Изменения в Правила дорожного движения: теория и практика применения
Завтра, 20 ноября, вступают в силу изменения в Правила дорожного движения. Изменяются правила использования световых приборов и ремней безопасности, порядка обгона и кругового движения и многое другое. Естественно, за изменениями в ПДД следуют и изменения в КоАП, устанавливающий ответственность за их нарушение. При этом изменения в ПДД коснутся отнюдь не только пешеходов и практикующих автомобилистов, но и тех, кто только готовится сесть за руль и подтвердить свое право на управление автомобилем успешной сдачей квалификационного экзамена: новые билеты в автошколах появятся не раньше начала декабря, а вот сдавать экзамен будущим водителям придется уже в соответствии с новой редакцией Правил.
Из кандидатов — в водители по новым Правилам
Назревшие изменения в Правила дорожного движения (ПДД, Правила) послужили основой для подготовки новых экзаменационных билетов: Департаментом ОБДД МВД России подготовлены и утверждены новые комплекты экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А", "В" и "С", "D".
"В новых экзаменационных билетах улучшено качество графических иллюстраций к вопросам. В процессе подготовки новых билетов были учтены предложения и замечания автошкол, общественных объединений, а также простых автолюбителей. Из перечня экзаменационных билетов были исключены вопросы и ответы к ним, имеющие неоднозначное и спорное трактование", — сообщили в Управлении ГИБДД Красноярского края.
Вот только появятся новые экзаменационные билеты в автошколах не ранее начала декабря: их ведь нужно еще успеть отпечатать и доставить до мест обучения будущих водителей. Тем не менее, изменения в ПДД вступают в силу уже 20 ноября, а это значит, что уже с даты вступления в силу новой редакции ПДД сдавать экзамен придется по новым Правилам. Эту информацию подтвердили в УГИБДД Красноярского края: "Сотрудники экзаменационных подразделений ГИБДД начнут принимать экзамены по новым билетам уже с 20 ноября — со дня вступления поправок в законную силу".
Естественно, что такая ситуация может вызывать вполне обоснованное недовольство со стороны будущих водителей: готовились по одним билетам, а сдавать придется по другим. Затруднительно. В связи с высоким общественным резонансом автомобилисты Красноярска и сотрудники УГИБДД края прокомментировали эту ситуацию.
Как сообщил корреспонденту Сибирского агентства новостей директор ООО "Автошкола" Сергей Дикий, билеты появятся в автошколах примерно через две недели, после того, как их напечатают в Москве, то есть ближе к декабрю. "Сегодня в автошколе мы учим будущих автомобилистов не по билетам, а по новым правилам, которые уже давно есть в продаже. Все изменения по ходу обучения доносят до курсантов".
В тоже время в краевом УГИБДД информацию о том, когда точно новые билеты поступят в край, сообщить затруднились.
Начальник экзаменационного отдела ОГИБДД УВД по Красноярску Эдуард Космачев пояснил, что каждая автошкола должна будет самостоятельно приобрести новые экзаменационные билеты: "До автошкол давно довели информацию о новых билетах. Дальше это уже их задача вовремя приобрести билеты и сформировать материально-техническую базу. Мы, люди в погонах, лишь выполняем приказы вышестоящего начальства", — пояснил он. Но вот проблема: если билеты еще не были напечатаны, то как же их приобрести? Выходит, отсутствие билетов к моменту вступления в силу изменений в ПДД вина не только автошкол.
По словам старшего инспектора по пропаганде отдела ГИБДД Красноярска Галины Кругловой готовиться к сдаче экзамена на право управления транспортным средством нужно не методом тренировки и зубрежки билетов, а на основании теоретических положений ПДД. "Ситуация на дорогах меняется каждые 30 секунд, здесь никто не дает времени заранее тренироваться. Тут нужно принять решение оперативно, основываясь на правилах ПДД. То же самое и на экзамене. Что касается системы обучения по билетам, то ее нужно отменить в принципе. Сдавать — да, по билетам, учить — только по правилам, по теории", — пояснила Галина Круглова.
Пожалуй, следует согласиться с активистом Союза автомобилистов Красноярского края Андреем Зайцем в том, что прием экзаменов ГИБДД в отсутствие новых билетов у кандидатов в водители, это вина законодателя: "Власти отдают приказы, ГИБДД их всего лишь выполняют. … Такая уж у нас страна и такая власть", — заключил Андрей Заяц. Действительно о грядущих изменениях в ПДД было известно еще за полгода до их вступления в силу: согласно п. 2 Постановления Правительства от 10 мая 2010 г. N 316 изменения вступают в силу через 6 месяцев после их официального опубликования. За это время можно было экзаменационные билеты и подготовить, и напечатать, и предоставить все заинтересованным лицам возможность их приобрести.
Что касается выхода из сложившейся ситуации, то он, как и в большинстве случаев, есть: для подготовки к экзаменам действительно нужно использовать текст ПДД в новой редакции, что позволит избежать конфликтных ситуаций как на экзамене, так и на дороге. Кроме того, следует воспользоваться официальными разъяснениями органов ГИББД, в том числе графическими схемами ситуаций на дороге, признаваемых нарушениями с даты вступления в силу новой редакции ПДД.
Так, на официальном сайте ГИБДД МВД России размещен не только обзор основных изменений в ПДД, но и сравнительная редакция старой и новой версии Правил, а также графические схемы типовых допускаемых нарушений (выезд на встречную полосу (трамвайные пути), обгон с выездом на встречную полосу, разворот, поворот налево, обгон тихоходных транспортных средств) и их квалификация с 21 ноября. Безусловно, такие материалы будут в помощь потенциальным кандидатам в водители.
Ну, а для самых боязливых возможно продолжить обучение до поступления новой редакции экзаменационных билетов в продажу или в автошколу, и уже затем сдавать экзамен на право управления транспортным средством.
Основные новеллы Правил движения по дороге
Поскольку объем изменений, внесенных в Правила дорожного движения и вступающих в силу 20 ноября довольно значительный, более подробно остановимся лишь на наиболее существенных из них. С остальными изменениями можно ознакомиться, просмотрев сравнительную редакцию старого и нового текста Правил, размещенную на официальном сайте ГАИ МВД России.
Новые понятия на дорогах
Итак, изменяется и дополняется терминология ПДД: во-первых, уточнены понятия "обгона" и "опасного груза", во-вторых, вводятся такие термины как "дневные ходовые огни", "ограниченная видимость", "опережение", "препятствие".
Так, под "обгоном" новая редакция Правил понимает "опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)". Новое изложение термина "обгон" позволяет безоговорочно отличить последний от опережения (в том числе с перестроением), что существенно снижает возникновение спорных ситуаций между водителями и инспекторами ГИБДД.
"Опережением" же признается "движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства".
Критерием опасности груза теперь служит потенциальное нанесение им вреда "окружающей среде" в целом, а не только "природной". А "препятствием" является "неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе". При этом особо оговорено, что не относятся к "препятствию" затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Под "дневными ходовыми огнями" понимаются "внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток".
Уточнение терминологических понятий и введение новых призвано способствовать единообразному их пониманию всеми участниками дорожного движения, а также исключать возникновение споров между ними и сотрудниками ГИБДД на дороге.
Пешеходный переход — территория безопасности
Новая редакция п. 14.1 Правил дорожного движения обязывает водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших для нее для перехода.
Такие поправки, по мнению ГИБДД, призваны исключить "все двойные толкования того, как именно водитель должен уступить дорогу пешеходу" и способствуют тому, что "пешеходы теперь могут чувствовать себя на дороге в большей безопасности".
Что же касается обязанностей пешеходов, то они, при приближении машины с включенным проблесковым маячком синего или красного цвет, обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы уже находящиеся на проезжей части должны незамедлительно освободить ее.
Внимание! Всем пристегнуться. Исключений больше нет
С 20 ноября всем водителям, севшим за руль, придется пристегнуться. До этой даты не пристегиваться ремнями безопасности могли инструкторы, обучающие вождению, в то время как транспортным средством управляет обучаемый, а также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску, при движении в населенных пунктах (п. 2.1.2 Правил дорожного движения).
Введение нового требования о необходимости использования ремней безопасности всеми водителями без исключения, по видимому обусловлено тем что, "… использование ремней безопасности является чрезвычайно эффективным профилактическим средством и практически на 50% снижает тяжесть последствий при ДТП. Несколько лет назад российские водители, несмотря на все увещевания и разъяснительную работу, пристегивались крайне неохотно, но после увеличения штрафа за неиспользование ремней безопасности большинство водителей и пассажиров стали пристегиваться, и как результат снизилась тяжесть последствий при ДТП", — считают в ГИБДД МВД России.
Круговые перекрестки: расстановка приоритетов
Согласно новой редакции Правил, установление перед перекрестком с круговым движением, знака "Круговое движение" в сочетании с одним из знаков "Уступите дорогу" или "Движение без остановки запрещено", будет означать приоритет водителей, движущихся по кругу (п. 13.9 Правил дорожного движения). Такие перекрестки в Красноярке уже существуют, но ГИБДД намерено оборудовать подобным образом большинство круговых перекрестков страны.
Сейчас (при отсутствии перед ними специальных знаков — М.П.) приоритет имеют транспортные средства, въезжающие на перекресток с круговым движением, — отметили в ГИБДД МВД России. Таким образом, в масштабах страны с 20 ноября правила проезда "круговых перекрестков" фактически поменяются наоборот.
"Чтобы водители не путались, когда круг „главный“, а когда нет, необходимо внимательно смотреть на установленные знаки. При въезде на круг, который является „главным“, перед ним в обязательном порядке будут устанавливаться дорожные знаки „Круговое движение“ в сочетании со знаком „Уступите дорогу“ или „Движение без остановки запрещено“, — поясняют в ГАИ МВД России.
Ближний свет фар станет обязательным
С вступлением в силу новой редакции Правил дорожного движения водители всех транспортных средств в светлое время суток обязаны будут повсеместно двигаться с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями (п. 19.5 Правил). Ранее двигаться с включенным ближним светом фар предписывалось либо водителям определенных транспортных средств, в частности мопедов и мотоциклов, либо всем водителям в определенных обстоятельствах, например при движении вне населенных пунктов. С 20 ноября норма о движении с включенным ближним светом фар в дневное время распространится на всех водителей.
Движение с ближним светом фар должно способствовать сокращению числа дорожных аварий, поскольку делает транспортное средство более заметным для пешеходов и других водителей, что особенно актуально в условиях неблагоприятных погодных условиях, в том числе ливня, сильного тумана.
Тихоходный транспорт даст дорогу остальным
Нововведения коснутся применения знака „Обгон запрещен“, действие которого с 20 ноября не будет распространяться на обгон тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски (п. 21 Правил дорожного движения). Естественно, тихоходное транспортное средство должно быть обозначено как таковое соответствующим знаком. В противном случае водителем, обгоняющим такое средство на территории действия знака „Обгон запрещен“, будет допущено нарушение.
И, наконец, о нарушениях
Практически одновременно с изменениями в Правила дорожного движения вступят в силу и изменения в Кодекс об административных правонарушениях России (КоАП РФ). 21 ноября обновятся положения раздела 12 КоАП РФ, посвященные административным правонарушениям в области дорожных движений. Поправки, в основном, касаются увеличения штрафов за наиболее часто совершаемые дорожные нарушения.
Теперь, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, как одно из самых массовых нарушений, станет частью первой ст. 12.16 КоаП, и будет влечь ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 300 рублей (в настоящее время штраф за это нарушение составляет 100 рублей).
Новая редакция КоАП РФ усиливает наказание за выезд на трамвайные пути встречного направления — вместо штрафа нарушителю грозит лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Тем самым выезд на трамвайные пути встречного направления приравнен к выезду на полосу встречного движения и чреват теми же последствиями, что нашло отражение в ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Однако в случае фиксации выезда автомобиля на трамвайные пути встречного направления исключительно работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи на нарушителя будет налагаться административный штраф в размере 5 000 рублей. Таким образом, при пересечении трамвайных путей в присутствии инспекторов ГИБДД водителям стоит быть особенно бдительными.
В связи с изменениями, внесенными в п. 9.2 Правил дорожного движения, конкретизирующими правила выезда на полосу встречного движения при поворотах налево и разворотах на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, ч. 3 ст. 12.15 КоАП становится ч. 2 ст. 12.16 КоАП и нарушение указанного пункта правил описывается как „поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги“. А вот штраф за данное нарушение останется таким же как и в ч. 3 ст. 12.15 КоАП — штраф от 1000 до 1500 рублей.
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением выделяется в самостоятельный состав правонарушения: статья 12.16 Кодекса дополняется частью 3, предусматривающей наложение на нарушителя административного штрафа в размере 5000 рублей либо лишения права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
В настоящее время данное нарушение, в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 „О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, наказывается по части 4 статьи 12.15 Кодекса, предусматривающей ответственность в виде исключительно лишения права управления.
"Выделяя указанное нарушение в отдельную норму, законодателем было принято решение об установлении штрафа в размере 5000 рублей в качестве альтернативного наказания. Данная мера связана с тем, что во многих городах идет изменение схем организации дорожного движения, вводится одностороннее движение на участках дорог, ранее являвшихся двухсторонними, и нарушения водителей зачастую вызваны не умыслом, а невнимательностью, когда человек едет знакомым маршрутом и действует, что называется, "по привычке", не замечая установленные знаки, запрещающие въезд в нужном ему направлении", — пояснили в ГИББД России.
(по материалам Сибирского агентства новостей, официальных сайтов ГИБДД МВД России, Управления ГИБДД по Красноярскому краю)
Мария Петрова, обозреватель "Право.Ру/Красноярск"