Восемь тонн ответственности
26 марта в 15:06 на перекрестке улиц 9 Мая и Водопьянова в микрорайоне Северный упал башенный кран. Пострадало шестеро человек и девять автомобилей, чрезвычайное происшествие на несколько часов парализовало движение транспорта в Советском районе Красноярска. Кран переломился практически у самого основания и упал на автомобили, стоящие в "пробке", многотонная конструкция "приземлилась" рядом с автобусной остановкой, на которой томились в ожидании автобуса люди. Махина перегородила восьмиполосную проезжую часть, сломав разделительный барьер на дороге и повредив светофор.
В наш технократический век поломки и аварии на производстве — отнюдь не редкость. Ломаются сверхсложные компьютеры, ломаются не особо сложные бульдозеры, заводские станки. Этим никого не удивишь. Обычно такие вещи становятся прерогативой страховых компаний, владельцев и трудового коллектива фирмы. Потому что поломки строительного оборудования — это дело корпоративное. Корпоративное или общественное?
А теперь представьте, что вы за рулем автомобиля и стоите на каком-то перекрестке города с большой строительной активностью. Так вот, в зеркало вы наблюдаете, как 8-ми тонная железная махина медленно рушится на переполненную дорогу и, похоже, зацепит и ваш автомобиль тоже. Стрела крана, поднимая тучи пыли и крики, отрубает вам полсалона, превратив машину в набор покореженных автозапчастей…
Понятно, что такое событие сразу же становится делом общественным. А общество всегда в первую очередь желает знать, кто же виноват в произошедшем. Особенно та его часть, что стала нечаянными участниками трагедии. Давайте разбираться вместе.
На строительной площадке на углу улиц 9 Мая и Водопьянова строительство ведет ПСК "Омега". Вопрос кому принадлежит упавший кран до сих пор выяснить ни потерпевшим, ни журналистам не удалось. Почему это так старательно скрывается от всех, непонятно. Сразу прозвучало, что кран КБ-ОТЗ-125В принадлежит подрядчику ООО "Стройтехнология", в день аварии в компании "Омега" от комментариев по поводу случившегося отказались. Первоначально прокуратура указывала ООО "Стройтехнология" владельцем аварийного крана. Однако до сих пор достоверно не выяснено кто же является владельцем источника повышенной опасности?
С точки зрения гражданского законодательства башенный кран является источником повышенной опасности. В нормативных актах прямо не перечислены объекты, являющиеся источником повышенной опасности. Вывод о том, что объект является таковым можно сделать, опираясь на специальную норму гражданского законодательства. Статья 1079 ГК РФ приводит примерный перечень видов деятельности, представляющих повышенную опасность для окружающих. Отнесение тех или иных объектов к источникам повышенной опасности зависит, как минимум, от двух признаков:
1) их вредоносного свойства;
2) невозможности полного контроля за ними со стороны человека.
Согласно гражданского законодательства, если вред причинен при использовании источника повышенной опасности, то вина его владельца законом презюмируется, то есть не нужно доказывать вину владельца. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ владелец освобождается от ответственности по возмещению причиненного вреда, если докажет:
- что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;
- что источник выбыл из его владения в результате противоправных действий других лиц.
Субъектом ответственности по ст. 1079 ГК РФ является владелец источника повышенной опасности, под которым следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, по доверенности на управление транспортным средством, в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование источника повышенной опасности и т.п.). Не признается владельцем и не несет ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (в данном случае крановщик).
На специальном брифинге 29 марта по поводу инцидента в Советском районе прошла информация, что ПСК "Омега" является собственником башенного крана. Всем пострадавшим от падения крана предложили обращаться в ПСК "Омега", которая и будет заниматься выплатой морального и материального ущерба. Так, на понедельник 29 марта, в краевой больнице находилось двое пострадавших: 26-летний крановщик в реанимации и водитель такси, машину которого повредила упавшая металлоконструкция.
Сделано в Китае
Доподлинно известно, что упавший кран был произведен в КНР и считался новым, поскольку отработал всего два года и с его помощью был построен всего один 17-этажный дом в этом же квартале. "У нас в Красноярске есть целая система эксплуатации особо опасных механизмов, — объяснил Александр Пуртов, генеральный директор ПСК „Омега“ — Кран ежемесячно подлежит осмотру. Каждый день крановщик, прежде чем приступить к работе, должен проверить, годен ли кран к эксплуатации и сделать об этом запись в специальном журнале. Прораб, работающий на этой стройке, должен подтвердить своей подписью в журнале, что кран исправен и готов к эксплуатации. Кроме того, Ростехнадзором ежегодно кран детально обследуется и испытывается".
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляется строительство, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
В настоящее время сертификация и эксплуатация башенных кранов осуществляется в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 31.12.1999 N 98. Согласно пункту 4.1 указанных правил краны, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям Правил и других нормативных документов. В соответствии с этим документом кранам, приобретаемым за рубежом, необходимо пройти сертификацию и получить паспорт. Решение о возможности применения приобретенных за рубежом кранов с учетом заключения экспертизы промышленной безопасности принимает Госгортехнадзор России.
Согласно пункту 9 правил краны до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Кроме того, краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию
а) частичному — не реже одного раза в 12 мес.;
б) полному — не реже одного раза в 3 года.
Кроме того, Правилами предусмотрено и внеочередное полное техническое освидетельствование крана после каких-то реконструкций крана или после замены его элементов или узлов. Все случаи четко оговорены в Правилах и при каждой операции сведения заносятся в паспорт крана. При техническом освидетельствовании кран должен подвергаться осмотру, статическим и динамическим испытаниям.
По словам Пуртова, строительной компании "Омега" принадлежат еще два таких же крана, и ранее нареканий к ним не было. Свой выбор бизнесмены объяснили следующим: по сравнению с российскими, китайские краны обладают большей компьютеризацией, большей скоростью. Как рассчитывали строители, в этих кранах больше приборов, контролирующих безопасность конструкции.
Вообще, сложно утверждать о том, что отечественная техника более надежна, чем китайская. Однако нужно отметить, что серьезных нареканий к отечественной продукции у заказчиков нет. В России производство башенных кранов налажено, в частности, в Уральском регионе, и в "Омеге" планировали закупить несколько отечественных, однако в связи с финансовым кризисом сделать это не удалось. Отечественные производители башенных кранов берут на вооружение современные зарубежные технологии, используя импортную начинку в сочетании с российским металлом, из которого делается башня и стрела.
Есть еще такой вот довольно важный нюанс. При производстве отечественных кранов контролирующие органы проверяют краны еще на стадии их производства. Здесь важно все: качество стали, качество сварки, учитывается, при каких температурах планируется использовать кран. Проводятся испытания на прочность конструкций, специальные испытания металлов и сплавов, например "пробы на разрыв".
А вот при "китайском" варианте сертификат о качестве получает не конкретный кран, а сразу вся выпускаемая серия. То есть, башенные краны от китайских производителей оцениваются как коробки с обувью. Если у той, что вытащили, каблук на месте, значит, и у всех тоже. Уместен ли в данном случае такой метод — большой вопрос.
Можно предположить, что участники краевого строительного рынка теперь обратят пристальное внимание на грузоподъемные механизмы, произведенные за рубежом — не только китайские, но и европейские, бывшие в употреблении и привезенные в Россию. "Российские краны, несмотря на свою архаичность, проверены временем, — отметил Антон Глушков, — то опыта использования грузоподъемных механизмов иностранного производства в таком количестве нет. Большая часть техники — новая, используется 2-3 года, это небольшой срок эксплуатации, и все нюансы на сегодня нужно выявить". По данным председателя Совета НП "Саморегулируемая корпорация строителей" Антона Глушкова, на территории Красноярского края сейчас используется 13 кранов китайского производства, и по ним всем будет проведена ревизия Ростехнадзора.
Бремя ответственности - ты чье?
Проблемы промышленной безопасности всегда будут предметом споров об ответственности между государством и собственниками. Бизнесмены твердят - требования контролирующих структур к промышленникам по обеспечению безопасности год от года растут, растут и суммы штрафов за невыполнение этих требований. Очень странно, но должного эффекта нет - вместе с этим растут и показатели аварийности и производственного травматизма. Причины аварийности различны, но в первую очередь, специалисты отмечают халатность людей и технологическое отставание.
А что же государство? Такое ведомство как Ростехнадзор выполняет одну из важнейших государственных функций, обеспечивая защищенность опасных производственных объектов, работников данных объектов, населения и окружающей среды от угроз техногенного характера. Среди прочих у этого органа есть функция по надзору за подъемными сооружениями. Ежегодно этот орган проводит учет аварий и анализирует их причины.
Так вот, государственный орган традиционно настаивает на недостаточных размерах штрафов для нарушителей норм промышленной безопасности. Как неоднократно заявлял глава МТУ Ростехнадзора по СФО Леонид Баклицкий, "владельцы предприятий не хотят вкладывать серьезные средства в обеспечение безопасности труда, им легче вложить средства в лоббирование своих интересов в Госдуме. Из них лишь единицы серьезно модернизируют производство".
По оценкам экспертов Ростехнадзора, основными техническими причинами несчастных случаев на производстве являются недостаточная изученность технологических процессов (50%), неисправность технических устройств (25%) и конструктивное несовершенство оборудования (25%). Среди организационных причин выделяют неэффективность производственного контроля и низкий уровень знаний требований промышленной безопасности (по 30%), нарушения производственной дисциплины (25%), неправильную организацию работ (15%).
Ростехнадзор отмечает, что во всех отраслях остро стоит проблема замены оборудования, качественное проведение экспертиз промышленной безопасности. Процесс модернизации и замены оборудования под силу только крупным компаниям. Большинство прочих могут позволить себе в лучшем случае частичную замену мощностей преимущественно не самым современным импортным оборудованием. Поэтому спорам об ответственности государства и собственников в этом процессе не видно конца.
Есть ли толк от взаимных претензий, если качество не растет? Большинство представителей бизнеса продолжает настаивать на необходимости господдержки мероприятий по промышленной безопасности, особенно в части технического и технологического переоснащения производства. Это тем более актуально для предприятий, не входящих в структуру крупных холдингов. Тех, где действительно процесс старения основных фондов опережает темпы капитальных и текущих ремонтов.
Сказывается дефицит инженерных и технологических кадров, ориентирующихся в современных технологиях, общее состояние среды, противодействующей развитию промышленного производства (высокие ставки земельного налога, давление монополий - транспортные тарифы, энергоресурсы).
Ответственность за государство и бизнесменов возьмут на себя некоммерческие организации или страховщики
Видимо государство решило, что одним контролем в таких ситуациях не обойдешься, перенимая опыт цивилизованных отношений, решило, что эффективней будет саморегулирование в строительной отрасли. Согласно законодательству с 1 января 2010 года лицензирование в строительной отрасли отменено и заменено институтом саморегулирования. Компания, вступившая в саморегулируемую организацию (СРО), обязана получить свидетельства о допуске к тем видам работ, на которые она претендует. Обязанность СРО - предупреждать причинение вреда третьим лицам, оказывать влияния на безопасность объектов капитального строительства, которое ведут компании-членские организации и, в случае необходимости, возмещать причиненный вред.
После происшествия в Красноярске Антон Глушков заявил: "Саморегулируемая организация выступает в качестве гаранта возмещения понесенных моральных и материальных затрат независимо от того, какая компания будет установлена в качестве виновника произошедшего. Возможно, это будет вина завода-изготовителя либо техническая ошибка, либо нарушение техники безопасности. После окончания следствия будут оглашены результаты. Но автовладельцы и пассажиры автомобилей могут быть уверены, что весь ущерб им будет компенсирован. Пока непонятно, за счет каких средств, в крайнем случае, это будут средства компенсационного фонда саморегулируемой организации".
Законодательство предписывает, что в случае нанесения ущерба в результате некачественно произведенных работ, влияющих на безопасность, в первую очередь этот ущерб возмещается за счет страховых выплат. Все члены строительных СРО обязаны застраховать свою ответственность - это одно из условий их членства в СРО. Если страховых выплат будет недостаточно, компания рассчитывается с пострадавшими из собственных средств. Если и их не хватит, оплата производится из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Резюмируя все вышесказанное, хочется сказать две вещи. Хорошую и плохую. Хорошо, что никто из участников трагедии в Советском районе не погиб, виновных мы уверены установят, а пострадавшим скорее всего возместят ущерб. А плохо - то, что с нынешней ситуацией в секторе промышленной безопасности всем остается ждать, пока на нас не свалится еще что-нибудь. Проблема эта системная: отсутствие как поддержки отечественных производителей, так и внятной промышленной политики на федеральном и региональном уровнях по промышленной безопасности.