Этика судейская: взгляд американский на Кодекс российский
В Арбитражном суде Красноярского края состоялся российско-американский семинар по вопросам судейской этики. Организатором семинара выступил Высший арбитражный суд Российской Федерации. Чрезвычайно представительный состав участников с российской и американской стороны только добавил событию “веса”. Среди персон: заместитель председателя ВАС РФ Татьяна Андреева, судья Западного округа штата Мичиган Гордон Квист, администратор Седьмого окружного суда Коллинз Т. Фицпатрик, судья Южного округа штата Калифорния Мерилин Хафф, руководитель секретариата председателя ВАС РФ Кирилл Новиков, председатель ФАС Восточно-Сибирского округа Александр Орлов, председатель АС Красноярского края Дмитрий Сурков и другие.
Повод для проведения, однозначно, есть. С декабря 2012 года Всероссийским съездом судей будет утвержден новый Кодекс судейской этики, который не менялся с 2004 года и уже устарел. Новому документу говорят “да” и опросы судей РФ. Содержание Проекта нового Кодекса похоже на старое – все те же 5 глав, с неизменными принципами “независимого и беспристрастного правосудия”. “Но по объему он отличается более, чем в три раза”, — замечает заместитель председателя ВАС РФ Татьяна Андреева. На стадии подготовки для экспертов важна обоснованная критика и замечания – вот и повод обсудить и пригласить на семинар зарубежных гостей.
Российский Проект комментирует судья Западного округа штата Мичиган Гордон Квист. Затруднения, по его мнению, может создать ст.2, п.5 нового Кодекса:
Если судья испытывает затруднения в определении того, будет ли поведение соответствовать требованиям профессиональной этики или не будет ли его поведение во внесудебной деятельности совместимо со статусом судьи, если судья не уверен в том, как поступать в сложной этической ситуации, чтобы сохранить независимость и беспристрастность, он вправе обратиться с соответствующим запросом в Комиссию по этике Совета судей РФ за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
“Это может создать затруднения в использовании консультативного комитета по этике, поскольку содержит условие, предшествующее обращению в консультативный комитет. Условие это – "испытание затруднений". По нашему опыту, проблема в том, что у судей может не хватать скромности признаться, что они не совсем уверены, как необходимо поступить в соответствии с этическими нормами, и, поэтому они не задают вопросов”, — выражает свое мнение Квист. Другая проблема – соблюдение конфиденциальности переписки судей с Комиссией. По мнению американской стороны (у которой, кстати, такая переписка исключительно конфиденциальная), это обязательное условие, которое “похоже на правило сохранения информации в отношении адвоката и клиента в юридических вопросах в США”. Вопросы возникли и по поводу того, кто будет входить в такую Комиссию? Заграничные гости посоветовали использовать опыт Штатов: собирать судей из различных регионов страны с разными ценностями и уже потом формировать Комиссию.
Кроме Проекта Кодекса активно обсуждался вопрос поведения судей и сотрудников судов в Интернет-пространстве. Американские коллеги вовсю используют возможности Всемирной паутины: ведут обучение и тренинги сотрудников, принимают на работу, увольняют… Но это все “удобства”. При малейшем безответственном использовании они быстро сменяются угрозой для репутации судов.
Здесь юридическому сообществу РФ стоит вспомнить случай с судьей из Улан-Удэ Ириной Левандовской, которая бросила за решетку двух активисток оппозиционной "Солидарности" Надежду Низовкину и Татьяну Стецуру, а затем поплатилась карьерой судьи из-за взломанной странички социальной сети и публикации доброжелателями в “Живых журналах” фотографий с бутылкой водки. Видимо, так девушки отплатили судье за справедливость.
Страдают из-за соцсетей и в судах США. Рассказы судьи Южного округа штата Калифорния Мерилин Хафф не обнадеживают. То судью отстранили от должности из-за “неправильной фотографии в Твиттере”, то судье из Лос-Анджелеса угрожают по Интеренету после вынесения решения по важному делу. Приходится выкручиваться теми же тренингами с сотрудниками судов, но уже по поводу того, когда и как пользоваться страничкой на Facebook или MySpace. Мерилин Хафф, например, запрещает сотрудникам суда пользоваться на рабочем месте выходом в социальные сети, за пределами здания – пожалуйста. Но и тут есть ограничения.
“Для пользования социальными сетями вне суда я даю им разумные рекомендации: подумайте, прежде, чем размещать информацию; помните, что вы представитель суда; руководствуйтесь судебным Кодексом поведения; пусть Ваши секреты останутся секретами; не обсуждайте судебные дела”, — наставляет на путь разумного использования Интернета российских коллег Мерилин Хафф.
Куда радикальнее настроен судья Западного округа штата Мичиган Гордон Квист. Для судьи, по его мнению, не должно существовать социальны сетей, ну а если кто-то хочет “ставить крест на карьере судьи”, то – добро пожаловать.
На самом деле, зачастую судам приходится решать для себя, является ли информация из социальных сетей доказательством в судебном процессе и все больше пользоваться Интернет-пространством как в суде, так и вне его стен. Американская сторона во избежания гибели карьеры и репутации судов может предложить лишь соблюдение инструкций. Хотя вряд ли стремление к выкладыванию судьями своих непотребных фото в Интернет можно объяснить нежеланием соблюдать общие несложные правила. Скорее всего, тут не хватает уже чего-то другого.
Заключительная часть семинара была посвящена деятельности органов судейского сообщества по разъяснению норм этического поведения. С докладами выступили первый заместитель председателя Саратовского областного суда Римма Волосатых (в отставке) и судья Западного округа штата Мичиган Гордон Квист.
Подводя итог, заместитель председателя ВАС РФ Татьяна Андреева поблагодарила американских коллег за приезд и участие в семинаре. В свою очередь коллеги из США поблагодарили за гостеприимство ВАС РФ и Арбитражный суд Красноярского края.