Новый закон о Счетной палате Красноярского края: экспресс-анализ
11 апреля в "Ведомостях высших органах государственной власти Красноярского края": (№14 (455)) был опубликован уставной закон "О Счетной палате Красноярского края" (текст закона доступен здесь).
Принятие нового закона "О Счетной палате Красноярского края" обусловлено необходимостью выполнить требование п. 2 ст. 135 Устава края, согласно которому вопросы организации и порядка деятельности Счетной палаты должны решаться на уровне уставного краевого закона, распространением действия закона о Счетной палате на всю территорию объединенного Красноярского края, а также значимыми изменениями федерального законодательства о контрольно-счетных органах.
Новая Счетная палата новые полномочия
Александр Усс, председатель Законодательного Собрания Красноярского края: "Счетная палата это самостоятельный орган, это нужно всем понимать. Поэтому никакие акты Счетной палаты никем не могут корректироваться, кроме нее самой. Ни комитетом, ни сессией Законодательного Собрания. На то Счетная палата и независимая. Править ее акты никому не позволено".
Новый закон определяет статус Счетной палаты как постоянно действующего органа внешнего государственного финансового контроля.
Иван Ланчинский, председатель Счетной палаты Красноярского края: "В прежние годы мы ограничивались узкой проверкой, были более склонны к бухучету. Сейчас опыт и закон позволяют нам шире смотреть на процесс. Речь идет о проверках целых отраслей. Но вместе с тем на аудиторов ложиться и больший груз ответственности, важно не ошибиться, не навредить".
Действительно, круг полномочий Счетной палаты по новому закону в сравнении с законом 1995 года значительно расширился, в основном за счет расширения и конкретизации предмета контрольно-надзорной деятельности и круга подконтрольных субъектов. Старый закон в этом плане страдал излишней абстрактностью, которая иногда создавала излишнее поле неопределенности.
Основные функции Счетной палаты по новому закону это контроль за использованием бюджетных средств, экспертиза законопроектов, проверка использования бюджетов в органах местного самоуправления, контроль за распоряжением госимуществом, оценка эффективности предоставления налоговых льгот предприятиям, анализ бюджетного процесса в крае.
Согласно статье 3 нового уставного закона полномочиями Счетной палаты являются (новые полномочия выделены жирным цветом):
а) контроль за исполнением бюджета Красноярского края и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края;
б) экспертиза проектов законов о краевом бюджете и проектов законов о бюджете территориального фонда ОМС, проектов законов края о внесении в них изменений;
в) внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда ОМС;
г) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджета территориального фонда ОМС и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности края, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими краю;
е) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств краевого бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств краевого бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности края;
ж) финансово-экономическая экспертиза проектов законов края и нормативных правовых актов органов государственной власти края (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств края, а также государственных программ края, в том числе долгосрочных целевых программ;
з) анализ бюджетного процесса в крае и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
и) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории края, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
к) подготовка информации о ходе исполнения краевого бюджета, бюджета территориального фонда ОМС, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации Законодательному Собранию края и Губернатору края;
л) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
м) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом края и законами края.
В новом законе (ст. 13) определен круг субъектов, в отношении Счетной палатой осуществляется внешний государственный финансовый контроль.
Все подконтрольные субъекты могут быть разделены на две категории:
1) априори-подконтрольные - органы государственной власти и государственные органы края, органы управления территориального фонда ОМС, органы местного самоуправления и муниципальные органы, государственные учреждения и государственные предприятия края.
2) ситуационно- подконтрольные (в зависимости от конкретных условий деятельности):
а) любые организации, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности края;
б) иные организации при осуществлении проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств краевого бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств краевого бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств краевого бюджета.
Структура Счетной палаты и взаимодействие с иными органами
Структура Счетной палаты такова: председатель, заместитель председателя, аудиторы, аппарат. Председатель и зампредседателя с аудиторами входят в состав коллегии Счетной палаты. Она занимается методологией контрольной и экспертной деятельности, то есть задает вектор развития.
Счетная палата согласно закону взаимодействует с другими контролирующими органами в том числе налоговыми органамии прокуратурой.
Дмитрий Ремизов,старший помощник прокурора Красноярского края по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления: "Формы сотрудничества позволяют нам принимать меры, направленные на устранение нарушений бюджетного законодательства, это касается взыскания в бюджет края незаконно полученных средств, привлечения виновных в к установленной законом ответственности. О результатах нашей деятельности в обязательном порядке информируется Счетная палата края".
В законе прописано, что первые лица Счетной палаты не могут состоять в родстве с губернатором и чиновниками правительства. Ставка делается на беспристрастность, "подтасовки" проверок быть не должно.
Алексей Клешко, заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края: "Для каждого жителя края главная польза этого закона заключается в том, что бюджетные деньги должны тратиться эффективно, этот процесс контролируется. Я не могу сказать, что чиновники пугают своих детей страшными сказками на ночь, что вот придет страшный дядя аудитор и всех посадит. Но, безусловно, факт проверки Счетной палаты, факт появления заключения вызывает серьезный публичный резонанс. Заключения Счетной палаты рассматриваются публично, на заседаниях комитетов Заксобрания".
Правовое значение результатов проверок Счетной палаты
Вначале по результатам каждого контрольного мероприятия должностные лица Счетной палаты будут составлять акт (акты), который(е) доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. А руководитель проверяемой организации имеет право в течение семи рабочих дней со дня получения акта на ознакомление представить свои пояснения и замечания о результатах проверки, которые прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью.
Затем на основании акта (актов) Счетной палатой составляется отчет о проведенном контрольном мероприятии.
Кроме того, по результатам проведения контрольных мероприятий Счетная палата вправе вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам, представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба краю или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Лица, которым адресовано представление, обязаны в течение одного месяца со дня его получения уведомить в письменной форме Счетную палату о решениях и мерах, принятых по результатам рассмотрения представления.
По старому закону подобным значением обладали предписания (ст. 15 закона 1995 г. о Счетной палате). Позицию Арбитражного суда Красноярского края по вопросу правовой природы предписаний Счетной палаты края, выносимых по закону 1995 года, см. здесь.
Самой жесткой мерой реагирования являются предписания. Они направляются в контролируемые органы и организации в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Счетной палаты контрольных мероприятий. Предписание Счетной палаты должно быть исполнено в установленные в нем сроки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок предписания Счетной палаты влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и законодательством края.
При проведении экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой будут подготавливаться заключения.
Как отмечает Валерий Семенов, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края: "Муниципальные образования принимают решения Счетной палаты по результатам проверок; если выявлен факт нецелевого использования средств они возвращают деньги в бюджет, проводят разбор нарушений и наказывают виновных, чтобы в дальнейшем они не проектировались на другие территории. Я бы сказал, что работа Счетной палаты края по законности расходования средств в органах местного самоуправления это основная часть, основное направление ее работы, результаты проверок используют все комитеты Законодательного Собрания".