитражном суде". Сегодня арбитражные суды имеют достаточно хорошую законодательную базу для осуществления своей деятельности, неплохую материальную основу и уверенно идут вперед. О деятельности органов государственного арбитража, о том, что им предшествовало, рассказывает Председатель Арбитражного суда Красноярского края в отставке, заслуженный юрист РФ, член Совета Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России (КРО АЮР) Тамара Ивановна Машкина.
В 2011 году исполнилось 20 лет с момента принятия Закона РСФСР от 4 июля 1991 года "Об арбитражном суде", который был введен в действие с 1 октября 1991 года. В постановлении Верховного Совета РСФСР о введении в действие названного Закона предусматривалось, что органы государственного арбитража в РСФСР, образованные и укомплектованные в соответствии с Законом СССР "О государственном арбитраже в СССР", исполняют свои функции и сохраняют свои полномочия до избрания соответствующих арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР "Об арбитражном суде".
Вскоре после принятия закона был сформирован Высший Арбитражный Суд РСФСР, а в течение первого полугодия 1992 года — большинство региональных арбитражных судов. Формирование арбитражных судов прошло довольно организованно и в достаточно короткие сроки. Это стало возможным благодаря принятому единственно верному в то время решению — создать новую ветвь судебной власти на базе государственного арбитража, используя его пусть скромную, но имеющуюся в наличии материальную и финансовую базу и, конечно же, кадровый потенциал. На этом закончилась непростая история системы органов государственного арбитража, существовавшей в СССР почти семьдесят лет.
За два прошедших с момента образования десятилетия арбитражные суды сделали невероятный рывок, стали одной из полноправных ветвей судебной власти. Сегодня арбитражные суды имеют достаточно хорошую законодательную базу для осуществления своей деятельности, неплохую материальную базу и уверенно идут вперед. Впрочем, это не означает, что система арбитражных судов лишена недостатков. Они есть, они разноплановы, им немало уделяется внимания в специальной литературе, но налицо и принятие практических мер к совершенствованию деятельности арбитражных судов.
Мне хочется остановиться на деятельности органов государственного арбитража. Как человеку, имеющему отношение и к системе органов госарбитража, и к системе арбитражных судов, проанализировать те особенности, которые имелись в деятельности государственных арбитражей, и которые позволили им стать впоследствии судами. Да и в чересчур насыщенной на события нашей жизни в последние два десятилетия мы стали забывать, что представляли собой органы госарбитража. Уверена, что большинство судей арбитражных судов, назначенных на должности в последние годы, имеют весьма ориентировочное представление о предшественнике тех органов, в которых они трудятся.
В современной российской истории первым органом, осуществлявшим рассмотрение имущественных споров между предприятиями, стали Арбитражные комиссии при Совете Труда и обороны РСФСР и арбитражные комиссии при областных, губернских экономических совещаниях, созданные постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года. Примечательно, что вначале советская власть Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 года № 1 "О суде" вообще наложила запрет на какое-либо судебное рассмотрение споров между казенными учреждениями. Но уже в 1922 году, видимо, поняв ошибочность такой позиции, власть не только создала арбитражные комиссии, но и в Положении о судоустройстве РСФСР, утвержденном 11 ноября 1922 года, отнесла центральную и местные арбитражные комиссии к временно действующим специальным судам. Постановлением ЦИК и СНК от 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Просуществовали арбитражные комиссии до 4 марта 1931 года, когда постановлением ЦИК и СНК СССР они были упразднены, а споры предприятий различных ведомств было решено передать на рассмотрение общих судов.
Но спустя всего 16 дней Совет Народных Комиссаров СССР в своем постановлении вновь признает необходимость организации специального органа для разрешения споров между хозяйственными субъектами, но уже в виде государственного арбитража. 3 мая 1931 года принято первое Положение о государственном арбитраже. В Положении предусматривалась не только цель создания государственного арбитража — разрешение всех споров по заключенным договорам и сделкам и других имущественных споров, но и закладывалось направление рассмотрения дел — обеспечивающее укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При рассмотрении дел государственному арбитражу предписывалось руководствоваться законами и распоряжениями центральных и местных органов власти, а также общими началами экономической политики Союза ССР.
Пунктом 9 Положения о государственном арбитраже предусматривалось, что государственный арбитраж исходит из необходимости строгого соблюдения плановой и договорной дисциплины и повышения материальной ответственности хозяйственных органов и персональной ответственности хозяйственников за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров и сделок. Обо всех серьезных нарушениях договорной и плановой дисциплины предлагалось сообщать вышестоящим органам предприятий или органам рабоче-крестьянской инспекции, а в надлежащих случаях — прокуратуре. Положением о государственном арбитраже 1931 года устанавливалось, что надзор за деятельностью госарбитража возлагается на Совет труда и обороны, экономические советы союзных республик, краевые, областные исполнительные комитеты. Согласно пункту 12 Положения эти органы вправе были в порядке надзора отменить или изменить решение государственного арбитража или передать дело на новое рассмотрение.
Именно этим документом, на мой взгляд, была заложена неопределенность в правовом статусе органов госарбитража, т.е. их учреждение при органах исполнительной власти. Однако что означало такое нахождение при органе исполнительной власти самостоятельного специального органа, уполномоченного на рассмотрение споров, глубокой проработки в юридической науке не нашло. В таком статусе государственные арбитражи просуществовали до 1987 года, когда система этих органов стала обособленной. Таким образом, первое Положение о государственном арбитраже заложило основы своеобразного статуса органов, созданных для разрешения имущественных споров между предприятиями и организациями, при котором вплоть до их упразднения юридическая наука не нашла точного ответа на вопрос о правовой природе этих органов. Наделение органов госарбитража не только функциями по рассмотрению так называемых хозяйственных споров, но и требование от него осуществления контроля за соблюдением законов порождало в юридической среде немало споров. Так, в учебнике для студентов юридических вузов и факультетов "Арбитражный процесс" под ред. В.В. Яркова (2-е издание, переработанное и дополненное, стереотипное) ("Волтерс Клувер", 2005 г.) отмечено, что в научной литературе той эпохи оживленно обсуждался вопрос о правовой природе органов государственного арбитража. Был высказан значительный диапазон различных мнений: государственный арбитраж рассматривался и в качестве органа государственного управления, и как орган руководства народным хозяйством; в качестве органа защиты гражданских имущественных прав; как специальный орган, сочетающий в себе черты органа государственного управления и судебного органа, и др. На мой взгляд, они были особыми органами, сочетающими в себе черты и судебного органа, и органа управления.
Госарбитраж был нужен не только предприятиям и организациям как орган для рассмотрения возникающих споров. Он нужен был государству как один из рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты. Иначе чем можно объяснить уже в более позднее время (1979 г.) включение в закон "О государственном арбитраже в СССР" статьи 2, предусматривающей среди задач органов госарбитража и задачи по активному воздействию на предприятия, учреждения, организации, их вышестоящие органы и должностных лиц в целях обеспечения соблюдения ими социалистической законности, своевременного заключения хозяйственных договоров, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, борьбу с проявлениями местничества и ведомственности в хозяйственной деятельности; неуклонное применение установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины, содействие улучшению договорной и претензионной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Органы государственного арбитража в своей деятельности согласно закону должны были всемерно использовать правовые средства в целях усиления охраны социалистической собственности, укрепления хозяйственного расчета, усиления режима экономии и устранения потерь в народном хозяйстве, повышения роли договора, развития рациональных хозяйственных связей и сотрудничества между предприятиями, учреждениями и организациями, содействовать динамичному, планомерному и пропорциональному развитию народного хозяйства, ускорению научно- технического прогресса, повышению эффективности общественного производства и качества работы, улучшению конечных результатов хозяйственной деятельности.
Положение о государственном арбитраже, принятое в 1931 году, действовало почти три десятилетия, до 17 августа 1960 года. Первые Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами госарбитража в 1934 году утверждены самим Госарбитражем при СНК СССР. Постепенно в этот период компетенция органов Госарбитража расширялась за счет передачи новых категорий споров: преддоговорных хозяйственных споров, преддоговорных споров при морских и речных перевозках, о водоснабжении, о снабжении электроэнергией и т.д.
Эпохальным событием для системы государственного арбитража стало принятие 23 июля 1959 года Советом Министров СССР постановления "Об улучшении работы Государственного арбитража". Этим постановлением вновь расширена компетенция данного органа по разрешению споров. С 1 января 1960 года все споры между социалистическими организациями, кроме споров с участием колхозов, передавались на рассмотрение органов госарбитража.
Госарбитраж СССР дополнительно наделялся новой, по существу законотворческой функцией. В его обязанности вменялось утверждение Особых условий поставки тех или иных видов продукции и товаров, Инструкций о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству; Госарбитражу давалось право разъяснять предприятиям и хозяйственным организациям применение Положений о поставках. Выполняя возложенные задачи, Госарбитраж СССР, например, в июне 1965 года утвердил Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по количеству, а в апреле 1966 года — Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству.
Помимо этого, к примеру, Госарбитраж при Совете Министров СССР согласовывал Министерству путей сообщения разрабатываемые и утверждаемые им в соответствии с Уставом железных дорог СССР Правила перевозок грузов. Надо отметить, что акты Госарбитража СССР по утверждению Инструкций, Правил разного рода составляли самостоятельный пласт в нашем законодательстве и являлись источниками права.
С расширением компетенции органов Госарбитража по рассмотрению дел и приданием ему новых функций назрела потребность в принятии нового Положения о госарбитраже, поэтому 17 августа 1960 года Совет Министров СССР утвердил Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В тот период система государственного арбитража не была единой, и каждая республика утверждала положение о Государственном арбитраже при Совете Министров соответствующей союзной республики.
На смену первым Правилам рассмотрения и разрешения споров 1934 года, которые действовали почти 3 десятилетия, пришли Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные Главным государственным арбитром СССР и введенные в действие с 1 июля 1963 года. Экономическая реформа, которая была начата в 1965 году, вновь расширила подведомственность споров органам госарбитража. Утвержденные же в этот период новые Правила рассмотрения хозяйственных споров по существу содержали нормы, регулирующие арбитражный процесс.
В 1970 году принимаются два акта, которые не могли не сказаться на деятельности органов Госарбитража. Это постановления Совета Министров СССР "О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве", а также постановление Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве". Возвращаясь к хронологии регулирования деятельности органов госарбитража, надо напомнить, что в 1974 году Совет Министров СССР принял постановление "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража", которым Государственный арбитраж при Совете Министров СССР преобразовывался в союзно-республиканский орган, в результате чего система органов государственного арбитража стала единой. С этого времени государственные арбитражи имели двойное подчинение — своему вышестоящему органу и органу, при котором соответствующий госарбитраж состоял. В этот же период утверждается новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, а Госарбитраж СССР постановлением от 30.12.1976г. № 136 утверждает новые Правила рассмотрения хозяйственных споров.
В 1977 году с принятием новой Конституции СССР, конституций союзных республик органы государственного арбитража получили статус конституционного органа. А еще через 2 года появился закон СССР "О государственном арбитраже в СССР", принятый Верховным Советом СССР 30.11.1979 года.
В соответствии с Законом следующая четвертая редакция Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами была утверждена уже не Госарбитражем СССР, а Советом Министров СССР (постановление от 05.06.1980 г. № 440). Эти правила стали едиными и для государственных, и для ведомственных арбитражей. Они дважды изменялись и дополнялись постановлениями Совета Министров СССР от 16.04.1988 г. № 490 и от 21.12.89 г. № 1123.
Среди принципов арбитражного процесса в то время действовали следующие:
- принцип арбитрирования, заключающийся в том, что согласно статье 5 Правил рассмотрения хозяйственных споров рассмотрение споров производится государственным арбитражем в составе председательствующего — государственного арбитра или главного государственного арбитра либо его заместителя и представителей сторон;
- принцип законности. Законом было предусмотрено, что органы государственного арбитража разрешают хозяйственные споры в точном соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик и постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, других нормативных актов и в соответствии с государственными планами экономического и социального развития;
- принцип непосредственного урегулирования разногласий между сторонами. Речь шла о необходимости соблюдения претензионного порядка урегулирования спора до обращения с иском в государственный арбитраж;
- принцип реагирования на факты отступления предприятиями от требований закона, в частности, было предусмотрено, что органы государственного арбитража ведут работу по предупреждению нарушений законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, выявлению и устранению причин этих нарушений и недостатков;
- принцип участия общественности в процессе. Закон говорил о том, что к участию в рассмотрении споров государственным арбитражем допускаются представители общественных организаций и трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, являющихся стороной по делу, для изложения государственному арбитражу мнения уполномочивших их организаций и коллективов по поводу рассматриваемого спора.
Своеобразной в тот период была процедура проверки законности и обоснованности принятых государственным арбитражем решений. Это был только надзорный порядок, не было ни апелляции, ни кассации. Инициатива пересмотра согласно статье 21 Закона "О Госарбитраже в СССР" принадлежала стороне или вышестоящему по отношению к ней органу, а также прокурору. Решение могло быть пересмотрено и по инициативе государственного арбитража. Пересмотр решения осуществлялся главным государственным арбитром или заместителем главного государственного арбитра арбитража, принявшего решение, а также вышестоящего арбитража. Аналогичная норма была закреплена в Правилах рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Предусматривалось, что Государственный арбитраж СССР и Государственный арбитраж союзной республики вправе пересмотреть по своей инициативе любое решение нижестоящего государственного арбитража.
Продолжение следует...
Председатель Арбитражного суда
Красноярского края в отставке,
заслуженный юрист РФ Т.И. Машкина