Как закрыть сельскую школу в обход закона. Ноу-хау красноярских чиновников
Что такое школа для небольшой деревни или села? Это центр культурной жизни, это сельский форум в его изначальном, античном понимании. "Закроется школа — уедет молодежь — умрет деревня" — жители сельской глубинки знают, что это страшно, но правдиво. Как правило, сельские школы являются малочисленными.
"Порог малочисленности" в Красноярском крае составляет:
1) для средней школы (11 классов) - 154 человека;
2) для основной школы (9 классов) – 126 человек;
3) для начальной школы – 56 человек.
Всего же в крае 789 малочисленных школ, что составляет 77 % от общего числа школ муниципальных районов. В них обучается 32 % от общего числа школьников края
Краевое министерство образования и науки уже несколько лет проводит последовательную политику, направленную на радикальное сокращение расходов на образование в малых селах.
Согласно опубликованному на официальном портале красноярского образования проекту концепции модернизации инфраструктуры общего образования муниципальных районов Красноярского края, направленного на преодоление проблемы ограниченности образовательных возможностей малочисленных школ, образование в малочисленных школах края названо ущербным (п. 5.8.), а весомое уменьшение числа малочисленных школ — "ключом" к улучшению состояния инфраструктуры общего образования (п. 6.1.).
В феврале 2009 года министр образования и науки края Вячеслав Башев озвучил задачу прекращения работы 135 малочисленных школ.
Однако закрыть сельскую школу не так-то просто. Все дело в том, что согласно части 5 статьи 34 закона РФ "Об образовании" ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
То есть, чиновники, прежде чем прикрыть сельскую школу или детский сад должны спросить жителей сел и деревень: а Вы согласны на ликвидацию? Но те, конечно же, могут здраво подумать, начать справедливо возмущаться и задавать неудобные вопросы в ответ: Где будут учиться наши дети? Куда будут ездить? Как часто ломаются автобусы? Как чистят дороги? и т.д. И иметь в виду главный вопрос — а долго ли продержится село без школы?
Так вот. Чтобы сельское население края поменьше таких вопросов задавало, в краевом министерстве придумали схему как им обходить закон. Как все гениальное, она проста.
Мы можем судить о творческом прорыве чиновников в деле обхода действующего заонодательства на основе одного весьма любопытного документа – письма Министерства образования и науки Красноярского края от 09.09.2008 № 184 (см. в приложении), в котором заместитель министра края объясняет главе управления образованием одного сельского района как пошагово обходить закон.
Все, оказывается, можно сделать на раз-два-три.
Вначале ту школу, которую нужно закрыть, присоединяют к другой, более удачливой.
Одновременно на базе присоединенной школы создается филиал той, другой школы, в который переводятся все дети. Вроде бы для самих школьников и их родителей ничего не поменялось: ну сменили вывеску и что? Как учились дальше, так и учатся.
И вдруг — как гром среди ясного неба — объявляется решение о прекращении деятельности филиала. И все: и школы в селе нет, и закон как бы не нарушили.
Просто? Да.
Цинично? Да.
Законно? Формально – да. Поскольку как таковой ликвидации, то есть прекращения деятельности организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (статья 61 ГК РФ), нет. Права и обязанности от присоединенной школы передали другой, детей определили в филиал, а она (с согласия муниципального органа управления образованием) взяла и ликвидировала этот филиал как неликвид.
Но по существу-то право на доступное образование нарушено.
И кто пострадал в итоге?
Дети, их родители, сельские педагоги и сама деревня — обреченная на отсутствие будущего…
Павел Александров
Приложение: письмо Министерства образования и науки Красноярского края от 09.09.2008 № 184: