Призрачная надежда села на справедливость и право
C 10 октября по 2 декабря 2011 года по инициативе Красноярского регионального отделения "Молодая гвардия Единой России" и других общественных организаций, входящих в "Общероссийский народный фронт", на территории края работал Социальный десант под жизнеутверждающим названием "Край, в котором хочется жить!" В одном населенном пункте действовало несколько социальных площадок, в том числе консультационная, где прием вели юрист, психолог, специалист Пенсионного фонда РФ. Юридическая помощь оказывалась всем желающим, предъявление каких-либо документов не требовалось.
Своими впечатлениями об участии в соцдесанте-2011 поделилась эксперт Юридической консультации "Право.Ru", специалист Юридического института СФУ Марина Кохан:
Мне представилась возможность оказывать бесплатную юридическую помощь жителям 43 населенных пунктов в 16 районах Красноярского края: в Минусинском, Шушенском, Краснотуранском, Ермаковском, Канском, Дзержинском, Абанском, Тасеевском, Пировском, Большемуртинском, Назаровском, Тюхтетском, Новоселовском, Курагинском, Шарыповском и Ужурском, что, безусловно, дало уникальный опыт и достаточно целостное представление об уровне развития районов края.
Но обо всем по порядку.
"Если вы из соцзащиты, то мы вам не верим"
Путешествие по Красноярскому краю произвело двойственное впечатление: радушию и гостеприимству жителей, оставившему самые теплые воспоминания, противостояла серость и заброшенность сел, бедность населения, уменьшающегося с каждым годом, пьянство. Рядом с городами это не так заметно, а вот в отдаленных районах и та, и другая сторона проявляются в полной мере.
Ситуация в селах Красноярского края сложная, но есть и положительные моменты. Так, практически везде в хорошем состоянии находятся школы: сделан ремонт, классы оборудованы компьютерами с доступом в Интернет, имеются видеопроекторы для демонстрации фильмов; часто рядом со школой оборудованы новые современные спортивные площадки. Таким образом, видны итоги реализации программ социального развития села. Однако в абсолютных цифрах количество школ и дошкольных учреждений сокращается, причем быстрыми темпами.
Юристов в селах обычно нет. Отношение ко мне как к юристу было настороженное: "А вы не из партии?", "Вы из Единой России?", "А где Вы работаете?" Даже несмотря на заверения в том, что в партии я не работаю и членом ее не являюсь, встречались такие граждане, которые приходили выразить недовольство политикой партии и жизнью в целом, воспринимая меня как представителя воображаемого "врага". Особенно тяжелая обстановка складывалась в так называемых "коммунистических" районах, где большое число жителей поддерживает коммунистическую партию.
Несмотря на то, что в рамках социального десанта в работе консультационной площадки принимали участие должностные лица Пенсионного фонда и органа социальной защиты населения по данному району, часто вопросы по пенсионному праву и по праву социального обеспечения задавались мне, так как жители не доверяют органам государственной власти и органам местного самоуправления (ответчиками по большей части исковых заявлений были именно эти органы). Также часто поступали жалобы на грубость должностных лиц указанных органов, нежелание помочь в трудной ситуации.
Создается впечатление, что основной целью указанных органов является создание максимальных препятствий для пенсионеров и нуждающихся в социальной помощи граждан в реализации их прав.
Кто должен платить за бесплатное отопление?
Самым популярным и проблемным стал, по моему мнению, вопрос о праве педагогических работников в сельской местности, вышедших на пенсию, на бесплатные отопление и освещение жилого помещения, в котором они проживают (вопрос был задан более двадцати раз практически во всех районах, где я работала, что свидетельствует о том, что проблема по-прежнему не решена). Суммы на отопление в селе тратятся немалые, особенно в домах с централизованным отоплением, где плата за отопление в месяц может доходить до 4 тыс. рублей. В связи с этим педагоги отчаянно пытаются добиться справедливости.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" не предусматривается право педагогических работников, вышедших на пенсию, на бесплатное отопление и освещение. Вместе с тем, статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ предусмотрен механизм обеспечения стабильности юридического статуса педагогических работников, являвшихся получателями натуральных льгот, и установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 принят ранее 11 января 2011 года.
Поэтому, как отмечается в Письме Красноярского краевого суда от 30.09.2008, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение требований педагогических работников, проживающих в сельской местности и находящихся на пенсии, о взыскании понесенных ими расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. По делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства.
Житель Ермаковского района (педагог на пенсии) выиграл дело против Центрального банка, обязав его вернуть сумму, уплаченную за отопление и освещение, но суд кассационной инстанции по указанным выше соображениям посчитал, что Центральный банк — ненадлежащий ответчик по данному делу и направил дело на новое рассмотрение.
Принципы местных органов на селе — формализм и экономия
Поразил своей абсурдностью также следующий случай.
На основании Закона Красноярского края от 08.07.2010 № 10-4866 "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае" в одном из районов края органом местного самоуправления был заключен договор об организации приемной семьи для 80-летней бабушки, не имеющей родственников, кроме внука, отбывающего наказание в местах лишения свободы.
Ухаживать за бабушкой вызвалась гражданка N., проработавшая всю жизнь в доме престарелых, где жила бабушка (дом престарелых закрыли). Гражданка N. поселила бабушку у себя дома, ухаживала за ней (бабушка самостоятельно себя обслуживать не может), пока из исправительной колонии не вернулся внук. Несмотря на то, что и после этого бабушка осталась в приемной семье и внук ее не навестил ни разу, возвращение внука послужило для органа местного самоуправления безусловным поводом для расторжения договора о приемной семье, и так единственной в районе. Орган местного самоуправления не интересовало то обстоятельство, что ухаживать за бабушкой внук в силу действующего Семейного кодекса РФ не обязан и по моральным соображениям тоже не собирался.
При этом пунктом 10 статьи 4 Закона Красноярского края от 08.07.2010 № 10-4866 "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае" предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления имеет право досрочно расторгнуть договор с лицом, изъявившим желание организовать приемную семью, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения этим лицом обязанностей, предусмотренных договором, или выявления обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении лица, изъявившего желание организовать приемную семью, выражающемся в понуждении лица, нуждающегося в социальных услугах, к совершению любых действий, не предусмотренных договором, в том числе влекущих материальную выгоду для лица, изъявившего желание организовать приемную семью.
Так как гражданка N. надлежащим образом исполняла свои обязанности по договору о приемной семье, оснований для досрочного расторжения у органа местного самоуправления не имелось.
Обратившейся за юридической помощью гражданке N. была составлена жалоба в прокуратуру района на незаконные действия органа местного самоуправления, нарушающие права пожилого человека.
Отдельно хочется сказать и о деятельности бюро медико-социальной экспертизы, основное предназначение которых, судя по отзывам граждан, — экономия государственных средств на выплату пенсии по инвалидности, а отнюдь не объективная оценка состояния здоровья гражданина (где это видано, чтобы мужчине, потерявшему глаз и потерявшему зрение на второй глаз на 70 %, даже не установили степень ограничения трудоспособности, не говоря уже о признании его инвалидом, и сказали: "Иди работай, бездельник!").
Жители села, в отличие от городских жителей, намного более уязвимы перед государственными органами и органами местного самоуправления. Вероятно, это объясняется отсутствием высшего образования, отсутствием интернета и, самое главное, отсутствием юристов на селе. В связи с этим органы чувствуют себя совершенно безнаказанными и на деле не несут никакой ответственности за свои незаконные действия (бездействие). Прокуратура же более склонна проверять деятельность администрации сельсовета, чем органов социальной защиты населения. При этом случаи обращения граждан в суд для защиты своих прав единичны, более того, заявления обычно не удовлетворяются, так как платная юридическая помощь, оказываемая обычно адвокатами в районном центре, несмотря на свою дороговизну, является некачественной, составляемые ими заявления в суд — формальными, написанными по образцу.
Надеюсь, я в чем-то помогла людям понять, что их права не должны безнаказанно нарушаться, что они могут защищать свои права и законные интересы юридическими методами. Решение проблемы одного конкретного человека не может изменить ситуацию в целом, но создает положительный прецедент, и с каждым подобным случаем люди будут чувствовать себя более уверенно и защищенно, а те, кто действовал незаконно, будут соизмерять свои незаконные действия с их правовыми последствиями. В этом смысле каждый случай оказания юридической помощи является вкладом в формирование истинно правового и социального государства, вкладом в формирование правосознания граждан. Поэтому социальный десант является большим и нужным делом, которое необходимо продолжать.
Марина Кохан