Как местная казна в 2011 году пополняться будет: изменения в региональных правовых актах о налогах
В конце 2010 года депутатами Законодательного Собрания края и Красноярского городского Совета был внесен ряд поправок нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения на региональном и муниципальном уровнях. Изменения вступают в силу с 1 января 2011 года и касаются различных элементов налогообложения в рамках таких специальных режимов налогообложения как упрощенная система для индивидуальных предпринимателей на основе патента, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Планка дохода для применения УСН на основе патента осталась прежней
Максимальный размер потенциальных доходов для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) на основе патента по 69 видам предпринимательской деятельности, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.25.1. Налогового кодекса РФ, будет тем же, что и в минувшем 2010 году. Соответствующие изменения внесены Законом Красноярского края № 11-5285 "О внесении изменения в Закон края „Об упрощенной системе налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента“ от 25.11.2010, вступившем в силу с 1 января 2011 года.
Согласно п. 7.1 ст. 346.25.1. Налогового кодекса РФ размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Сохранение максимальной величины дохода для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на основе патента, на прежнем уровне призвано, по мнению краевых законодателей, поддержать малый бизнес в условиях повышения взносов на обязательное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды с 26 % до 34 %. И все же велика вероятность, что таких мер для поддержки малого бизнеса окажется недостаточно.
Налог на имущество физических лиц: реальность и перспективы
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 14 октября 2010 г. № В-202 внесены изменения в Положение о местных налогах на территории города Красноярска, затрагивающие физических лиц-налогоплательщиков. Вслед за изменениями в Закон РФ „О налогах на имущество физических лиц“ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 новая редакция Положения о местных налогах на территории города Красноярска, дифференцирует объект налогообложения: в качестве самостоятельного объекта налогообложения теперь выделены комната и гараж. При этом сохраняется ранее существовавшая категория объекта налогообложения — „иное строение, помещение и сооружение“. Но наиболее значимым является прямое отнесение к объекту налогообложения долей в праве общей собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, а именно жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иное строение, помещение и сооружение. Таким образом, в части объекта налогообложения Положение о местных налогах на территории Красноярска приведено в соответствие с федеральным законодательством.
Незначительному увеличению подверглись и ставки налога на имущество физических лиц, находящееся на территории г. Красноярска. Так, если суммарная инвентаризационная стоимость жилых домов, квартир, комнат, дач, долей в праве общей собственности на них, принадлежащих налогоплательщику, колеблется в диапазоне от 300 000 до 500 000 рублей (включительно), то ставка налога составит 0,101 %, вместо 0,1 %. Если суммарная инвентаризационная стоимость того же имущества налогоплательщика превышает 500 000 рублей, то ставка налога составит 0,301 % вместо ранее существовавших 0,3 %. Ставки налога для иного имущества и долей в праве собственности на него остаются прежними.
Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (п. 3 Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона РФ „О налогах на доходы физических лиц“ от 2 ноября 1999 г. № 54).
Тем не менее, в недалеком будущем налог на имущество физических лиц может существенно увеличиться: в Государственной Думе прозвучало предложение об установлении налога в размере 1 % от рыночной стоимости имущества. И хотя, Красноярский край включен в число 12 передовых регионов, где должна появиться методика определения рыночной стоимости облагаемого налогом имущества, до момента переоценки такого имущества говорить о повышении налога на имущество физических лиц не приходится.
Земельный налог: не пропустить сроки уплаты и получения льгот
Согласно изменениям в Налоговый кодекс РФ, внесенным Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ, отменившим с 1 января 2011 года уплату авансовых платежей по земельному налогу и изменившим сроки его уплаты налогоплательщиками -физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (п. 51-52 ст. 2 Закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ), Положением о местных налогах на территории Красноярска увеличен срок уплаты земельного налога, который теперь должен быть уплачен не позднее 1 ноября, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом срок предоставления налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы в соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ, сократился: для указанной цели документы должны быть предоставлены в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно новой редакции Налогового кодекса РФ (п. 6 ст. 391) это максимальный срок, который может быть установлен представительным органом местного самоуправления, для предоставления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. Тем не менее, учитывая, что налоговый период по земельному налогу равен календарному году, с предоставлением необходимых документов следует поторопиться.
Табак и алкоголь обложат налогом по полной. Во всех случаях
Несущественная, на первый взгляд, корректировка в Решении Красноярского городского Совета от 29.11.2005 N В-137 „О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Красноярска“, лишила владельцев ларьков и павильонов возможности торговать табачными и алкогольными изделиями с уплатой налога в меньшем размере.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов местного самоуправления в отношении … розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (подп. 6 п. 2 ст. 346.26. Налогового кодекса РФ, подп. 6 п. 2 Решения Красноярского городского Совета депутатов от 29.11.2005 г. № В-137 „О системе налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход на территории города Красноярска“).
Решением от 14 октября 2010 года № В-203 "О внесении изменения в решение Красноярского городского Совета от 29.11.2005 № В-137" депутаты Красноярского городского Совета полностью исключили возможность применения низкого значения базового коэффициента К2, используемого для расчета налоговой базы (величины вмененного дохода) по ЕНВД, к розничной торговле в киосках и павильонах при продаже в них алкогольной и (или) табачной продукции наряду с продовольственными и непродовольственными товарами.
К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности … и иные особенности (ст. 346.27. Налогового кодекса РФ).
Добавив в особенности розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (подп. 6.1.6 раздела 6 Приложения к решению Красноярского городского Совета от 29.11.2005 № В-137 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Красноярска") слова "за исключением алкогольной продукции, табачных изделий", городские власти тем самым лишили предпринимателей права применять коэффициент К2 в размере 0,6 при торговле наряду с продовольственными и непродовольственными товарами алкогольной продукцией и (или) табачными изделиями, уровняв таких предпринимателей с торгующими алкоголем и (или) сигаретами вместе с иными продовольственными товарами (подп. 6.1.2 раздела 6 Приложения к решению Красноярского городского Совета депутатов от 29.11.2005 № В-137), для которых значение коэффициента К2 составляло единицу.
Ранее владельцы павильонов и киосков, торгующие алкогольной продукцией и (или) табачными изделиями наряду с продовольственными и непродовольственными товарами, могли применять значение коэффициента К2 равное 0,6, поскольку попадали в группу "розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, за исключением запасных частей и комплектующих к транспортным средствам, ювелирных изделий и (или) драгоценностей" (подп. 6.1.6 раздела 6 Приложения к решению Красноярского городского Совета депутатов от 29.11.2005 № В-137). До внесения изменений Решением от 14 октября 2010 года № В-203 об алкогольной продукции и (или) табачных изделиях в этой группе не было сказано ни слова. Таким образом, снизить налог на доход от продажи сигарет и алкоголя за счет непродовольственных товаров больше не удастся.
Мария
Петрова/ Обозреватель "Право.Ру/Красноярск"