Кручу верчу … или об обоснованности коммунальных тарифов
Урбанизация удалась
Современное общество давно шагнуло в стадию урбанизации. В России доля лиц проживающих в городах превышает 70 % (на 1997 год этот показатель был равен 73,1 %). Процесс урбанизации имеет много аспектов. Сейчас хотелось бы обратить внимание только на один. Важным отличием городов от деревень и сел является то, что системы жизнеобеспечения действуют на принципе централизации. В России сложилась ситуация при которой обслуживание жилищной сферы стало не только существенным сегментом муниципальных бюджетов, но и превратилось в важный финансовый ресурс для местных элит. Чем меньше альтернативных финансовых поступлений в муниципальный бюджет, тем значимее для местной элиты контроль над финансовыми потоками в системе ЖКХ.
Вопрос с обоснованностью коммунальных тарифов периодически подымается. Однако в этих обсуждениях, далеко не всегда задевается вопрос о всей полноте методов, используемых для повышения сумм собираемых за коммунальные услуги. Плавное, на протяжении многих лет, повышение оплаты за коммунальные услуги отчасти снимает остроту темы. Чтобы разобраться в тарифах необходимо обладать не только юридическими познаниями, но и также иметь навык в ряде естественнонаучных дисциплин. Кроме того, люди далеко не всегда готовы настойчиво отстаивать свои права. Как любой узкий вопрос коммунальные платежи регулируются комплексом нормативно правовых актов. Основными являются Жилищный кодекс и Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Помимо этого действует комплекс местных нормативных актов. Поэтому разобраться в этом вопросе действительно сложно. В каждом конкретном муниципалитете своя ситуация, свои нюансы.
Платите сейчас, разберемся потом…
В качестве примера разберем конкретную ситуацию. Республика Хакасия г. Саяногорск. ООО "Центр Строительных и Защитных Технологий" (ООО "ЦС и ЗТ") во главе с генеральным директором Петровым А.Г. с 1 января 2009 г. является управляющей компанией. Изначально в управление ООО "ЦС и ЗТ" было передано 14 домов. С самого начала осуществления хозяйственной деятельности руководство ООО "ЦС и ЗТ" поставило себе задачей исключить начисление необоснованных платежей. Следуя этому принципу, были вскрыты некоторые приемы по получению с получателей коммунальных услуг завышенных платежей.
Согласно п. 25 Постановления от 23.05.2006 N 307 При наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год — исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иными словами при осуществлении расчетов за тепловую энергию необходимо использовать имеющиеся данные за прошлый год, равномерно разделив их на 12 месяцев. В конце года необходимо произвести корректировку. В случае отсутствия данных за предыдущий год необходимо производить начисления по нормативам, а в конце года производить корректировку.
Поставщик тепла настаивал на полной оплате за первый квартал, который является наиболее холодным, в полном объеме уже в апреле. Это создавало ситуацию, при которой граждане должны были уплатить те суммы, которые они должны равномерно уплачивать в течение всего года. Помимо этого создавались условия, при которых можно прикрываясь нормой закона о равномерном распределении оплаты на 12 месяцев, выставлять платежи с завышенными тарифами, к которым граждане уже вроде как привыкли. Однако в случае с ООО "ЦС и ЗТ" этот ход не прошел. С жильцами всем домов состоящих на обслуживании была проведена разъяснительная работа, более того нашлись активисты, которые готовы тратить личное время и силы на соблюдение законодательства. ООО "ЦС и ЗТ" уже почти два года ведут разнообразные судебные тяжбы.
Казалось бы, все проблемы могут легко быть решены на основе показателей приборов учета. Что собственно прямо предусмотрено п. 16 Постановления от 23.05.2006 N 307
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Однако в данном случае это положение закона не желают воспринимать всерьез. Вместо того, чтобы установить фактически потребляемый объем тепла на основании приборов учета установленных в жилых домах, идут исковые разбирательства.
Как продать товар, которого нет
В ходе очередного судебного разбирательства (дело А74-5068/2009) были допрошены лица непосредственно причастные к оказанию услуги по горячему водоснабжению (см. ниже Протокол судебного заседания, прилагаемый к настоящей статье). В ходе допроса было установлено, что конструкция коммуникаций такова, что горячая вода как отдельный товар в принципе не производится. В жилой дом входит труба с холодной водой и с отоплением. Горячая вода появляется из системы отопления, причем после того как она учтена как товар. Поскольку горячая вода идет как отдельный товар, то вся сумма является повторным начислением. Кроме того, есть большие основания подозревать что такой способ "изготовления" горячей воды не позволяет сделать ее надлежащего качества. Высший Арбитражный Суд РФ однозначно высказался, что по ситуации когда предоставлена услуга ненадлежащего качества имеются все основания для отказа в ее оплате (см. Определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-14964/09 30 ноября 2009 г. ).
Там указано:
Разрешая спор, суды установили факт нарушения предприятием установленных договором требований к качеству поставляемой тепловой энергии для целей горячего водоснабжения. Отклонения в температуре поставленной в дом воды вызваны отключением в спорный период системы рециркуляции горячей воды в связи с аварией. Поскольку качество горячего водоснабжения непосредственно связано с функционированием системы рециркуляции, суды пришли к выводу о ненадлежащем качестве этой услуги.
При таких обстоятельствах суды посчитали обоснованным отказ товарищества от оплаты услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Здесь следует пояснить, что горячая вода должна быть изготовлена путем нагрева холодной воды в котельных и поставляться по отдельной магистрали. В суде директора котельных пояснили, что у них нет никаких установок для производства горячей воды, тем более их нет и владельца тепловых сетей. В сущности такого товара как горячая вода не производится.
Сложно сказать насколько эта ситуация типична для России, безусловно где-то предусмотрена возможность для изготовления и транспортировки горячей воды. Но далеко не везде это факт. Там где отсутствует система подачи горячей воды как отдельного товара как минимум имеются основания для постановки вопроса о прекращении начислений за горячую воду, а как максимум о произведении перерасчетов за периоды оплаченные ранее.
Противостояние продолжается
Это далеко не все методы, с помощью которых принимаются усилия по завышению сумм собираемых с граждан за коммунальные услуги. Некоторые методы требуют отдельного углубленного анализа. В частности есть такой прием как введение незаконного коэффициента, который применятся при расчетах. Видимость законности подменяет законность. Точку в этом вопросе должен поставить арбитражный суд.
С самого начала работы ООО "ЦС и ЗТ" столкнулось с ситуацией, когда вся информация в отношении расходов за предыдущий период была скрыта. По сути, сразу как ООО "ЦС и ЗТ" обозначило свою позицию на законность, началась волокита по передаче домов. Приходилось с использованием судебной процедуры и привлечением прокуратуры получать необходимую документацию, которая была получена только к концу 2009 года. Можно только гадать с какой целью это было сделано. Но очевидно, что в этой ситуации гораздо проще скорректировать график оплаты.
Следует отметить, что лица стоящие за спиной истцов не были готовы встретить сопротивление. Ставка делается на административные рычаги. Так в отношении ООО "ЦС и ЗТ" за указанный период прокуратурой было инициировано 19 проверок. Успешное оспаривание необоснованно наложенных на руководство ООО "ЦС и ЗТ" административных наказаний это отдельные истории. Следует отметить, что длительность сопротивления оказанного руководством ООО "ЦС и ЗТ" практике необоснованного повышения тарифов оказалось возможным только в связи с тем, что жители домов осознали свои права и принимают все возможные меры по их отстаиванию. В настоящий момент сложно сделать прогноз о том, чем именно закончится борьба граждан за свои права на понятные и разумные коммунальные тарифы. Все споры происходят в рамках правового поля, и только арбитражный суд окончательно разрешит затянувшийся спор.
Поздняков Михаил Львович, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге
Приложение: Протокол судебного заседания по рассмотрению материалов, представленных в качестве объяснений МУП "ТС" по мотивации своих исковых требований к ответчику — ООО "УК ЖЭО-2"