Юридические итоги VIII красноярского экономического форума
После того, как улеглись эмоции от зажигательной лезинки кавказских гостей и эпатажных высказываний Алексея Учителя на VIII красноярском экономическом форуме, пришло время понять, что осталось в "сухом остатке".
Вполне очевидно, что для бизнес-сообщества характерен сугубо утилитарный подход к праву и правовым институтам (правосудию, выборам, публичным услугам и т.д.) как к сервису, позволяющему определять правила игры, контролировать их выполнение и культурно спорить. Поэтому неудивительно, что на основных площадках форума праву как самостоятельному институту места не нашлось: в лучшем случае к нему обращались как к инструменту повышения эффективности, прозрачности и прогнозируемости госуправления (когда речь шла об электронном правительстве, свободных выборах, налоговой нагрузке или борьбе с коррупцией) или как к способу разрешения бизнес-конфликтов.
И хотя странно было бы, если на экономическом форуме, сквозной темой которого стали проблемные вопросы модернизация страны в русле медведевских "Четырех И": институты, инфраструктура, инновации и инвестиции, всерьез обсуждались собственно правовые вопросы, в выступлениях ньюсмейкеров и экспертов можно увидеть ряд важных сигналов о состоянии и динамике отечественной правовой системы.
Итак, ТОП-5 значисых заявлений о государственно-правовой реформе, озвученных на форуме, по версии Право.Ру/Красноярск:
1. Простые рецепты борьбы с коррупцией от министра финансов
Неэффективное госуправление, по мнению министра финансов РФ Алексея Кудрина, является главной проблемой современного бизнеса, желающего работать в России. Кудрин признал, что у предпринимателей "очень большие замечания к работе лицензирующих и надзирающих органов и к правоохранительной системе", а стратегической задачей Правительства РФ является уменьшение неправомерного давления на бизнес.
Помимо озвучивания проблемы, министр назвал и то, как планируется борьба с коррупцией в госаппарате. Оказывается, следует произвести анализ ее причин, установить жесткий контроль за выполнением госслужащими требований закона, создать систему достойного материального поощрения сотрудников правоохранительных органов и чиновников, установить критерии качества их деятельности и премировать за высокие результаты в работе, а также избавиться от тех, кто этим критериям не соответствует.
Казалось бы, все озвученное выше — банальные вещи, но в изложении министра финансов федерального правительства они звучат как-то по-особенному, с отзвуком бюджетных средств, которые будут заложены в бюджет на будущую "большую чистку" бюрократии и правоохранительной системы.
2. Отставание от западных правовых стандартов, минимум, полвека…
Об этом заявил директор фонда "Центр стратегических разработок „Северо-Запад“ Владимир Княгинин: „Если предприниматели так принципиально выступают против коррупции, откуда же она берется? Отвечая не напрямую, скажу: да, правовые институты должны быть лучше… Что бы мы ни сделали в ближайшие 50 лет как минимум, наши институты будут хуже, чем в Европе и Америке“.
Неразвитость правовых институтов является, по мнению эксперта, одним из препятствий к росту инвестиций. Другим препятствием Владимир Княгинин называет, как ни странно, зрелость российского общества и его „состоявшиеся структуры“, поскольку они сопротивляются изменениям и не могут адекватно (быстро и точно) реагировать на вызовы времени. Такая вот бочка дегтя.
3 … однако наш суд лучше, чем в Азии и Африке
Ложку меда в грустную картину, нарисованную Владимиром Княгининым, добавил „алюминиевый король“ Олег Дерипаска.
Он отметил в своем выступлении: „Судебная система — … это преимущество в нашей стране. Тот, кто пытался посудиться в Африке, Индии, Китае, должен понимать, что у нас — в Красноярске, Иркутске — суд — это практически … британское право“.
Сравнивая российскую судебную систему с аналогами в азиатских и африканских странах, Дерипаска не скупился на похвалы российским арбитражным судам: „Суд в Индии может длиться 25 лет. И никакого решения. В Китае могут просто не принять спор, не понимая его сути или имея ввиду его антинародный характер. В Африке еще более сложные, запутанные … красивые мантии, парики. Нашу судебную систему нужно пропагандировать. Люди должны понимать, что это место, где можно рассматривать споры…“.
Конечно, образцы для сравнения могут вызвать улыбку, но, похоже, олигарх, реализующий инвестиционные проекты в различных странах Третьего мира, хотел показать, что российский бизнес может и должен использовать потенциал именно российской системы для разрешения споров с контрагентами из Азии. Но вот какова "пропускная способность" сибирских арбитражных судов по внешнеэкономическим спорам?
4. Названы контролирующие органы, которые больше всего "кошмарят" бизнес
Ответ на волнующий всех вопрос — в каких надзирающих органах сидят главные душители бизнеса? — озвучил в своем докладе главный ньюсмейкер форума — министр финансов Кудрин.
В список Кудрина попали:
- Федеральная налоговая служба,
-Федеральная таможенная служба,
- Ростехнадзор,
- Роспотребнадзор,
-Федеральный пожарный надзор.
Именно эти ведомства попадут, как пригрозил Алексей Кудрин, в список приоритетов в грядущей "борьбе за качество" госуправления.
5. Федеральный бюджет с нового года разберут по целевым программам
С 2012 года планируется тратить 97 % федерального бюджета через 41 приоритетную федеральную целевую программу, — заявил министр финансов Кудрин, то есть практически все доходы федерального бюджета "уйдут" в целевые программы по приоритетам развития. Цель масштабной бюджетной перестряски по Кудрину — повышение прозрачности исполнения бюджета и более широкое вовлечение гражданского общества в бюджетный процесс. Соответственно, эффективность исполнения бюджета планируется оценивать по заложенным в этих целевых программах показателям.
Александр Петров