Египетский вояж 2011: минимум потерь для красноярских туристов
В последние недели уже ни для кого не секрет, что в Египте накалилась политическая обстановка, да так, что для своей же безопасности лучше там не появляться или уезжать поскорее. К чему, собственно, и призвали своих граждан практически все европейские государства. Да и российское руководство туристической областью призвало наших соотечественников повременить с полюбившемся отдыхом на курортах земли Египетской.
Вместе с тем, поток наших сограждан, желающих отдохнуть в Египте под улюлюканье взбешенной арабской толпы и музыку выстрелов, если и ослаб, то не слишком. Особенно привлекательны для "руссо туристо" демпинговые цены, которые устанавливают турфирмы в условиях жесткого политического кризиса.
Если проанализировать сайты турагентств, работающих на рыке Красноярска, то по состоянию на 11 февраля, как минимум, 5 небольших компаний-турагентов ("Путник", "Лазурный остров", "Красинтур", "1000 туров", "С.В. Маслова") предлагают "горящие путевки" в Египет.
Вместе с тем, на днях глава Роспотребадзора Геннадий Онищенко, пригрозил турфирмам, что "те фирмы, которые продают туры в Египет, заигрывают не только с административным, но и с уголовным кодексом". С похожим заявлением выступила и замминистра спорта, туризма и молодежной политики РФ Надежда Назина, которая заявила на пресс-конференции 1 февраля: "В случае причинения вреда жизни и здоровью туристу они (туроператоры) будут нести уголовную ответственность"
Хотя в заявлениях чиновников и не уточняются статья УК, грозящая самонадеянным директорам и другим работникам турфир, вероятнее всего, речь идет о ст. 238 УК РФ.
Согласно части 1 указанной статьи оказание услуг (в т.ч. — туристических), не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Если же оказанные некачественные услуги повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, то они наказываются более сурово — штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Кроме того, продажа турпутевок в Египет может повлечь и административную ответственность по части 1 статьи 14.4. КоАПа РФ. В этом случае, правда, директор турфирмы отделается штрафом от двух тысяч до трех тысяч рублей; а саму турфирму могут оштрафовать на сумму от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Что, конечно же, капля в море.
Причем, государственные органы РФ уже официально признали туризм в Египте небезопасной услугой: 30 января 2011 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федеральным агентством по туризму было распространено совместное Заявление, в котором подчеркивается, что "в Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации. Указанные обстоятельства подтверждены рекомендацией рекомендацией МИД России от 28 января 2011 года о нежелательности въезда в Египет и приказом Ростуризма от 29 января 2011 года №13". В документе подчеркивается, что "оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Египет в условиях действия угрозы безопасности, по мнению Минспорттуризма России и Ростуризма, является грубым нарушением законодательства Российской Федерации и влечет за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности".
Согласно закону "Об основах туристской деятельности в РФ" Ростуризм информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Турфирмы по закону обязаны сделать все необходимое для обеспечения безопасности туристов, в том числе, и досрочно вывезти их домой.
Можно ли вернуть свои кровные за испорченный отдых?
По возвращении из Египетской революции домой многие туристы стали сталкиваться с тем, что турфирмы в ультимативной форме стали настойчиво предлагать, чтобы не пропали потраченные деньги, отдохнуть сейчас же где-нибудь в другом месте с доплатой (например, красноярцам, которые запланировали отдых в Египте на февраль, туроператоры предлагают перебронировать туры на Таиланд, Китай или Индию). В противном случае, дескать, получить деньги не удастся.
Если же турист не желает перепрофилировать свой отдых, а хочет вернуть деньги, ему нужно приготовиться к борьбе, поскольку турфирмы уже воспринимают в штыки требования туристов. Так, директор регионального офиса PEGAS Touristik в Красноярске Дмитрий Зотин объясняет: "Крупные туроператоры решили, что возвращать деньги будут по решению суда. Это даже в законодательстве прописано. Таким образом закон мы не нарушаем".
Данная позиция представителей туристического бизнеса обусловлена несовершенством закона об основах туристской деятельности, согласно которому туристы имеют право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменении его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и другое) лишь в судебном порядке. Конечно, судебная процедура — это весьма длительный и затратный процесс, не каждый человек захочет ее пройти. Единственное слабое утешение для туриста будет в том, что по закону о защите прав потребителей он будет освобожден от уплаты госпошлины в суд.
Кроме того, турист должен помнить, что при расторжении договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. Поэтому на случай возникновения споров о стоимости оказанных услуг при досрочном возвращении из Египта или срыве долгожданной поездки, турист должен позаботиться о доказательствах для турфирмы и суда.
К ним будут относиться договор туристического обслуживания (на реализацию туристского продукта), турпутевка, документы об оплате туруслуг (кассовый чек, приходный кассовый ордер и т.д.), билеты или посадочные талоны (при электронном билете), подтверждающие даты вылета- прилета, то есть время нахождения в Египте. Так же при досрочном выезде из отеля попросить соответствующую справку о досрочном выезде администрации отеля или представителя туроператора в отеле — туристического гида.
При этом сам факт революционной ситуации в Египте доказывать не нужно, так как он является общеизвестным.
Таким образом, алгоритм действий туриста, желающего получить свои деньги, может выглядеть так:
1) обращение ко второй стороне договора (туроператору или турагенту) с письменным заявлением о расторжении договора в связи с возникновением угрозы безопасности в стране запланированного путешествия.
Заявление должно содержать:
- сведения о потребителе-туристе,
- предложение о расторжении договора по соглашению сторон и возвращении общей стоимости путевки либо стоимости неоказанных услуг,
- просьбу рассмотреть заявление в конкретный разумный срок (например, 30 дней с момента получения).
Помните, что по закону претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
2) при отказа контрагента от расторжения договора по соглашению сторон (т.е. в добровольном порядке), обращение в суд с исковыми требованиями аналогичного содержания.
Примерно такую последовательность действий предлагает краевое управление Роспотребнадзора.
Египетская революция - форс-мажор?
Туристическому бизнесу грозят существенные убытки вследствие военных действий в Египте: египетские отели отказываются возвращать уплаченные деньги российским туроператорам при отказе туриста от тура, ссылаясь на военные действия как на обстоятельства непреодолимой силы. Проблема усугубляется в том случае, если в договоре между отелем и туроператором отсутствует понятие форс-мажора (непреодолимой силы). Тогда нужно квалифицировать эти обстоятельства с точки зрения применимого к отношениям сторон права.
И вот что говорит по этому поводу российский закон: согласно ст. 1212 ГК РФ к договору с участием потребителя-туриста применяется право страны места жительства потребителя, то есть России.
Так, по российскому праву, обстоятельства непреодолимой силы понимаются как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Таким образом, обстоятельства силы имеют 3 основных признака:
- чрезвычайность события,
- непредотвратимость события,
- относительность: обстоятельство является чрезвычайным и непредотвратимых при данных условиях, т.е. тех, в которых оно происходит, с учетом многообраныхфакторов.
Таким образом сама по себе революционная ситуация в Египте не может квалифицироваться как обстоятельство непреодолимой силы: нужно доказать, что именно при данных сложившихся условиях их чрезвычайность и непредотвратимость повлекла нарушение обязательств по договору. И обязанность по доказыванию форс-мажора лежит на той стороне, которая будет ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы.
Поэтому ссылка туроператора или турагента на форс-мажор не основана на законе.
Страховая соломинка для интуриста
Еще одна интересная проблема, которая может встать перед туристом -отказ возместить уплаченные за путевку деньги, поскольку самому туроператору нечем платить (так как ему не вернул египетский отель). За счет чего компенсировать ущерб в этом случае?
По существу такая ситуация не является препятствием, так деятельность туроператоров застрахована или обеспечена банковской гарантией. То есть можно будет получить возмещение со страховой компании или с банка.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" должны иметь финансовое обеспечение, то есть договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковскую гарантию исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Страховщиком по договору страхования ответственности туроператора может быть страховая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации и имеющая право осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Гарантом по банковской гарантии может быть банк, иная кредитная организация либо страховая организация.
В случае неисполнение туроператором обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению законодатель гарантирует туристу возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Информация о компании, выдавшей турфирме финансовое обеспечение, должна содержаться в договоре о туристском обслуживании. Также Ростуризм размещает и на своем сайте в сети Интернет сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре, в том числе размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования или банковской гарантии, наименование, адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.
Но тут главное не опоздать — денег для возмещения может не хватить на всех как было с туристами туроператора "Капитал-Тур". Часто туроператору страхуют или гарантируют свою ответственность на минимальную сумму, установленную законом, а вовсе не на величину всех своих обязательств.
Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.
Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относится, в том числе, наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.
Причем по закону турист не обязан заранее обращаться к туроператору или турагенту, а может предъявить заявление непосредственно в страховую компанию или в банк. Подробный порядок предъявления такого требования урегулирован ст. 17.5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в РФ".
В общем, главное туристам, не отчаиваться и активно бороться за свои права. Кроме того, важно помнить, что можно будет жаловаться на турфирмы, нарушающие свои обязательства, в территориальные органы Роспотребнадзора и региональные органы, осуществляющие управление в сфере туризма (в Красноярском крае — Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края).