Игры под прикрытием вошли в века истории
Организация и проведение азартных игр уже давно под пристальным контролем государства. С нелегальной игорной деятельностью ведется постоянная борьба. Сводки и отчеты правоохранительных органов изобилуют сведениями о закрытии подпольных игорных заведений. Но введенные Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" ограничения на проведение азартных игр и наказания за их нарушения отнюдь не останавливают жаждущих нажиться на человеческих страстях: все чаще организаторы азартных игр маскируют свои подпольные казино под различные лотереи, интернет-кафе, тематические клубы. Порой изобретательным владельцам развлекательных заведений прикрытие кажется настолько легальным и не вызывающим сомнения, что они не стесняются упорно отстаивать свою правоту перед правоохранительными органами даже в судах.
Маска, маска, мы вас знаем
Завтра, 24 марта в Третьем арбитражном апелляционном суде будет рассматриваться жалоба ООО "Века истории" по делу об организации незаконных азартных игр в павильоне "History club" на улице Курчатова в Красноярске (дело № А33-18545/2010).
Арбитражный суд первой инстанции согласился с доводами прокурора Октябрьского района Красноярска о том, что в действиях ООО "Века истории" присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательны). Владельцы клуба, напротив, решили оспорить решение суда, полагая, что никакой незаконной деятельности в клубе не осуществлялось.
Как было выяснено в ходе прокурорской проверки, в подпольном игровом заведении, работавшим под видом клуба любителей старины, пытались использовать довольно изощренную схему: для вступления в клуб клиенту предлагалось приобрести антиквариат или иной предмет, несущий наследие истории и обладающий исторической ценностью, а также оплатить за предоставляемые клубом услуги, после чего клиент получал доступ к игровому оборудованию клуба и премиальные ставки, соответствующие стоимости внесенного им "исторического" предмета.
Именно такая схема вырисовалась по итогам оперативной проверки: 3 декабря 2010 года потенциальный участник клуба Козлов Р.А. приобрел в имеющемся в павильоне магазине, принадлежащем индивидуальному предпринимателю А.В.Сандыковой, предмет старины – значок по цене 300,00 руб. Далее потенциальный клиент направился в клуб, где им был заключен договор № 270 о предоставлении услуг с ООО "Века истории", после чего новоиспеченный любитель истории передал консультанту клуба денежные средства в размере 21 рубль. Затем он расположился за компьютером, на котором находилась игра "Резидент", а оператор зачислил 300 "кредитов" (ставок) на данный компьютер. Клиент начал играть в игру "Резидент", произвел одну игру, в результате чего проиграл все поставленные "кредиты".
Указанные обстоятельства расценены прокуратурой как осуществление ООО "Века истории" деятельности по организации и проведению азартных игр на компьютерах с игровыми программами "Resedent", "Crazy fruit", "Lucky haunter", "Crazy monkey", "Rock Climber", "Garage" в помещении клуба, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 17 "Г", стр. 2.
Согласно Закону "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (ст. 4 ФЗ № 244-ФЗ от 29.12.2006). Из названного закона также следует, что азартная игра всегда возмездна поскольку невозможна без ставки (денежных средств, передаваемых участником азартной игры ее организатору или другому участнику азартной игры и служащих условием участия в азартной игре) одной стороны, и потенциального выигрыша (денежных средств или иного имущества, подлежащих выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры) другой. В противном случае азартная игра не будет иметь права на существование, поскольку ни у одной из ее сторон интереса к такой игре не будет.
Рассмотрев дело, Арбитражный суд Красноярского края постановил привлечь ООО "Века истории" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ и взыскать с фирмы штраф в размере 40 000 рублей. Несмотря на весомые доказательства не в свою пользу, ответчик решил оспорить решение арбитражного суда в апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 3, частями 1-2, 4 статьи 5, статьей 13 Закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" игорная деятельность может осуществляться только в пределах установленных игорных зон (за исключением тотализаторов и букмекерских контор), но в любом случае при наличии специального разрешения. Названным законом на территории России установлены 4 игровые зоны — Алтайский, Приморский и Краснодарский края, а также Калининградская область (п. 2 ст. 9 ФЗ № 244-ФЗ от 29.12.2006). Соответственно, осуществление легальной игорной деятельности на территории Красноярского края за исключением тотализаторов и букмекерских контор априори невозможно, поскольку отсутствуют основания для выдачи соответствующего разрешения. Исходя из системного толкования приведенных норм Закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" Высший арбитражный суд РФ в Постановлении Президиума от 05 октября 2010 года по делу № А62-7647/2009 указал, что "запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ".
Хитросплетения истории
Вероятно, на этот раз схема прикрытия азартных игр была более изощренной, чем обычно: в большинстве случаев игорные заведения маскируют свою деятельность под видом стимулирующих лотерей, предлагая участникам купить какой-либо предмет по завышенной цене (например, коробок спичек за 100 рублей или зажигалку за 500), а затем в качестве "бонуса" поучаствовать в лотерее, или же предоставляют клиенту ставки под видом доступа к сети Интернет (посетитель клуба получает доступ к игровому компьютеру или азартным играм в режиме on-line). При этом количество ставок или кредитов предоставляемых посетителю для игры четко соответствует уплаченной им суммой денег (обычно 1 ставка или "кредит" за 1 рубль). Выигрыш в таких случаях, как правило, также замаскирован – удачливому участнику выдают какой-нибудь малоценный предмет, который потом обменивается на деньги по завышенной стоимости у организаторов или подконтрольных им структур.
Нередко подпольные игорные заведения во избежание встреч с сотрудниками правоохранительных органов попросту работают в "закрытом" режиме, принимая посетителей по предварительному звонку или условному паролю.
В случае с "Веками истории" интерес вызывает и покупка предметов, имеющих историческую ценность не у самого клуба, а у стороннего предпринимателя, и предоставление клубом доступа не напрямую за деньги, а за некий вещественный клубный "взнос" в виде предмета старины, вроде как и вовсе не имеющего отношения к азартным играм.
На первый взгляд "денежный поток" при такой схеме не прослеживается: ведь клуб не получает денежного вознаграждения в размере стоимости предмета истории, предоставляя возможность участвовать в игре. Оплата же произведенная непосредственно по договору, заключенному с клубом, была значительно меньше числа выданных посетителю "кредитов" (ставок). Но, как известно, антиквариат и предметы старины имеют достаточно высокую стоимость и хороший спрос со стороны ценителей истории и коллекционеров, то есть такие "членские взносы" достаточно ликвидны. А заключение договора на оказание услуг с клубом похоже на некий отвлекающий маневр.
Приглядевшись внимательнее к "открытым" схемам организации нелегальных игр, исключающих строжайшую конспирацию участников, нетрудно заметить, что все эти схемы имеют своей целью вывести осуществляемую игорными заведениями деятельность из-под установленного законом понятия "азартной игры" путем исключения таких признаков как возмездность игры и возможность получения выигрыша. Владельцы теневых игорных заведений пытаются как можно тщательнее замаскировать юридическую связь между возмездным приобретением права на участие в игре с выплатой выигрыша игроку. Отсюда и участие в схеме всевозможных третьих лиц, якобы не связанных с игорным заведением.
Еще одно настораживающее "но" не в пользу "History club" – предоставление доступа к отнюдь не историческим развлечениям, а играм — "Resedent" ("Резидент"), "Crazy fruit" ("Сумасшедший фрукт"), "Lucky haunter" (более известная как "Крышки"), "Crazy monkey" ("Сумасшедшая обезьянка"), "Rock Climber" ("Скалолаз"), "Garage" ("Гараж"). Смысл таких игр заключается в совпадении знаков, символов, отображаемых на экране компьютера, что позволяет набрать определенное количество баллов (очков) и получить выигрыш.
Сдается, что от истории может остаться собственно членский взнос. Тем не менее, теперь Третьему Арбитражному апелляционному суду придется оценить законность решения Арбитражного суда Красноярского края, которым "исторические" хитросплетения квалифицированы именно в качестве нелегально организованной игорной деятельности. Однако поставит ли решение апелляционного суда точку в этом споре сказать сложно.
Все новое – хорошо забытое старое
Напоследок, в связи с рассмотренным судебным спором примечательно привести заметку, опубликованную в газете "Томские губернские ведомости" 12 марта 1908 года.
Итак, в начале XX века губернская газета сообщала о том, что " …Игра в карты получила такое широкое распространение в России, какого не было ни в одном государстве. Чиновники и провинциальная интеллигенция, не исключая местных духовных особ, все свободное время убивают на карты. Дело дошло до того, что азартным играм начали предаваться монахи в монастырях, как это выявил недавний случай в Александро-Невской лавре.
Растраты артельщиками и приказчиками хозяйских денег стали обычным делом, самоубийства на этой почве участились, а тем более преступления: кражи, грабежи и даже убийства. Открытие клубов азартных игр стало проводиться под видом разных профессиональных и литературных собраний. Закрывается полицией один клуб — на его месте возникает другой…".
Видимо, "Века истории" при выборе названия, что называется, "попали в точку": связь у истории с маскировкой азартных игр самая непосредственная.