Суперпреподаватели
Кто такой куратор в Юридической клинике, зачем он нужен и почему нельзя обойтись преподавателями консультантами и опытными практиками. Об этом рассуждает директор Юридической клиники Сибирского федерального университета Илья Александрович Шевченко.
- 27 сентября в Юридической клинике прошел семинар, посвященный роли куратора в профессионально-юридической подготовки студента. Расскажите о нем подробнее.
- Некоторое время назад, когда мы начали обсуждать вопросы эффективности обучения студента в Юридической клинике, мы интуитивно обнаружили, что в нынешних условиях без специального человека, который бы сопровождал обучение студента, последнее если и будет происходить, то скорей случайно и независимо от нас. Это нас не устраивало, так как мы считали важным создавать процессы обучения и управлять ими. В этом смысле случайное научение студента нас конечно радует, но нам неинтересно. Поэтому актуализировался вопрос того самого персонажа, который бы сопровождал обучение студента в Юридической клинике, тем самым обеспечивая еще и качество тех услуг, которые клиника оказывает. Мы назвали этого персонажа куратором, "ввели" процедуры взаимодействия студента и куратора, начали пробовать это делать. И в самом начале нам казалось, что само по себе занятие студента юридической практикой при сопровождении куратора обеспечивает становление студента как юриста. Как оказалось, что это тоже был миф.
- Почему?
- Хотя бы уже потому, что овладение студентом профессионально-юридической деятельностью, его научение думать как юрист, является на столько сложной задачей и в этом смысле сложно и трудно решаемой, что утверждать, что все это произойдет само собой в процессе составления исковых заявлений или правовых консультаций нельзя. Слишком сложно устроен объект, с которым приходится работать. А потому мы предположили, что как минимум нужно четко формулировать учебную задачу, понимать, на каком материале, какими технологиями и за счет каких ресурсов она может решаться. И если мы хотим, чтобы в Юридическом институте посредством обучения студента в т.ч. в Юридической клинике, студент становился юристом, и мы хотим этим процессом управлять, то нам нужно находить ответы на эти вопросы Так как в России серьезных дискуссий по этому поводу нам обнаружить не удалось, мы решили создать свою. Так появился клубный семинар Юридической клиники, первая встреча в рамках которого и произошла 27 сентября. К настоящему времени мы имеем уже 3 проведенных таким образом встречи. Встречи открытые. Принимать участие может каждый.
- О чем же была первая встреча, о которой Вы начали говорить?
- Мы предположили, что то, о чем я говорил чуть раньше, должен делать в Юридической клинике именно куратор, так как консультант клиники, давая студентам ответы на сложные правовые вопросы, как мы считаем, не способен такой формой как консультация обеспечивать направленное управляемое профессионально-юридическое развитие студента. И это предположение, которое сначала обнаружилось у нас на уровне интуиций, было оформлено исходя из некоторых культурных оснований именно на первой встрече. И это было важно сделать именно в сентябре, так как к тому времени завершился набор стажеров в Юридическую клинику, и нужно было по новому, но с учетом имеющихся наработок, решать, как должна быть организована работа куратора, чтобы она была эффективной с точки зрения овладения студентом профессией.
Эту задачу мы и попытались решить. Наши рассуждения строились на нескольких пока непроблематизированных нами тезисах: 1). Опыт гуманитарных практик нельзя передать студенту, студент самостоятельно может получить опыт, взрастив его в себе сам. Мы предполагаем, что это правило распространяется и на опыт профессионально-юридической деятельности. 2). Поэтому обучение деятельности должно происходить путем погружения студента в эту деятельность и ее рефлексию. 3). Знания нельзя передать, знание получается только в результате самостоятельного исследования. Далее мы для себя зафиксировали, что в результате обучения в Юридической клинике студент должен научиться самостоятельно решать стандартные профессионально-юридические задачи, то есть на этом стандартном уровне овладеть профессионально-юридической деятельностью. И это мы зафиксировали как ожидаемый учебный результат, который для куратора есть цель его деятельности. Именно эта цель и должна организовать деятельность куратора на всем протяжении процесса курирования студента. А далее нам осталось только разобраться с тем, а как эта деятельность должна быть организована, какие технологии должны быть разработаны и включены в практики курирования, чтобы цель достигалась пусть относительно не всех студентов, но хотя бы их большинства.
Пока что мы остановились на том, что куратор должен обеспечить занятие студентом профессионально-юридической деятельностью. При этом куратор должен отдавать себе отчет в том, что не всякие телодвижения, которые студент осуществляет, например, с кодексом, есть деятельность. И это тоже накладывает отпечаток на то, что должен делать куратор. Далее. Большую часть своей работы юрист производит в голове и головой, если можно так сказать. Даже если внешне работает руками. Вне клиники на занятиях мы редко реконструируем эту мыследеятельность для того, чтобы отследить ход мысли студента от незнания к знанию, от основания к выводу. На наш взгляд, это критическое упущение. Нужно не только найти ответ или добиться результата, но и отрефлексировать путь к нему. На этом пути в мысли студента могут быть ошибки, при том, что результат может случайно получиться положительным. Но нам важен не ответ, а умение думать как юрист. Потому важно обнаружение и исправление этих ошибок.
Поэтому после или в процессе погружения студента в деятельность куратор должен организовать рефлексию, что требует отдельных навыков, техник, а в целом отдельного исследования и обсуждения.Затем актуализировался вопрос технологий курирования. В нашем опыте есть ряд наработок. В частности, мы уверены, что в большинстве случае куратор не дает ответа, а задает ситуацию, в которой студент, действуя определенным образом, ответ и решение находит сам. Так он может овладеть способом профессионально-юридического мыследействия. Задавая специальным образом вопросы студенту, куратор неявно транслирует студенту образцы юридического мышления. И иное, что требует отдельного обсуждения и вряд ли может быть описано в рамках статьи в газете. Если говорить о семинаре и наших рассуждениях кратко, то вот то основное, о чем я хотел сказать.
- Не проще ли пригласить опытных практиков? Они ведь умеют решать в том числе и сложные профессионально-юридические задачи.
- Опытный практик умеет думать и делать. Но этого часто недостаточно для того, что уметь учить думать и делать. Похоже это принципиально разные компетентности, включающие разный набор и объем знаний, умений и навыков. Именно поэтому я довольно часто вижу, что практик оказывается неспособным работать в той парадигме, которую я попробовал тут обозначить. Нередко он оказывается беспомощным в аудитории. В большинстве случаев практик очень хорошо может описать практическую действительность как он ее видит, рассказать интересные примеры из своей практики. Но часто кроме впечатлений студентов это ничего не производит.
Описания и примеры тоже необходимы. Просто не следует переоценивать такое образовательное средство как приглашение практика. Оно не способно решить всех задач. И это не должно звучать обидно. Просто практик делает одну работу, а педагог высшей школы другую. Это, кстати, не говорит о том, что педагог, коим является куратор, не должен иметь представления об устройстве профессионально-юридической деятельности.
- Отвечает ли в границах, которые Вы обозначили, куратор за высшее юридическое образование?
- Я не готов ответить сразу. Я склонен полагать, что скорее нет, чем да. Куратор создает условия для того, что бы студент овладел технико-юридическим инструментарием. На мой взгляд высшее образование это охватывает, но не может и не должно ограничиваться только этим. Оно как таковое должно происходить где-то еще.
- Как дальше следует развивать институт курирования?
- Продолжать исследовать в т.ч. то, о чем я говорил. Институт курирования в нашей клинике в будущем должен стать центром технологий профессионально-юридического развития студентов нашего института. В нем должны появиться и развиваться люди – носители этих технологий и опыта. Тогда мы сможем выпускать профессионалов, за которых не будет стыдно. С организационной точки зрения, я полагаю, что в штатном расписании Юридического института должна появиться позиция "куратор юридической клиники" со своей учебной нагрузкой. Но это уже совсем другой разговор.
Беседовала Ксения Хаметшина.
Первоначально опубликовано здесь.