"Черный список" адвокатов - нарушителей профессиональной этики: весеннее пополнение от квалифкомиссии Адвокатской палаты края
Квалификационная комиссия Адвокатской палаты Красноярского края признала в середине апреля ряд адвокатов из Красноярска и районов края нарушителями норм профессиональной этики.
Теперь Совет Адвокатской Палаты края должен принять решения по дисциплинарным делам адвокатов и наказать их или миловать.
Кто и за что вошел в апрельский "черный список" неэтичных адвокатов, по мнению квалифкомиссии? Мы проанализировали размещенные на сайте Адвокатской палаты края заключения по дисциплинарным делам шести адвокатов из городов и районов края.
№1. Многопрофильный адвокат "со связями" из Ачинска Татьяна Стась
Работающая в коллегии адвокатов "Ачинская" Татьяна Михайловна Стась, решила стать посредником между обвиняемым в совершении наркопреступелния и Госнаркоконтролем.
Как утверждал клиент, сама адвокатесса "просила передать ей деньги в размере 40 000 рублей за справку из УФСКН, которая может существенно повлиять на меру наказания".
Сама адвокат Стась Т.М. пояснила, что "действительно предлагала ... [доверителю] обратиться к оперативным работникам правоохранительных органов в плане сотрудничества с целью получения справки. Разговора об оплате 40 000 рублей за указанный документ не было и не могло быть, т.к. сотрудником Госнаркоконтроля она не является".
Однако квалифкомиссия такое объяснение посчитала "невнятным и некорректным, намекающим на то, что если речь и шла об оплате за справку, то она, как адвокат, никакого отношения к этому не имеет".
Поражают и фразы этого защитничка из распечатки телефонного разговора с клиентом:
"У Вас чистое дело, нужно идти на смягчение. Не забивайте себе голову. Была бы справка, дали бы куда надо и поменьше. Сразу говорю, не хотите, ради Бога". " Тебе люди пытались помочь. Сделали вот это, то, что ты просил. Разговор был о тебе. Если бы ты мне сказал, что не надо, я ничего делать не буду….Все, не надо.".: "Ну, попроще надо было сказать, что у меня нет денег, мне не нужна эта справка. Я бы не делала. Все, вопрос закрыт", "Я тебе, как человеку помогла, не получилось бы в наркоконтроле, пошла бы в УВД договорилась. В принципе такая же справка, только из другой организации", "..Ладно, забудем про эту справку, это мои накладные расходы, так скажем….". Вот такие накладные.
Еще адвокатесса Стась решила оригинально смягчить отношение к обвиняемому со стороны следователя: она предложила клиенту ... оплатить ее услуги в качестве защитника дочери следователя Шоминовой по уголовному делу о совершении дорожно-транспортного преступления в размере 15 000 рублей, что тот и сделал. Взамен, по его словам, было обещано, что из обвинения будет исключен один эпизод.
Как установила квалифкомиссия, "из распечатки телефонного разговора между адвокатом Стась Т.М. и заявителем усматривается следующее:
Заявитель: " Вы сказали, вместе с З., сидели в кабинете и говорили, что вот мы будем вдвоем все делать. И что, я свозил вас один раз, вы неизвестно для чего встречались с Шоминовой, второй раз, потом вы мне начали цены выставлять."
Стась Т.М.: "Первый раз мы встречались не с Шоминовой, мы встречались с Вашим подельником"….
Заявитель: "Два раза Вы потом ездили для встречи на автовокзале, встречались с Шоминовой, потом на суде и все мне говорили, что это в моих интересах"….
Стась Т.М.: " В кабинете официально мы были 2 раза, а все, что не официально, это тоже работа, поверь мне".
То есть, в переводе с простого русского языка на сухой казенный, "учитывая вышеизложенные факты, квалификационная комиссия считает, что нет оснований ставить под сомнение пояснения гр. Б. П.Ю. о том, что, в рамках его уголовного дела адвокат Стась П.Ю. сотрудничала с посредниками, которые не являются адвокатами, а также за пределами делового общения со следователем Шоминовой. Осведомленность обвиняемого Б. П.Ю. о семейных неприятностях следователя Шоминовой, об участии в деле ее дочери адвоката Стась Т.М., косвенно свидетельствует о том, что Б. П.Ю. был намеренно введен в курс дела для целей, которым квалификационная комиссия не может дать оценки".
Без комментариев.
№ 2. Удобный для следствия адвокат из Балахты Виктор Мамичев
Этот представитель профессии, ставший адвокатом 5 лет назад в славной республике Тыва, отличился тем, что согласился поучаствовать в судебном заседании, где решался вопрос о продлении срока содержания под стражей, хотя у обвиняемого был другой адвокат и сам подследственный был категорически против назначения адвоката Мамичева В.В., так как работающий по делу адвокат - Меньшенина отсутствовала по причине ее ненадлежащего уведомления.
Причем, как пояснил сам господин Мамичев, "28.02.2011 года его вызвал председатель Балахтинского районного суда и сказал, что в отношении гр. А. А.В. 01.03.2011 года заканчивается срок содержания под стражей, который необходимо продлить. Ему показали уведомление и документы о том, что с адвокатом Меньшениной И.А. следователь не смог связаться, он стал отказываться от участия в судебном заседании, но председатель суда настаивал на том, что участие адвоката обязательно, поэтому он, Мамичев В.В. „должен присутствовать“ и работать по назначению. Ему ничего не оставалось делать, он проверил документы и действительно, против воли гр. А. А.В., стал представлять его интересы, причем его положение этим не ухудшилось… при этом он никуда, ни в какие подробности по существу дела „не влазил".
Ну тут ничего не скажешь – просто заложник обстоятельств. Конечно, когда адвоката просит председатель районного суда, неудобно отказывать. Тем более, когда "влзаить" в суть дела и не надо.
И еще штрих к портрету. Как считает наш герой Мамичев, он просто "обязан был участвовать по назначению суда, иначе получил бы жалобу в свой адрес, поэтому ничего не нарушил". Вот как адвокат Мамичев заботится о своем добром имени. Браво! Наверное, по итогам такого плодотворного сотрудничества со следствием и судом, адвокат Мамичев заслуживает, как минимум, благодарственных писем от следствия – "за активную помощь следствию в изобличении виновного".
В итоге "кассационным определением Красноярского краевого суда признано нарушение прав на защиту обвиняемого, которые были допущены при непосредственном участии в судебном заседании адвоката Мамичева В.В., при его попустительстве и равнодушии".
Как посчитала квалификационная комиссия, " приняв на себя ответственность об оказании юридической помощи гр. А. А.В., адвокат Мамичев В.В.. не проявил профессионализма, действовал вопреки воли гражданина и в нарушение его прав, свобод и интересов, что может быть расценено как неуважение достоинства лица."
№ 3. Болезненный и ленивый адвокат из Красноярска Светлана Капсудина
Адвокат Центральной Красноярской краевой коллегии адвокатов Светлана Ивановна Капсудина. Эта дама, как утверждает доверительница, взяла с нее по гражданскому делу в Октябрьском райсуде 50 000 рублей и … скрылась с горизонта: в судебных заседаниях не участвовала, на звонки клиента не отвечала, решение не в пользу клиента не обжаловала. В общем, как традиционно говорится в таких случаях – заболела. Судя по всему, извечными русскими болезнями — ленью и отсутствием любопытства, составляющими по меткому выражению Александра Сергеевича Пушкина, важные черты национального характера. Но вот полученный гонорар клиенту добровольно не отдала.
Более того, как пояснила недовольная доверительница, "после возбуждения дисциплинарного производства адвокат Капсудина С.И. в телефонном разговоре просила ее отозвать жалобу, и только при этом условии будет решаться вопрос о возврате денег".
В итоге комиссия посчитала, что "приняв на себя обязательство об оказании правовой помощи, адвокат Капсудина С.И. не проявила профессионализма в защите прав, свобод и интересов доверителя, что может быть расценено как неуважение достоинства лица, обратившегося к нему за юридической помощью. Действия адвоката квалификационная комиссия расценивает как действия, направленные к подрыву доверия со стороны доверителя и умаляющие авторитет адвокатуры в целом."
№ 4. Просто ленивый красноярский адвокат Максим Присяжнюк
Эта история очень похожа на предыдущую за одним исключением – адвокат Красноярской городской коллегии адвокатов Максим Викторович Присяжнюк денег с клиента взял меньше – всего-то пять тысяч рублей – и, ничего не сделав для подачи искового в суд, с радостью отдал спустя почти полтора года гонорар. Совестливый оказался адвокат.
Тем не менее, и его не пощадила строгая квалифкомиссия, по мнению которой "адвокат Присяжнюк М.В. не исполнил своих профессиональных обязанностей перед доверителями:
1. не совершил действия, строго соответствующего предписаниям закона ( п.1 ФЗ „Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ“ и п.1 ст.8 Кодекса профессиональной этики адвоката);
2. подорвал доверие к себе со стороны доверителей, умалил авторитет адвокатуры (п.1 ст.4, п.2,3 ст.5 Кодекса профессиональной этики адвоката);
3. нарушил право граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст. 48 Конституции РФ)."
№ 5. "Базарный" адвокат из Норильска Галина Бабичева
Работающая в Норильске адвокат Красноярской краевой коллегии адвокатов Галина Михайловна Бабичева, которая, как выяснила квалификационная комиссия, неоднократно оскорбляла своих коллег по цеху, а также переманивала как на вещевом рынке клиентов, пришедших к другому адвокату, публично обсуждая стоимость его услуг.
Как посчитала комиссия, "указанные нарушения в целом свидетельствуют о несоблюдении адвокатом Бабичевой Г.М. п.2 ст.8 Кодекса профессиональной этики, согласно которому адвоката при осуществлении профессиональной деятельности обязан уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживается манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению. А также о несоблюдении адвокатом Бабичевой Г.М. сложившихся в адвокатуре обычаев и традиций, соответствующих общим принципам нравственности в обществе, соблюдение которых предусмотрено ч.3 ст.4 Кодекса профессиональной этики адвоката".
№ 6. Адвокат – по совместительству полицейский Елена Тимофеева из Ачинска
Это уже впору назвать юридическим курьезом. В 2004 году получила статус адвоката Елена Леонидовна Тимофеева. При этом она работала с 1993 года в системе МВД и увольняться после присвоения ей статуса адвоката не собиралась. Работает себе спокойно и работает, написала даже заявление о приостановлении статуса ("с целью сохранения за ней статуса на период работы в органах внутренних дел" – как посчитала квалификационная комиссия адвокатской палаты). В итоге, осознанный выбор адвоката Тимофеевой Е.Л. в пользу должности старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска МУВД "Ачинское" сочли нарушением адвокатской этики. Такие нынче времена пошли – работать в системе МВД стало, значит, почетно.