Горячей воде в квартирах красноярцев – быть! Но когда?
Вчера практически все новостные агентства огорошили жителей Советского района Красноярска – горячей воды в мкр. "Северный", "Старый Аэропорт", части жилого массива "Зеленая роща" не будет еще 10 дней. Итого, большая часть самого крупного района в городе будет страдать без горячей воды подряд 20 дней лета. Попробуем разобраться, почему это случилось и законно ли это?
Утром деньги, вечером – воду
В начале июня по завершении отопительного сезона красноярские СМИ неоднократно сообщали о том, что горячая вода в квартирах красноярцев после плановых отключений так и не появится. Причина – долг горожан перед основным поставщиком горячей воды – ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания" (ОАО "ТГК-13") составил более миллиарда рублей. Энергетики настроены решительно и намерены наказать нарушителей: в каждом доме, где есть хотя бы один неплательщик, горячая вода после плановых отключений не появится до тех пор пока на счет энергетической компании не будет перечислена сумма задолженности. Накануне окончания профилактических работ энергетиками на подъездах домов появились соответствующие объявления. Но ведь вместе с неплательщиками пострадают и добропорядочные жильцы, исправно оплачивающие коммунальные услуги. Попытаемся установить, правомерна ли такая позиция энергетиков и что в такой ситуации делать добросовестным жильцам домов с "подмоченной" репутацией.
Не для кого ни секрет, что для успешного решения проблемы нужно прежде всего понять ее истоки.
Так, по официальным данным пресс-службы ОАО "ТГК-13" задолженность за 5 месяцев отопительного сезона 2010 г. составила 1,4 млрд. рублей. Из 264 жилищных организаций Красноярска задолженность свыше двух платежных периодов накопили 115 организаций.
Без вины виноватые
Задолженность за поставку горячей воды образовалась вследствие неуплаты коммунальных платежей владельцами жилых помещений жилищно-эксплуатирующим организациям — управляющим компаниям и ТСЖ. Последние в свою очередь не смогли рассчитаться с поставщиком горячей воды — ОАО "ТГК-13", — сообщает пресс-служба ОАО "ТГК-13". Получается, что первоначально задолженность перед энергетиками возникла именно вследствие неуплаты коммунальных платежей нерадивыми жильцами. И вроде бы, с одной стороны совершенно справедливо, что претензии в конечном итоге предъявляются к жильцам многоквартирных домов. С другой стороны, многоквартирные дома предполагают значительное количество владельцев жилых помещений, должников среди которых может оказаться как раз меньшинство. Случается и так, что во всем доме квартир на 100 — 200 может оказаться один-два патологических неплательщика. А энергетики считают наиболее эффективной мерой борьбы с такими неплательщиками отключение всего дома от горячего водоснабжения. И справедливо ли то, что в этом случае пострадает значительно большее количество добросовестных жильцов? Думается, ответ очевиден.
Предложение энергетиков находится вне правового поля
Что предлагают энергетики? Цитируем сообщение на сайте ТГК-13: "Однако и жильцам необходимо помнить о своевременных и полных расчетах за коммунальные услуги. А кроме того, являясь совместными собственниками жилых помещений, жители могут и должны применять меры общественного воздействия по отношению к своим соседям-должникам.
Вот это да! В качестве варианта решения проблемы помимо собственно погашения долгов должниками энергетиками предлагается принятие "мер общественного воздействия по отношению к своим соседям-должникам"!
Представьте себе всю "эффективность" такого подхода, если, к примеру, 80-летняя бабушка, более прочих нуждающаяся в горячей воде, пойдет "выбивать" долги с соседа – мастера спорта по боксу.
Могут возразить, что вариантом будет являться создание инициативных групп жильцов, наиболее активные из которых и будут деятельно решать проблему. Однако многие ли жильцы имеют силы и время на то чтобы самостоятельно разбираться с нерадивыми соседями-неплательщиками? Да и подчас просто человеческого сочувствия к чужой проблеме тоже у многих не хватает. Поэтому идея с инициативными группами вряд ли окажется эффективной на все 100 процентов, хотя, безусловно, определенный положительный эффект она может принести.
Впрочем, "общественное воздействие", зная энергичность нашего озлобленного на жизнь народа, обязательно принесет еще и заявления в милицию о самоуправстве, а это – уголовно наказуемое деяние и разобраться, где грань между дозволенным и недозволенным будет весьма непросто. Так что, можно сказать, что ТГК-13 в определенной мере провоцирует рост числа правонарушений.
В любом случае предлагаемое взыскание долгов с соседей должников — мера социального характера. Имеет ли она под собой какие-либо правовые основания? Ответ на этот вопрос, надо сказать, будет неутвердительным по одной простой причине – соседи не являются участниками правовых отношений между неплательщиком и управляющей компанией и энергетиками. Представьте, Вы хотите покупаете в магазине булку хлеба, а продавец говорит: я не буду продавать тебе хлеб, пока ты не сделаешь так, что Вася Пупкин не отдаст мне свои долги за булки хлеба, которые я ему продал. Абсурд? Точно. Но именно это и предлагают нам энергетики.
И, обратите внимание, энергетики перекладывают с себя и управляющих компаний ответственность за претензионно-исковую работу с неплательщиками, проще говоря, они хотят, чтобы жители стали одновременно и их юристами, и их коллекторами.
Что же с правовой точки зрения можно еще сказать?
Вниманию граждан! 14 дней подряд без воды – это предел!
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (далее — Правила) при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно Приложению № 1 и пункту 10 Правил допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды для проведения 1 раз в год профилактических работ устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 3.1.11. СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 г. № 20 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Таким образом, как только непрерывное отключение горячей воды в Советском районе превысит 14 дней, можно "поздравить" энергетиков с нарушением законодательства. Но что в таком случае делать страдающим жителям?
Ответ прост – жаловаться!
Роспотребнадзор начеку!
Причем жителей готов поддержать краевой Роспотребнадзор.
Так, на его официальном сайте можно прочитать следующее: "Управление доводит до сведения предприятий жилищно-коммунального комплекса и граждан-потребителей коммунальных услуг следующее.
В соответствии с репортажем от 02.06.2010 года в программе новостей на „7 канале“, горячая вода в квартирах 4 июня не появится из-за накопившегося долга за неуплату жилищно-коммунальных услуг. Накануне на подъездах домов появились объявления с указанной информацией. Горожане накопили общий долг перед поставщиком горячей воды – Открытого акционерного общества „Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)“ больше миллиарда рублей. Таким образом, энергетики настроены наказать неплательщиков. В каждом доме, где есть хоть один неплательщик горячей воды не будет, пока положенные суммы не появятся на счетах компании. В Открытом акционерном обществе „Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)“ считают это единственным эффективным методом для того, чтобы потребители рассчитались с долгами.
На основании вышеизложенного, Управление обращает внимание предприятий-исполнителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, на недопустимость отказа в подаче гражданам горячей воды сверх допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды.
…Таким образом, в случае отсутствия горячего водоснабжения сверх допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды – убедительно просим Вас сообщать о подобных фактах в адрес Управления для последующего обращения Управления в суд в защиту интересов потребителей (неопределенного круга потребителей)".
Куда жаловаться: Адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю: 660097, г. Красноярск, ул. Каратанова, д. 21.
Параллельно с жалобой в Роспотребнадзор можно пожаловаться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, которое должно проверить соблюдение энергетиками специального законодательства. Отметим, что в Пермском крае уже был прецедент – местный УФАС оштрафовал пермскую ТГК-9 за отключение горячей воды на 2,5 миллиона рублей. Читайте об этом на "Право.ру".
Адрес УФАС по Красноярскому краю: 660017, г.Красноярск, пр.Мира,81.
Ну и, конечно же, стоит продублировать жалобы в краевую прокуратуру.
В общем, пока жителям можно дать один совет – не поддаваться на провокации и готовиться к борьбе.