Общественные советы при органах исполнительной власти края: какими они будут?

26 августа в Красноярске состоялось заседание Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края. Главный вопрос — об образовании и деятельности общественных Советов при органах исполнительной власти края.
Общественный совет — о чем речь?
Общественный совет — новая форма участия граждан в процессе управления. В рамках деятельности общественного совета представители общества могут вместе с чиновниками обсуждать вопросы, находящиеся в компетенции данного органа, выражать свою точку зрения. Общественный совет является постоянно действующим совещательным органом и не является юридическим лицом.
В Красноярском крае в настоящее время созданы общественные советы при территориальных органах федеральных министерств и ведомств, таких как Прокуратура Красноярского края, ГУВД по Красноярскому краю, управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Общественный совет создается с целью организации взаимодействия между государственным органом и общественными объединениями, общественностью. К его работе привлекаются граждане и общественные объединения, другие институты гражданского общества. Некоммерческие и общественные организации работают в социально-значимых сферах: помощь малоимущим, защита окружающей среды, культура, спорт, образование и другое.
Предполагается, что общественные советы будут наделены рядом полномочий, так члены советов смогут:
1) Привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики;
2) Давать заключения о нарушениях законодательства органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в СМИ и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;
3) Проводить экспертизу проектов законов субъекта РФ и нормативных правовых актов государственной власти субъекта РФ, проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) Приглашать руководителей органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления на пленарные заседания общественного совета;
5) Направлять членов общественного совета для участия в работе комитетов и комиссий органов исполнительной власти в порядке, определяемом правительством субъекта РФ;
6) Участвовать в соответствии с законодательством РФ в формировании общественных наблюдательных комиссий.
Общественные советы также смогут выступать своеобразными неформальными арбитрами в спорах между государственными органами и гражданами. Общественный совет может проводить мониторинг государственных инициатив, поддерживать эти инициативы.
При каких органах планируется создавать общественные советы?
В ходе обсуждения прозвучало предложение создать общественные советы при министерствах края, в первую очередь речь идет о министерствах экономического блока — сельского хозяйства, лесного комплекса, экономики, агентстве госзаказа.
Как пояснил председатель Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства Александр Нестеров, в этих структурах сосредоточено распределение внушительных бюджетных сумм — субсидии, льготы предприятиям, работа данных ведомств имеет огромное значение для экономики края, затрагивает интересы каждого жителя. Как расходуются бюджетные средства, на какие цели направляются — эти вопросы представители общественности вправе задать руководителям ведомств, а также рассказать о тех проблемах, которые существуют в данных областях в городах и районах края, предлагать свои идеи по их решению. Общественный совет — это возможность диалога с исполнительной и законодательной властью.
Что и как обсуждалось?
На заседание были приглашены министр сельского хозяйства и продовольственной политики края Леонид Шорохов, министр природных ресурсов и лесного комплекса Елена Вавилова, руководитель агентства госзаказа Дмитрий Кипнис. В ходе полуторачасового обсуждения на заседании ими был поднят ряд острых вопросов, связанных с созданием общественных советов. Чем будет заниматься этот совет? Какие функции выполнять? Что станет входить в компетенцию членов совета? Какие требования к профессиональному образованию членов совета следует предъявлять? Обязательно ли это должен быть узкий специалист или сфера деятельности здесь особой роли не играет? Каков должен быть возраст претендента? В проекте документа изначально предполагалось — с 14 лет (то есть это человек, уже получивший паспорт гражданина РФ), но это не нашло поддержки у участников дискуссии. Если, например, на выборы допускается гражданин, достигший 18 лет, почему в данном случае нельзя придерживаться этого же возрастного ценза, "а не звать в общественный совет детей", тем более, что речь идет о важных секторах экономики, а не, например, о молодежной политике?
Мнения участников заседания были практически единогласны — человек, входящий в состав общественного совета при определенном министерстве должен являться специалистом в данной области, иметь представление о круге задач и работе этого ведомства, а не быть "человеком с улицы". Только в этом случае можно будет говорить о конструктивной работе, а сама структура — общественный совет — не станет формальной организацией, вся деятельность которой в конечном результате сведется к отправке и запросов и получению на них ответов. Общественный совет не должен на деле стать бюрократической машиной, нужны эффективные идеи "снизу", совместный поиск решения существующих проблем.
В результате заседания было принято следующее решение: качество формирования общественных советов — это задача Гражданской Ассамблеи Красноярского края. Требуется более четко определить требования к кандидатам в члены общественного совета (возраст, образование, сфера деятельности, общественные заслуги и т.д.), его персональный состав обязательном порядке станет согласовываться с министерствами.
Что не прозвучало на совещании по общественным советам
Так, до конца не ясен правовой статус общественных советов и их членов с точки зрения организации процесса государственного управления: кто они: сообщество экспертов, агенты влияния от общества или пиарщики ведомства? Пока складывается впечатление, что все три несовместимые функции хотят объединить в одном.
Далее. Кто будет вести диалог с властью? Пока нет четких критериев отбора в члены советов, м не можем говорить об их прозрачности.
Конечно, идея общественного совета как консультативного "экспертно-народного" органа весьма привлекательна и в какой-то мере может позволить сгладить кризис доверия граждан к органам исполнительной власти. Однако это будет, в первую очередь, зависеть от масштаба и "раскрученности" личностей, которые будут входить в состав советов, а не от их профессиональных качеств. С другой стороны, приглашение в члены советов известных общественных деятелей, не "обремененных" профессиональными знаниями, может подорвать реальных экспертный потенциал этих органов.
Непонятны правовые последствия проведенных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов. Скажем, выявил член совета коррупционные нормы в акте, сообщил об этом в ведомство, а там: "молодец, спасибо — мы знаем — до свидания". А дальше?
Далее, чтобы гора не родила мышонка, должна быть, как минимум, широкая дискуссия: зачем нужны общественные советы и как они должны формироваться и работать.