Суд не стал восстанавливать на работе педагога, уволенного за преступление многолетней давности

Краевой суд отказался восстанавливать на работе педагога, который 28 лет назад был осужден за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности (дело № 33-1756/15). Ранее суд первой инстанции счел, что раз преступление не было тяжким, а истец позже долго и без нареканий работал с детьми, он и дальше может заниматься их воспитанием.
Как следует из материалов дела, истец работал педагогом в детском образовательном центре "Честь и слава Красноярья", расположенном в спортивно-оздоровительном комплексе "Зеленые горки" (Манский район Красноярского края). Мужчину уволили по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку выяснилось, что в 1986 году он был осужден по ст. 120 и ст. 183 УК РСФСР за совершение развратный действий в отношении несовершеннолетних и понуждение потерпевших к даче ложных показаний путем подкупа к 3 годам лишения свободы.
С увольнением он не согласился и оспорил его в суде. Совершенное им преступление – небольшой тяжести, утверждал мужчина; кроме того от наказания он был освобожден по амнистии, а судимость погашена. Свои обязанности он длительное время выполняет безупречно, неоднократно поощрялся за добросовестный труд, пользуется заслуженным авторитетом среди воспитанников и их родителей, заявлял истец.
Советский районный суд аргументацию уволенного работника принял и 13 ноября минувшего года постановил восстановить его на рабочем месте и взыскать с образовательного центра заработную плату за время вынужденного простоя. Текст решения на момент написания материала в судебной базе отсутствовал.
С выводами суда первой инстанции не согласилось как руководство "Чести и славы Красноярья", так и прокуратура. В апелляционной жалобе представитель образовательного центра, в частности, указывал, что истец в свое время был осужден за совершение развратных действий в отношении несовершеннолетних девочек и освобожден от наказания по нереабилитирующим основаниям. Аналогичные аргументы приводило и надзорное ведомство.
Краевой суд, изучив дело, пересмотрел решение коллег. Согласно ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, в том числе, за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что КС РФ в 2013 году своим постановлением признал несоответствующими Конституции ряд положений Трудового кодекса (п. 13 ч. 1 ст. 83, абзаца третьего ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1) в той мере, в какой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью для судимых за совершение не тяжких преступлений. Районный суд счел, что истец после приговора 28 лет занимался дополнительным воспитанием детей и нареканий не имел, в связи с чем не представляет опасности для жизни, здоровья и нравственного развития детей.
С учетом возраста потерпевших, совершенное истцом деяние до сих пор не декриминализовано, возразил краевой суд. Это свидетельствует о распространении на истца положений ТК об абсолютном запрете педагогической деятельности. Решение первой инстанции 2 марта было отменено с вынесением нового: в удовлетворении истцом требований о восстановлении на работе отказать.