Секта Виссариона: Курагинский район вне правового поля России?

Несмотря на почти двадцатилетнюю историю секты Виссариона это явление не получает надлежащего внимания общественности, тем более не было никак оценено с правовой точки зрения.
В средствах массовой информации проблема секты Виссариона, часть которой изолированно от общества живет на юге Красноярского края — в Курагинском районе, или замалчивается, или подается под соусом таежной диковинки. На сегодня практически никто не попытался донести до граждан общественное значение данного феномена. Между тем, известный отечественный сектовед А. Л. Дворкин дал данной секте разгромную характеристику: "В целом учение Торопа можно охарактеризовать как компот из доморощенного экологизма, неоязычества и преломленных через рерихианство восточных учений в слащавой оболочке из псевдохристианских терминов и псевдобиблейских изречений, пересыпанных полуграмотными псевдославянизмами". При любом отношении к лидеру города Солнца и его учению следует признать неординарные организационные способности. Создать с нуля поселение фанатичных последователей очень сложно. Тот факт, что Сергею Торопу (Виссариону) это удалось, подводит к мысли о том, что перед нами не просто одиночка-"контактер", каких сотни, (многие из которых по имеющимся свидетельствам перебрались в общину), а эффективная организация. Однако на виду только легенда, учитель и его последователи. По опубликованным свидетельствам очевидцев подтверждается наличие четко выстроенной внутренней организации. Каждый человек в секте включен в единую пирамиду и занимает в ней свое место. Далеко неверно утверждение о том, что в общине можно легко спрятаться. Можно только в том случае, если руководство не против. А то, что община выдала однажды террориста, свидетельствует о ее сотрудничестве со спецслужбами.
Сколько людей живет в Курагинском лесу?
Самое первое обстоятельство, на что следует обратить внимание – это на неопределенность численности адептов секты. Сведения очень сильно разнятся. По одним источникам, в секте нескольких сотен человек, по другим - десять тысяч, по третьим - еще больше. Скорее всего, разница складывается из-за того, кого именно подсчитывают.
Когда ведется учет официально зарегистрированных последователей, цифры могут быть незначительные. Если же считать по факту, они существенно возрастают.
Аналогичная ситуация с числом представительств. Официально зарегистрировано два, реально не менее десяти. По данным руководства секты, у нее около 50 тыс. последователей в 83 населенных пунктах РФ и зарубежья.
Реальное количество адептов, по мнению экспертов, составляет около 10 тыс. человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах России.
Формально любой желающий может легко влиться в общину. Сегодня уже не совсем корректно говорить об одном поселении, имеется около 50 деревень, расположенных на площади в 30 тысяч квадратных километров. Община растет, хотя и приобретая более размытые формы, нежели это виделось ее вдохновителю Виссариону, но бесспорен факт большой численности и динамичного роста общины.
Правовой статус организации Виссариона и жителей "Города солнца" под вопросом
Середина 90-х годов связана с активностью получения официального статуса. Организация, созданная Сергеем Торопом в 1996 году, зарегистрировалась как Церковь Последнего Завета.
Во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона, имеющая в своем составе специалистов технического и гуманитарного профиля, мастеров народных промыслов и ремесел, выступила с предложением создать в тайге, вблизи озера Тиберкуль, эконоосферное поселение "Тиберкуль". Для этих целей была разработана развернутая экологическая программа и выделен земельный участок площадью 250 га.
В августе 1997 года эконоосферное поселение "Тиберкуль" стало полноправным членом международного Социально-экологического союза (СоЭС) под названием "Красноярское проблемное отделение СоЭС "Тиберкуль". Успешно учувствует в получении грантов.
При этом сам "Город солнца" в Курагинском районе Красноярского края, в котором проживают члены общины Виссариона, до сих пор не имеет официального статуса населенного пункта. Ни на одной карте его нет. "Прописки" его жители не имеют. Налоги по месту жительства не платят. Воинскую обязанность не исполняют. В выборах не участвуют. От бюджетной медицины отказываются. Детей и браки не регистрируют.
А государство всего этого не замечает или не хочет замечать!
Государство игнорирует "город Солнца". А секта Виссариона бьет по суверенитету российского государства
Теперь зададимся вопросом, – каким образом относиться к существованию в крае многочисленной динамично растущей секты? Не углубляясь в философские дискурсы о свободе совести и теологические нюансы, следует констатировать, что имеет место большая по численности динамично развивающаяся общность людей. Принципы этого объединения скрыты за общими рассуждениями. Неясным остается механизм функционирования самой общины. Очевидно, что для роста необходимы финансовые вливания извне. Разговоры о бесконечном пожертвовании со стороны последователей не могу рассматриваться как основной источник. Приверженцем скорее станет человек, не имеющий значительного имущества. Но главное — это нельзя рассматривать как стабильный источник. К утверждениям о том, что важным финансовым источником являются продажи картин Виссариона, на мой взгляд, следует относиться критически.
Одним словом, принципы функционирования организации неизвестны. Общественность, в первую очередь жители Красноярского края, не имеют представления о процессах, происходящих рядом. И не очень ими интересуются.
Активная миссионерская деятельность секты Виссариона — это факт, который не оспаривается никем. Соответственно можно констатировать заинтересованность секты в расширении как своей численности, так и территории. Вполне вероятно, что в настоящий момент эта задача активно не преследуется. Но успех бурного роста в 90-е говорит о большом потенциале. Неудивительно, что ее наибольшая активность приходится на наиболее нестабильные годы. Это вполне логично и свидетельствует о наличии возможности при наличии благоприятных внешних обстоятельств распространения идеологии на новые территории и захвата все новых умов. Далеко не каждый житель края знает, что в общине уже выросло целое поколение со своими ценностями. Рождение детей является приоритетной задачей для сектантов. В связи с преобладанием женского пола, объявлено о допустимости многоженства, что прямо нарушает законодательство РФ.
Община Виссариона — уже не РФ?
Территория, заселенная последователями Церкви последнего завета имеет отличия от иных территорий РФ. Главное отличие сводится к тому, что официальная власть контролирует территорию ровно в той степени, в какой это принимает сама община. Образно говоря – это закрытая изнутри территория. По неофициальным свидетельствам, наличие даже официально зарегистрированных последователей, а соответственно имеющих право избирать и быть избранным в представительные органы власти, превосходит численность местного населения Курагинского района. В связи с этим Виссарион и его мнение является не последним решающим фактором в политической конфигурации Курагинского района. История секты начиналась с жесткого конфликта с местной властью. Сейчас если не идиллия, но о напряженности никто не говорит.
Община имеет свои отличия по организационному строению от любой иной сельской территории, где люди не охвачены организационной структурой, конкурирующей с государством.
Следует обратить внимание, что поселение основано на исконно староверческих землях на юге края и по факту секта отвоевывает землю у староверов и находится с ними в противостоянии.
Если староверы воспринимаются как некая диковинка – люди, которые не желают контактов с современной цивилизацией, а поэтому не претендующие на миссионерство, то виссарионовцы представляют из себя совершенно противоположное начало. Нацеленность на контакт с обществом, на взаимодействие и пропаганду своих взглядов являются приоритетным направлением. Ну, какая староверческая община имеет свой сайт? А церковь нового завета имеет и предлагает любому желающему приобщиться к ее ценностям.
Социальное регулирование в общине — не правовое: государство "не дотягивается" до курагинских лесов.
Община Виссариона это не безобидные поселения по аналогии со староверческим, которое замкнуто в себе. Как было отмечено, это организация, претендующая на внешнюю экспансию. Уже в прошлом традиционно недоброжелательное отношение местных к "наехавшим из города", которое испытали на себе первые поселенцы "Города Солнца" от жителей Курагинского района. Впору переходить к известному анекдоту, когда приезжие в Москве, возмущенно произносят "понааставались тут".
Теперь зададимся вопросом, на основании каких законов и правил проживают люди в общине Виссариона? Каким образом там поддерживается режим законности? Здесь нам стоит признать, что все наше законодательство выстроено в расчете на один вариант, когда человек проживает своими проблемами и интересами на территории, где эффективно функционируют органы власти. Проще говоря, вопрос отличий адресата законодательных норм как бы не существует. Срабатывает стереотип надежды на аппарат принуждения. Однако как показывает практика, в отдаленных местностях эти надежды необоснованны.
В случае если это государство реально не может "дотянуться" до адресатов правовых норм, эффективность метода законодательного регламентирования сводится к нулю. Законодательство всегда конструируется исходя из презумпции однородности и одинаковости социальной среды. Но это неверно. Если в советский период существовала задача по выравниванию большинства показателей, и она была выведена на уровень официальной доктрины, при этом имелись средства достижения этой цели, то сейчас задачу усреднения общества никто не преследует. Напротив, провозглашена идея индивидуализма. У современной России в арсенале гораздо меньше средств по влиянию на общественные процессы нежели это было у ее предшественника. Это подводит к мысли о том, что сегодня на первое место выдвинут метод правового регулирования. Соответственно, неработоспособность этого метода позволяет ставить вопрос о неявном выпадении территорий из под контроля российского государства. Это мы видим в Курагинском районе.
Стиль, в котором работает современный российский законодатель, не предполагает дифференциации социальной среды. Вопрос дифференциации правовых механизмов просто не озвучен. Все якобы пребывают в уверенности, что на всех территориях России правовая норма воспринимается одинаково. При этом совершенно игнорируется необходимость скрупулезного анализа условий, при которых правовая норма начинает действовать, а не превращается в просто бумажку со следами типографской краски. Конечно, в действующем законодательстве России есть множество понятий, обозначающих разный статус человека в обществе, но это проблему не решает. Вопрос сводится к тому, что если отсутствует возможность контролировать правоприменительный процесс, любой закон превращается в фикцию. Успешность того же института участковых на отдаленных территориях определяется тем, что проявления несогласия с общим порядком единичны. Если же они носят массовый характер, обычный "набор средств" уже не работает. Например, мало известно о способах вырубки леса последователями Виссариона для строительства своего города. Вряд ли они дисциплинированно ездят за получением разрешения. Но это только пример, хотя и безобидный.
Единственным выходом, который предложен законодателем в этой ситуации, — это перевод отношений в область деликта (уголовного, либо административного). Но результативность этого метода основана, во-первых, на его исключительности, а, во-вторых, на наличии потенциала правоохранительной системы. Этот потенциал сосредоточен в городах. Отдаленные территории находятся вне возможностей усиления и при наличии тихого несогласия с предложенными правилами фактически выпадают за пределы законодательной орбиты. Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что при отсутствии негативного отношения власти, например, официального признания секты тоталитарной, вообще заблокирована возможность активного воздействия на ситуацию. В общине Виссариона все именно так и обстоит. Вопрос об объективных оценках ее деятельности долгие годы не ставился. И не ставится сейчас.
Очевидно, что необходимо формулировать комплекс новых законодательных мер, предполагающих дифференцированное отношение к территориям. Сейчас фактически идет замалчивание процессов, происходящих в Курагинском районе. Выбран способ изолирования обывателя от информации. Но это не устраняет самого факта. Достижение конституционных принципов возможно при наличии целостного правового пространства. Если есть официальные законодательные органы, то следует задаться вопросом о том, какое значение имеет их деятельность для людей, проживающих на территориях, закрытых изнутри. Например, известны единичные случаи смерти людей в секте от истощения. А может, и не единичные. Как к этому относится? Как влиять на ситуацию? Ответов нет.
Теперь спроецируем проблемы на российский масштаб.
Самое страшное в том, что государство, молчаливо разрешая такие общины, живущие как бы на его территории, но никак ему не подчиняющиеся, перестает выполнять свою главную миссию — определять правила игры в обществе и контролировать их выполнение. Тем самым — расписывается в собственном бессилии.
Поднятые проблемы присущи множеству территорий РФ. На примере секты Виссариона они могут быть только ярко проиллюстрированы. В России большое число территорий, имеющих шанс считаться закрытыми изнутри и контролируемыми центральной властью лишь условно. Начиная от разнообразных общин и заканчивая большими территориями некоторых субъектов. Сколько людей живет на территории РФ, принципы существования которых качественно отличаются от тех усредненных показателей среднестатистического гражданина, определенных законодателем? Это достоверно неизвестно. Игнорирование проблемы, замалчивание информации о реальных процессах, происходящих на территориях, подобных секте Виссариона, ставит вопрос о скорейшем пересмотре организационных принципов правоприменительной деятельности. Традиционная модель, когда все сводится только к конструированию "желаемого образа завтра" и совершенно игнорируется вопрос "как этого достичь?", в современных условиях не всегда работает.
Для этого необходима активизация и правовых исследований, в рамках которых следует сформулировать новые понятийные конструкции. Они должны, с одной стороны, не противоречить конституционным принципам, а с другой стороны, обеспечивать максимальную реализацию правовых норм. Без этого законотворческая деятельность с точки зрения людей, проживающих на указанных территориях, будет представлять из себя посмешище, а каждый новый закон будет выступать почвой для роста правового нигилизма по стране в целом. В современном мире именно метод правового регулирования определяет качество суверенитета каждого государства. Если в правовом пространстве имеются белые пятна, то и в перспективе вопрос о единстве и целостности государства можно ставить под вопрос.
Михаил Поздняков